Презентация по дисциплине Введение в профессию: общие компетенции профессионала на тему Формулировка проблемы (2 курс СПО)


Практическое занятие на тему: Формулировка проблемы. Анализ ошибок в постановке проблемы. ПЛАН ЗАНЯТИЯ 1. Проверка пройденного материала2. Изучение новой темы3. Закрепление новой темы с помощью деловой игры4. Подведение итогов5. Домашнее задание Образовательные 1. Дать представление о месте и роли формулировки проблемы 2. Закрепить навык вычленения основной проблемы, формулирования её разными способами Развивающие 1. Развитие навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы через классификацию и систематизацию изучаемого материала. 2. Развивать самостоятельность студентов через обсуждение проблемной ситуации.Воспитательные 1. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в группах.2. Формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. 3. Создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства.Профессиональные1. Сформировать профессиональные навыки для сопоставления информации с реальной ситуацией. Тест на тему: «Планирование деятельности»Время на выполнение: 10 минут Проблема – сложная практическая или теоретическая задача, не имеющая решения на настоящий момент или для решения которой не существует общепринятых методов.Любая проблема – это конфликт, негатив по отношению к текущему состоянию системы. Что такое проблема? ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ Неверная постановка целиНеграмотная работа с информациейЧеловеческий факторНепредвиденные обстоятельства Смысл жизни человекаПознание и самопознаниеСвобода и ответственностьЧеловек и историяЧеловек и культура Социальная справедливость/несправедливостьСоздание правового государстваСоблюдение прав человекаПрогресс и обществоНаука и общество Политика в жизни обществаГражданское обществоДемократияМеждународные конфликтыРазоружениеТерроризмНационализмшовинизм Эгоизм и гуманизмДоброта и жестокостьДуховность и бездуховностьЧесть и бесчестьеИнтеллигентность и хамствоДружба и предательствоЛюбовь и ревностьКонфликт поколений (отцы и дети) Взаимосвязь человека и природыГлобальная экологическая катастрофаПотребительское отношение к природеЭкология культурыЭкология языка Восприятие искусстваВоспитание эстетического вкусаДуховность в искусствеЧтение, роль книги в жизни человекаМассовая культура. Телевидение. Интернет. ПРОБЛЕМУ МОЖНО Способы формулировки проблемы Сформулировать Процитировать Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы СложнаяТруднаяВажнаяСерьёзнаяГлубокаяОсновнаяГлавнаяАктуальнаяЗлободневнаяОстраяНазревшая и т.д. Типичные ошибки при формулировании проблемы. 1. Непонимание проблемы2. Неумение сформулировать проблему3. Неоправданное расширение или сужение проблемы4. Подмена проблемы авторской позицией5. Подмена формулировки проблемы пересказом Этапы постановки и решения проблемы Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма). ДЕЛОВАЯ ИГРА на тему: «ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ» ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ Взгляды каждого участника группы являются важными и должны уважаться членами группы.Комментарии и возражения не должны задевать личность. Если вы не согласны, объясните почему.Каждый участник имеет право высказаться, относитесь с уважением к чужим высказываниям.Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений, и интересов других участников. Старайтесь, чтобы ваши замечания были кратки и по существу. Порядок выполнения работы 1. Деление группы студентов на подгруппы по 4-5 чел.2. Этап формирования подгруппы:        2.1 координатор процесса реализации задания;         2.2 помощник координатора;         2.3 эксперт;         2.4 докладчик, объявляющий полученные результаты и обосновывающий их перед аудиторией.3. Этап молчаливого генерирования (10 минут). Членам подгруппы  предлагают дать ответы на поставленную задачу;4. Этап уяснения идей. Координатор систематизирует все предлагаемые  членами подгруппы ответы, добивается правильного понимания проблем всеми участниками;5. Выступление докладчика с анализом проделанной работы представлении полученных результатов; Ситуации для проведения "мозгового штурма" Задание 1. Предложите несколько идей, которые вы реализуете, если вас назначат руководителем службы экономической безопасности фирмы в которой выявлены случаи финансовых нарушений (начальником финансово-экономической службы).Задание 2. Если нарушитель трудовой дисциплины фирмы по производству продукции, поведение которого обсуждается в трудовом коллективе, поднялся бы и демонстративно вышел из помещения то какие действия вы предприняли бы и к чему бы они привели?Задание 3. Какие идеи вы предложили бы для того, чтобы сократить число бракованной продукции выпускаемой фирмой?Время на выполнение каждого задания - 3 мин. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ При формулировании проблемы нужно придерживаться основных правил:проблему следует описывать четко и максимально сжато;отключить эмоции, в описании пользоваться деловыми терминами;проблему нужно измерить, задать количественные показатели для текущей и для желаемой ситуации;доказать актуальность проблемы с помощью фактов и цифр;сделать вывод относительно причины, по которым данная проблема до сих пор не имеет решения;связать решение проблемы с задачами организации;сформулировать проблему с точки зрения целевой аудитории;помнить, что проблема – источник новых возможностей для развития, а не только причина затруднений. СПАСИБО ЗА ОТЛИЧНУЮ РАБОТУ!