Урок русского языка для 1 класса «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях кличках животных»

Макарова О.Е., МОУ гимназия № 52
1 класс
Курс – русский язык («Перспективная начальная школа»).
Тема: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях; кличках животных».
Цели:
Познакомить учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях; кличках.
Формировать умения записывать предложения с именами собственными.
Закреплять умения составлять предложения, выражающих основную мысль рассказа.
Задачи:
Формировать навыки грамотного письма в именах собственных.
Развивать память, мышление, воображение, устную речь, чувство прекрасного.
Познакомить учащихся с космонавтами России и космонавтикой.
Воспитывать любовь к Родине; животным.
Воспитывать трудолюбие, доброту, чувство товарищества.
Основные понятия: Большая буква в именах собственных, безударная гласная в корне слова, определение ударного слога, понимание различия между звуком и буквой, различие гласных и согласных звуков; звонких и глухих согласных, мягких и твёрдых согласных, парных звонких и глухих согласных. Словарные слова. Списывание небольшого текста по правилам списывания.
Основные учебные умения: Писать прописную букву в именах собственных; определять ударный слог; определять орфограмму в слове; систематизировать слова по признаку; восстановление общего из частности; соотношение ранее полученной информации с новыми знаниями.
Оборудование: Smart board, рабочая тетрадь по русскому языку Е. Р. Гольфмана, цветные карандаши, линейка.

Содержание урока.
Актуализация детей.
Учитель здоровается с детьми. Сообщает, что сейчас – урок русского языка. Дети говорят: «Я тетрадочку открою и как надо – положу. Я от вас друзья не скрою, ручку правильно – держу». Выполняют разминку для пальцев рук. В тетради записывают число, классную работу.
Минутка чистописания.
«Отгадайте, какую букву мы будем писать.
Гусь Гога и гусь Гага, без друг друга ни шага».
Дети говорят, что мы будем писать букву «Г». Даём характеристику звуку г. «Согласный, парный, звонкий, бывает твёрдым и мягким (это зависит от гласного, который стоит после согласного). Учитель говорит: «Придумайте и запишите два слова, где звук [г] – твёрдый и звук [г’] – мягкий».
3.Словарная работа.
«Ребята отгадайте загадки, отгадки запишите, поставьте ударения и подчеркните безударные гласные».
а) Глядишь – ласкается,
Дразнишь – кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит.
(Собака)
б) Не барашек, и не кот,
Носит шубку круглый год,
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
в) Голодная – мычит,
Сытая – жуёт,
Всем ребятам
Молока даёт.
(Корова)
г) Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(Медведь)
«На какие две группы можно разбить эти слова?»
«На животных домашних и диких».
Учитель предлагает детям придумать и записать клички животных. (Дружок, Косач, Бурёнка, Миша). Правило о прописной букве.
Сообщение темы урока.
«Сегодня на уроке мы изучаем правило написании большой буквы в именах, отчествах, фамилиях; кличках животных. Сейчас вы писали клички животных с прописной буквы – это правило.
5.Новая тема.
Какой завтра праздник? Правильно, День космонавтики.
Как называется планета, на которой мы живём? (Земля).
Название планет тоже пишутся с большой буквы.
А кто был первым космонавтом Земли? (Ю. А. Гагарин).
Мы гордимся, что первым космонавтом Земли был русский человек.
Почему мы отмечаем День космонавтики 12 апреля? Потому, что 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту. Ю. А. Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе. Осуществилась давняя мечта человека – обрести крылья и взлететь над Землёй. Байконур – главный космодром, откуда ракеты совершают полёт.
Как мы напишем ФИО первого космонавта? (С большой буквы).
Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт Земли.
Каких вы ещё знаете космонавтов? Титов, Волков, Быковский, Николаев, Береговой, Леонов (первый вышел в открытый космос в скафандре – космическом костюме), Комаров, Добровольский, Пацаев.
Кто была первая женщина космонавт? (Валентина Терешкова, позже – Светлана Савицкая).
Сейчас в космос полетели 2 российских космонавта и 1 женщина из Южной Кореи. Они выполняют полученные задания.
Дети рассматривают портреты космонавтов.
- А кто кроме людей побывал в космосе? (Собаки – Лайка, Белка и Стрелка). Повторяем правило о написании прописной буквы.
6.Динамическая минутка.
Две лягушки – хохотушки
Прыгают по камушкам
Две весёлые лягушки
помогают пальчикам.
Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.
7.Работа над текстом.
На доске записан текст.
Собаки.
Собаки – удивительные животные. Они спасают людей на пожаре, в горах. Белка и Стрелка полетели в космос.
Собаки – верные друзья.
Прочитайте текст.
- Где собаки помогают людям? (На пожаре, в горах спасают людей, во время ВОВ выносили раненых с поля боя, на таможне, на границе, помогают слепым людям собаки – поводыри, охраняют дом и любимые питомцы).
- У кого дома есть собака? Расскажите о ней.
Перескажите текст. Найдите или составьте предложение о собаках. Например. Собаки Белка и Стрелка полетели в космос. Повторяем изученное правило о прописной букве.
8.Закрепление изученного материала.
а) Работа в тетради по русскому языку Е.Р. Гольфман стр.24.
Нужно помочь Маше и Мише записать текст без ошибок. Работайте с соседом на пару: ты запиши первые три предложения, а он пусть запишет остальные. Для этого: найдите и отметьте границы предложений; пользуйтесь правилом списывания текста.
мы с мамой и вовкой гостили у тёти оли в москве утром мама и тётя ушли в магазин мы с вовкой остались дома вовка достал старый альбом с фотографиями мы его рассматривали и смеялись (По Н. Носову).
- Подчеркните все заглавные буквы и точки.
Взаимопроверка детей. Повторяем правило прописной буквы в именах собственных.
б) Игра « Узнай большую букву».
Учитель называет слова, а ученики, услышав большую букву, хлопают в ладоши. (Саша, телефон, Жучка, Мария, стол, Ростов – на – Дону, Россия).
9.Итог урока.
Повторяем изученное правило о письме прописной буквы в именах собственных. Приводим примеры. Дети за правильные ответы получают призы – космические ракеты из бумаги.
10.Домашнее задание.
Составить устный рассказ о домашнем животном.


Рабочая тетрадь ученика в конце урока.

11 апреля.
Классная работа.
Гг
Гусь, Гена.
Собака, заяц, корова, медведь.
Дружок, Косач, Бурёнка, Миша.
Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт Земли.
Собаки Белка и Стрелка полетели в космос.
Упражнение 1, стр.24
Мы с мамой и Вовкой гостили у тёти Оли в Москве. Утром мама и тётя ушли в магазин. Мы с Вовкой остались дома.
15