Рекомендации родителям по развитию речи детей младшего школьного возраста


Рекомендации учителя-логопеда
по развитию речи детей младшего школьного возраста
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопроса­ми к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему не­обходимы в школе.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делить­ся своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего школьного возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т. д. Тема­тика бесед для младших школьников значительно расширяется: кос­мос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ре­бенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слу­шать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.
Большинство детей на конец младшего школьного возраста овладе­вают связной речью, умеют последовательно описать увиден­ное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у не­которых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыс­лей. Младший школьник должен научиться описывать знако­мый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь срав­нивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по кар­тинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу...), придумывать сказки на заданную тему.
Учащийся младшего школьного возраста должен самосто­ятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребен­ку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сде­лать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать. Учащимся младшего школьного возраста необходимо предложить са­мостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а так­же составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.
Еще в более младшем возрасте рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. На­пример, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «На­стала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Весе­лые зимние развлечения у детей».
Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь...»
Любимым жанром младших школьников являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки може­те придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хо­телось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зай­чиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послу­шал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...»