Проектная работа на тему Слова-паразиты в человеческой речи


Департамент Образования города Москвы
Северо-Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1190
Окружной конкурс проектных и исследовательских работ
«Будущее Северо-Запада»

Конкурс «Искатели»
Направление конкурса Исследование
Тема проекта Слова-паразиты в человеческой речи
Секция Русский язык
Авторы Зубанова Анастасия Сергеевна, 6 «Б» класс
13.10.1999, г. Москва, Пятницкое ш., д.23, кв. 69, т.754-48-34
Nastya1999@mail.ru Олех Виктория Александровна, 6 «Б» класс
17.07.1999, г. Москва,2-й Митинский пер.,д.3,кв.163,т.753-79-40
Vika1999@mail.ruРуководитель работы Пирожихина Юлия Владимировна,
учитель русского языка и литературы


Москва
2011-2012
Содержание
Введение.
Чистота речи—важнейшая особенность языка.
Лингвистические паразиты:
а) причины возникновения;
б) классификация;
в) как слова характеризуют человека.
Исследования частотности употребления слов-паразитов в речи учащимися нашего класса и педагогами.
Способы борьбы со словами-паразитами.
Заключение.

Введение
На первый взгляд кажется, что « паразиты» не имеют никакого отношения к человеческой речи. Это что-то противное из области биологии: «растение или животное, живущее на поверхности или внутри другого организма, наносящее ему вред».
Но, оказывается, есть паразиты лингвистические—живут особой жизнью в нашей речи, бесцеремонно внедряясь в нее, нанося ей при этом ощутимый вред.
Одной из важнейших проблем нашего общества является проблема культуры речи. В последнее время русская речь претерпела огромные изменения и, к сожалению, не в лучшую сторону.
В школе на уроках нас знакомят с нормами русской речи, а в общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Мы решили заняться исследованием причин, влияющих на красоту и богатство нашей родной речи.
Цель нашей работы—изучение проблемы засоренности устной речи словами-паразитами в нашей школе.
Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:
выяснить, как слова становятся «паразитами»;
классифицировать группы слов-паразитов;
выяснить, насколько речь окружающих нас в школе людей «засорена»;
определить средства профилактики и меры избавления от слов-паразитов.
Объект исследования—устная речь одноклассников и школьных учителей.
Предмет—слова-паразиты, используемые как взрослыми, так и детьми в устной речи.Гипотеза—большинство учащихся класса бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова определенной группы есть и в речи взрослых (педагогов и родителей). Качественный состав этих элементов зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.
Методы исследования:
наблюдение;
анкетирование;
изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме;
обработка и оформление результатов.
Чистота речи—важнейшая особенность языка.
«Важнейшей особенностью языка является его чистота, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняется общепринятому образцу»,-- пишет языковед Д.Э.Розенталь.
Чистой называют речь, свободную от жаргонизмов, варваризмов, диалектизмов, слов-паразитов, основанную на языковых нормах . Словесный «мусор»-- огромный недостаток современного общества в целом. Употребление слов, уродующих речь, не ограничено определенной социальной или возрастной средой. Такие слова звучат в речи теле- и радиожурналистов и ведущих программ, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня. Что уж говорить про нас, школьников! Мы и не замечаем, что наш богатый и красивый язык становится малопонятным и невыразительным. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное произношение и восприятие устной речи. Чистота речи заметнее всего для слушателей, и недостаток ее часто вызывает раздражение, нежелание общаться с собеседником.
Лингвистические паразиты:
а) причины возникновения
Употребление лишних и бессмысленных слов имеет место в слабо контролируемой устной речи. Особенно часто слова-паразиты встречаются у малограмотных людей. Ученый Л.В.Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом»--люди как бы «суют» их между значимыми словами, чтобы не дать фразе «рассыпаться». Человек, не умеющий или не желающий связно высказать свои размышления. Испытывает затруднения на стыке слов и предложений. Поэтому он пытается вставить какие-то слова, чтобы собраться с мыслями. О таком человеке хочется заметить: «Сказал так много, что ничего не сказал».
Любое слово и фраза теряют смысл, если ее повторить раз 30-40. Мы все сталкивались с этим, например, зубря определение или формулу. Пока выучишь, начисто забываешь суть! Точно также от бесконечного повторения утрачивается смысл диалогов в рекламных роликах. А между тем слова ни в чем не виноваты, просто они вдруг полюбились людям, повторяющим их к месту и не к месту.
Однако такие слова используют и люди, не имеющие проблем с речью Их намеренно употребляют для того, чтобы выиграть время: подумать над вопросом или не желая на него отвечать. Еще употребление слов-паразитов наблюдается при повышенной утомленности или когда человек волнуется либо торопится произнести свою речь.
Далеко не все слова становятся «паразитами». Чаще это слова с ослабленным лексическим значением: частицы, местоимения, модальные и вводные слова. Практически нет имен существительных, прилагательных, глаголов, предлогов, союзов.
б) классификация
Есть слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. Это наши «как бы», «просто», «короче», «типа», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», которые, как кажется говорящему, делают его речь замысловатой и многозначительной.
Но ведь эти слова не всегда были «паразитами»! Вполне невинные по природе, они стали ими от частого употребления.
Итак, в качестве слов-паразитов чаще всего выступают:1) частицы: указательная - вот, резюмирующая - ну, модальная - пожалуй, утвердительная - так, вопросительная - да, эмоционально- экспрессивные просто и прямо, сравнительная - как бы;2)вводные слова: конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать;3)местоимения: указательное местоимение - это, сочетание указательного и определительного местоимений - это самое, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения - как его, местоименное наречие - там. Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет мат, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов. Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей. Бывают у людей обращения-паразиты. Некоторые имеют привычку любого человека, мало знакомого, называть «Кисой», «Зайкой», «Малышом» и подобными ласковыми прозвищами. Только когда так обращается к тебе близкий или хотя бы хорошо знакомый человек – это одно, а когда первый встречный – от этого может неприятно покоробить. Есть и индивидуальные слова-паразиты, характерные для одного конкретного человека.
10 самых популярных среди молодежи «сетевых» слов-паразитов:
1. Как бы…
2. Блин, пипец
3. Типа, на самом деле, ИМХО…
4. Не вопрос, без проблем
5. Не, ну ваще…
6. То есть/Скажем…
7. Практически, фактически, ясно…
8. Зачет, отлично, прикольно, жесть, рулез, ужос, тема, шикарно, отлично, перфектно, респектно…9. Ниочем, вобщем (обязательно в одно слово)…
10. Оки, чмоки, поки…
А еще некоторые «словечки» приходят в молодежную среду из кинофильмов, книг и публицистики.
Известно, что в художественных произведениях слова-сорняки часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного
персонажа. Например, автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: «Ох, мамочка моя, бабуся!»
Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно и позволяет понять характер персонажа, комического героя.
Очень сложно разделить слова-паразиты на какие-то определенные группы. В настоящее время не существует единой принятой системы классификации слов-паразитов. Но причины употребления назвать можно:
-добавить красок; можно заменить целый оборот из 4-6 слов, который надо еще подобрать, чтобы выразить свою мысль.
-дань моде—интернет –сокращения;
-художественно выразить свои эмоции в момент диалога;
-компенсировать бедность лексикона и неуверенность в подборе слов.
в) как слова характеризуют человека
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - борец за истину.
«Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Так, словом «просто» отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни… усложнять. И чем сложнее мотивация их замысловатых поступков, тем чаще в их речи будет проскакивать слово «просто». Этим они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это так просто!
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. Чаще это подростки или люди, сохранившие и во взрослой жизни зависимость.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Как бы» используется одинаково и подростками, и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» –оборот в речи интеллектуала.

Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит «видите ли», «ну как вам сказать» и другие.
Примеры «уместности» употребления этих слов проиллюстрированы веселыми детскими стихотворениями:
Жил-был этот, как его,Ну, значит, и того,Жило это самоеСо своею мамою.Был еще один чудак-Это в общем значит так…И его любимый зять.Звали зятяТак сказать…А жену звали ну…А соседа звали это…А его родители-Видишь лиИ видите ли…А еще какой-то э-э-эЖил на верхнем этаже.
Э.Мошковская 2) Увидал раз гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по "01”,
Срочно сообщает:
" Я не знаю, как начать,

Но, как говорится,
Вобщем, значит, так сказать,
Страшное творится.
Вобщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Все уже сгорело.
3.Исследования частотности употребления слов-паразитов в речи учащимися нашего класса и педагогами.
Исследования мы проводили на основании сравнения частотности употребления слов-паразитов в обстановке урока учащимися нашего 6Б класса и учителями, работающими в нашем классе. Нами было выдвинуто предположение, что педагоги тоже в своей устной речи используют словесный «мусор». Нам с большим удовольствием помогали одноклассники, подсчет велся одновременно несколькими «экспертами», для составления диаграмм брался средний показатель за один учебный день.
Выяснилось, что 30% учителей используют в своей речи слова-паразиты, и действительно данный факт наблюдается при повышенной утомленности или когда человек волнуется либо торопится произнести свою речь. Но это против 90% употребления учащимися!
А еще мы посчитали, какие именно учителя—«рекордсмены» в этой области. Ну, конечно, как и следовало ожидать, те, кто ведет устные предметы и сам много говорит на уроке. Это можно понять… Ответ одного ученика длится несколько минут, а учитель говорит основную часть урока: и объясняет, и хвалит, и шутит, и ругает, и нервничает. Где уж тут иногда за речью следить!



4.Способы борьбы со словами-паразитами.
Мы сформулировали некоторые рекомендации для тех, кто желает исключить из речи слова-паразиты:
1) читать хорошую литературу;
2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой:
-если так и просится сказать «в общем», «это самое», «ну», то проговаривать эти слова мысленно, а вслух—все остальные;
-делать паузы, чтобы собраться с мыслями;
- лучше сократить объем информации, говорить простыми предложениями и медленно, тогда слова-паразиты для связки будут не нужны;
3) практиковать выступления перед аудиторией и дружеские беседы;
4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
5) психологи советуют:

- устроить день «паразитоговорения» и наоборот;
-штрафовать себя за каждое «словечко не к месту»;
-прослушать в записи собственный рассказ на тему «Как я провел(а) день»;
- попытаться возвращать словам и выражениям их первоначальный смысл.
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.
Заключение
« Не используйте эти слова ни в коем случае,»-- скажут родители. «Старайтесь не использовать...-- скажет наш учитель по русскому языку.--Пусть ваша речь будет красивой и литературной, ведь как приятно поговорить с человеком , который умеет культурно разговаривать , правильно ставить знаки ударения в словах. Поэтому пишите длинные , красивые письма, даже по Интернету, экспериментируйте со словом, русский язык ведь такой красивый, а мы за своими заботами этого вечно не замечаем, и не понимаем».
НО…каждый из нас имеет в запасе арсенал таких словечек, у некоторых такие слова становятся отличительным стилем их разговорной речи. Хорошо это или плохо? Взрослые умные люди говорят, что УЖАС. А нам кажется, это возрастное, а значит, пройдет. Главное, чтобы слов этих было в меру. Если один-два, то ничего.

Список литературных источников
1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М., 2002.
2. Русский язык. Стилистика. - М.: Просвещение, 1980.
3. Сиротина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. - М., 1984
4. www.parazit.ru5. www.referat.ru6. http://wikipidia.com