Технологическая карта урока по теме Распространение света. Источники света


N
п/пЭтап урока, время (мин.), задачи Методы и приемы работы Содержание
Деятельность
учителя Деятельность учащихся
ФОУД Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осущ.
учебные действия Формируемые способы действий Осущ.
учебные действия Формируемые способы действий Осущ.
учебные действия Формируемые способы действий
1 Организационный
(2 мин.)
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе Устное сообщение учителя,
Объявление темы и плана урока
Приветствует учащихся, озвучивает тему и цель урока, знакомит учащихся с планом урока. Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока.
фронтальная Отвечают на приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя ЦелеполаганиеУмение настраиваться на занятие
2 Актуализация знаний (8 мин)
Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации учащихся Беседа, эксперимент, метод иллюстраций Какую роль играет свет в нашей жизни?
Задание: Закройте на несколько секунд глаза или прикройте их ладонями. А теперь представьте, что вам придется жить в темноте всю оставшуюся жизнь. Что произойдет?
Слайд 2 ЦОР 1
Задание:Какие примеры световых явлений приведены на слайде?
Приведите свои примеры световых явлений?
Какая наука изучает световые явления?
Организует диалог с учениками на основе эксперимента, формулирует вопросы по слайду 2, корректирует ответы учащихся Проводят опыт, смотрят и отвечают на вопросы
(фронтальнаяпарная) Выполняют самостоятельно задание Компетенция обучающихся в области физики Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Развитие регуляции учебной деятельности.
Взаимоконтроль выполнения задания в парах.
Самоконтроль Регуляция учебной деятельности.
3 Введение нового материала (20 мин)
Знакомство с терминами «свет», «источник света», «световой пучок», «световой луч», классификация источников света
Знакомство с терминами «точечный источник света», «тень», «полутень», доказательство прямолинейного распространения света, объяснение природы солнечных и лунных затмений
Объяснение, эксперимент, методы иллюстраций и демонстраций, упражнения. Слайд 3 ЦОР 1
Задание: запишите определение света, назовите последовательность цветов по порядку
Слайд 4ЦОР 1
Задание: запишите определение источника света, оформите в тетради схему с примерами, добавьте в схему свои примеры
Слайд 5 ЦОР 1+демонстрация лампочки и фонарика
Задание:Зарисуйте в тетради световой пучок и световые лучи
Слайд 2 ЦОР 2 или проведение этого опыта при наличии оборудования
Задание:Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Слайд 3 ЦОР 2
Задание:Запишите формулировку закона прямолинейного распространения света. Кто
этот закон сформулировал?
Слайд 4 ЦОР 2
Задание на интерактивной доске для одного ученика: Перемести предметы на подставку и посмотри, что будет на экране. Что мы видим? Запишите определение
Слайд 5 ЦОР 2
Задание: Почему мы видим четкую тень? Запишите определение точечного источника света. Какие примеры точечных источников света можно привести?
Слайд 6 ЦОР 2
Задание на интерактивной доске для одного ученика: Перемести предметы на подставку и посмотри, что будет на экране. Что мы видим? Что такое полутень?
Слайд 8 ЦОР 2
Задание: Запишите отличия лунного и солнечного затмений
Объясняет новый материал, используя материалы ЦОР 1 как основу для презентации, демонстрирует источники света, задает вопросы
Объясняет новый материал, используя материалы ЦОР 2 как основу для презентации, экспериментально доказывает прямолинейное распространение света, задает вопросы, контролирует выполнение задания на интерактивной доске Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в
тетради, наблюдают, отвечают
на
вопросы,
рисуют,
приводят
свои примеры
(фронтальная и индивидуальная формы работы)
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в тетради, наблюдают, отвечают на вопросы, приводят свои примеры, выполняют задания на интерактивной доске, комментируют свою работу
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Наблюдение
за
физическим экспериментом учителя,
за
материалом ЭОР.
Работают
с
материалом учебника, выделяют существенную информацию Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы Объединяют усилия
на
решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент Согласования усилий
по
решению учебной задачи, договариваться
и приходить
к
общему мнению
в
совместной деятельности, учитывать мнения
других Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль и взаимоконтроль Умение слушать
в
соответствие
с
целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие
и
сохранение учебной цели
и
задачи. Уточнение
и дополнение
высказываний обучающихся
4 Первичное закрепление материала (8 мин)
Первичное закрепление знаний учащихся по теме урока Упражнения, самостоятельная работа, самоконтроль,
работа в парах ЭОР 4
Задание: выполнить 9 тестовых заданий, проверить себя
Организует работу в парах за компьютерами, инструктирует по работе с ЭОР, контролирует выполнение задания, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты выполнения учащимися задания Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию, выполняют интерактивные задания в парах, проверяют себя
Выполняют самостоятельно
задание Компетенция обучающихся в области физики Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Развитие регуляции учебной деятельности.
Взаимоконтроль выполнения задания в парах.
Самоконтроль Регуляция учебной деятельности
5 Выполнение учащимися контрольного задания
(3 мин)
Проверка усвоения нового материла Прием «Составление кластера»,
Задание: на доске составить кластер по ключевому слову «Свет» (работают все, 1 ученик фиксирует слова)
Напоминает, что такое кластер, называет ключевое слово, корректирует ответы учеников 1 ученик пишет на доске, остальные высказывают идеи по данной теме, составляют кластер
фронтальная и индивидуальная формы работы Выполняют самостоятельно
задание Выделение существенной информации. Логические умозаключения.
Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме Участвуют
в обсуждении
во
фронтальном режиме. Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания заданий Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля
и взаимоконтроля.
6 Подведение итогов(2 мин)
Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся на уроке Беседа Обсуждение кластера
Рефлексия по уроку:
Что нового узнали?
Что понравилось на уроке?
Что было самым трудным?
Выводы по уроку
Анализирует получившийся кластер, задает вопросы, формулирует выводы Высказывают свое мнение
Рефлексируют. Умение делать выводы. Взаимодействуют с учителем Уметь формулировать собственное мнение Само
регуляция
эмоциональных
и функциональных состояний. Саморегуляция7 Постановка домашнего задания (2 мин)
Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию Устное сообщение учителя ЭОР 3
Задание: проведите 3 опыта дома, ответьте на вопросы, зафиксируйте результаты опытов и выводы в тетради
Инструктирует по работе с ЭОР 3, формулирует задание, комментирует его
Воспринимают информацию, фиксируют задание
Слушают учителя
и
записывают домашнее задание
в дневнике. Выделение существенной информации из
слов
учителя. Взаимодействуют
с учителем Слушание учителя Развитие регуляции учебной деятельности Регуляция учебной деятельности.