Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе для детей с нарушением зрения


Перспективное планирование по развитию речи
в старшей группе для детей с нарушением зрения
Месяц
Неделя Тема Программное содержание
Сентябрь 1неделя 1.Мы воспитанники старшей группы
Дать детям возможность испытать гордость от того , что они теперь старшие дошкольники. Напомнить , чем занимаются на занятиях по развитию речи.
2.Рассказывание русской народной сказки «Заяц - хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»
Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: «Заяц - хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»
2неделя Пересказ сказки «Заяц - хвастун»
Помочь детям составить план пересказа сказки ;учить пересказывать сказку ,придерживаясь плана.
Звуковая культура речи :Дифференциация звуков з-сУпражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с и их дифференциацией; познакомить со скороговоркой.
3неделя Обучение рассказыванию :составление рассказов на тему «Осень наступила»Чтение стихотворений о ранней осени Учить детей рассказывать (личный план), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень» Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И.Белоусова «Осень»
4 неделя Веселые рассказы Н.Носова. Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине , придерживаясь плана
Октябрь 1неделя Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель» Активизировать в речи детей существительные и прилагательные ;познакомить с произведением – перевертышем
Учимся вежливости Рассказывать детям о некоторых важных правилах поведения , о необходимости соблюдать их , активизировать в речи в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи
2неделя Обучению рассказыванию , описание кукол. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников , составляя описание самостоятельно , руководствоваться планом
Звуковая культура речи: Дифференциация звуков с-цУпражнять детей в отчетливом произношении звуков с-ц и их дифференциацией; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. познакомить с новой загадкой
3неделя Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картине.
Лексико – грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый , мохнатый да масляный» Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый , мохнатый да масляный»
4неделя Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р.Сефа «Совет» Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми .Помочь запомнить стихотворение Р.Сефа «Совет».
Литературный калейдоскоп Выяснить у детей , какие литературные произведения они помнят.
Ноябрь 1неделя Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Приобщать детей к поэзии , развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
Рассказывание по картине Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы – матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.
2неделя Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Вспомнить известные детям русские народные сказки .Познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка».,помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.
Звуковая культура речи: Дифференциация звуков ж-шУпражнять детей в отчетливом произношении звуков ж - ш и их дифференциацией; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе; совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.
3неделя Обучение рассказыванию Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айго» .Завершение работы над сказкой «Айго» Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.
4неделя Чтение рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков» Помочь детям вспомнить известные им рассказы ,познакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков» .
Пересказ рассказа В.Бианки «купание медвежат» Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст , стараясь правильно строить предложения.
Декабрь 1 неделя Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме , приобщать их к высокой культуре .
Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе» Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета , вести диалог , употребляя общепринятые обращения к официанту .
2 неделя Пересказ эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела» Помочь детям понять и запомнить содержание сказки , учить пересказывать её .
Звуковая культура речи: Дифференциация звуков с-шСовершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на развлечение звуков с-ш , на определение позиции звуков в слове .
3 неделя Чтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце»
Заучивания стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой» Вспомнить с детьми произведения С.Маршака «Тает месяц молодой»
4 неделя Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце».Слушание стихотворения К.Фофанова «Нарядили ёлку» Развивать творческое воображение детей , помогать логично и содержательно строить высказывания.
Дидактические игры со словами Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения , подбирать рифмующиеся слова.
Январь 1 неделя Каникулы
2неделя Беседа на тему: "Я мечтал…" Дидактическая игра "Подбери рифму" Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.
Чтение рассказа С. Георгиева "Я спас Деда Мороза" Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.
3неделя Обучение рассказыванию
по картине "Зимние развлечения"
Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ
Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской "Вежливое слово" Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина "Рифмы" и стихотворением Э. Мошковской "Вежливое слово". Обогащать словарь детей вежливыми словами.
4неделя Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж овершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж . Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова "Детство" Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова "Детство" (в сокращении).
Февраль 1 неделя Беседа на тему "О друзьях и дружбе" Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности
 Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово" Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.
2неделя  Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова).
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щУпражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
3неделя Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж" Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.
. Чтение стихотворения
Ю. Владимирова "Чудаки" Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.
4неделя Обучение рассказыванию по картине "Зайцы" Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана.
Обучение рассказыванию по картине "Мы для милой мамочки…" Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.
Март 1неделя Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном" Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим
. Составление рассказа по картинкам "Купили щенка" [13] Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.
2неделя Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение" Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.
Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов" Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева "Про пингвинов" (по своему выбору).
3неделя Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства" Познакомить детей с рассказом В. Драгунского "Друг детства", помочь им оценить поступок мальчика.
 Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах" Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза "Шумный Ба-бах" (перевод М. Боровицкой)
4неделя Чтение сказки "Сивка-Бурка" Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой "Сивка-бурка" (обработка М. Булатова).
Апрель
1неделя
Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – рпражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово" Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.
2неделя
Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм" Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.
Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…"  Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…".
3неделя  Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову) Продолжать учить детей пересказывать.
Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга" Познакомить детей с рассказом К. Паустовского "Кот-ворюга".
4гнднля Дидактические игры со словами. Чтение небылиц Активизировать словарь детей.
. Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" Познакомить детей со сказкой В. Катаева "Цветик-семицветик".
Май 1неделя Диагностика
2неделя 3неделя  Литературный калейдоскоп Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.
 Обучение рассказыванию по картинкам акреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
4неделя Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.
Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.