Урок письма в 1 классе. Заглавная и строчная буква Я.


Цель:
научить писать строчную букву я;
учить писать букву в соединении с другими буквами;
Задачи:
познакомить с особенностями звуков [йа];
совершенствовать умение выделять звуки [йа] из слов, различать печатный и письменный шрифт;
умение делить на слоги слова и отмечать в них опасные места;
ставить ударение в словах, способствовать развитию логического мышления, связной речи детей;
воспитывать усидчивость, аккуратность, наблюдательность.
Актуализация знаний.
Отгадывание загадок
– Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
– Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
– Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
– Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
– Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул, наконец,
Так и выскочил жилец. (Яйцо и цыпленок)
– Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
– Какая же буква гость нашего сегодняшнего урока? (на какую букву начинаются все слова)
-Назовите первые звуки в этих словах. [йа].
Что вы можете сказать о слиянии звуков [йа]? (эти два звука можно обозначить одной буквой).
-Дети, вспомните, какие еще буквы обозначают два звука?
-Два звука, образовавших слияние [йа], принято обозначать не двумя буквами, а одной.
Дайте характеристику букве Я . (Она хитрая: гласная, обозначает два звука [йа], если стоит в начале слова или после гласных).
-Назовите слова, с буквой Я в начале слова.
На письме звуки [йа] обозначаются одной буквой я. (Показ буквы )Вывод: когда буква я обозначает два звука, а когда один?
Сравните заглавную и строчную буквы .Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить всегда готова
– А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква, слог и слово!
Музыкальная физкульт. Минутка.
“Правила красивого письма”
а) Учимся писать букву Я.
Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Пишем вверх вправо, закругляем влево, доводим овальчик до верхней линии рабочей строки, доводим безотрывно, и проводим линию с закруглением внизу.
б) «Письмо» пальцем на ладошке.
в) «Письмо» пальцем на спине товарища.
Г) «Письмо» ручкой в воздухе.
Буква пишется безотрывно. Начинаем писать тем же движением, что и буквы л и м, но не доводим до верхней линии, а закругляем влево, пишем небольшой овал, ведем до верхней линии и опускаем вниз черту с закруглением (или возвращаемся по той же линии вниз, с закруглением.)
Физкультминутка
Мы сидели и писали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок.
Ну как будто колобок.
А теперь попляшут ножки
Пробежали по дорожке
Быстро-быстро – топ, топ, топ.
И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед,
Вправо, влево поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.


Работа в тетрадях.
Письмо на рабочей строке буквы Я (строчной и заглавной)
Упражнение в письме слов с буквой Я
– Почему эти слова записаны с большой буквы?
– Какое задание вы предложите выполнить на следующей строке?
– Прочитайте предложение. Что можете о нем сказать?
– Запишите предложение.
Итог урока. Рефлексия.
-О какой букве мы говорили на уроке?
- Что узнали об этой букве?
-Как вы работали на уроке? (Старались)
– Что вам понравилось на уроке?
– Какие задания показались интересными и почему?
– Как вы работали на уроке? За что вы можете себя похвалить?
– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы на уроке, на уроке всем было интересно и уютно?
-Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо за сотрудничество.