Технологическая карта урока по ОБЖ на тему Виды конфликтов.Правила поведения в конфликтной ситуации


Технологическая карта урока
Предмет ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Урок № 29
Тема урока:Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная цель:
- сформировать понятие «конфликт», разъяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть виды конфликтов и правила поведения в конфликтных ситуациях,формировать познавательный интерес посредством применения ИКТ.
Образовательная цель:
- изучить материал по теме «Виды конфликтов.Правила поведения в конфликтных ситуациях ».
Задачи:
Образовательные:
- способствовать усвоению основных понятий урока, научить применять знания на конкретных примерах, научить оценивать полученную информацию и сопоставлять позиции других с собственной точкой зрения, активизировать познавательную активность.
Развивающие;
- развивать навыки самостоятельной работы; способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы, развивать толерантные взаимоотношения в обществе, уметь находить компромиссы и разрешать конфликтные ситуации.
Воспитательные;
- вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения, способствовать воспитанию обучающихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания; применять на практике способы решения конфликтов.
Планируемые результаты:
Личностные:сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Предметные:сформировать представления о конфликтах, их видах и способах разрешения; осмыслить понятие конфликт ценностей ,конфликт интересов, конфликт правил взаимодействия.
Метапредметные: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
Межпредметные связи: биология, литература, русский язык, обществознание, музыка, рисование.
Формы деятельности: Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы обучения: Деятельностный способ обучения; практикум; задания.
Ресурсы: ПК (профессиональная компетентность) учителя, ; медиапроектор; презентация по теме; принтер; учебник; рабочая тетрадь; программное обеспечение; УМК (учебно-методический комплекс)Дополнительные: Раздаточный материал; словари, сетевые ресурсы
Подготовка к уроку: Подбор материала к сообщению и набор текста.Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.Составление и оформление презентации.
Ход урока
№ П./ПЭтапы урока Деятельность
учителя Деятельность
обучающихся. УУД
1 Организационный момент Приветствие. Приветствие.
Регулятивные:
Формировать взаимоотношения с окружающими.
Коммуникативные:
Владеть приемами и навыками общения сосверстниками и взрослыми.
2 Актуализация знаний Сегодня мы с вами продолжим изучение главы «Физиологические и психологические особенности организма подростка.
«Скажите, какие происходят изменения в подростковом возрасте?»
«Чем может быть связана слабость и быстрая утомляемость в подростковом периоде?»
«Почему подростковый возраст характеризуется конфликтностью?»
Отвечают на вопросы.
Регулятивные:
Формировать взаимоотношения с окружающими.
Познавательные :Уметь организовывать все виды учебной деятельности, индивидуальной, коллективной, групповой.
Личностные:
Проявлять интерес к способам получения знаний.
Коммуникативные:
Владеть приемами и навыками общения со сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности, уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения.
3 Постановка учебных задач. Эпиграф:
«Величие человеческого общения в умении разрешать конфликты»
Сократ.
«Итак, мы с вами подошли к новой теме»
«Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
(о конфликтах)
Тема нашего урока:
«Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтной ситуации»
Целью нашего урока будет получение новых знаний и навыков в области конфликтов. Вы познакомитесь с понятием «конфликт», его видами и причинами возникновения. Узнаете как правильно нужно себя вести в конфликтных ситуациях
Работа с учебником, запись темы урока в рабочих тетрадях.
« Сегодня мы с вами будем работать в течение всего урока с таблицей.
Предлагаю заполнить 1 колонку таблицы
Знаю Хочу узнать Узнал
«Что такое конфликт?»Запишите слова, ассоциирующие со словом «конфликт»
«Как часто у вас бывают конфликтные ситуации? Всегда ли удается их решить положительно?
Приведите примеры конфликтов из литературы.
Охарактеризуйте виды конфликтов? Ответы на вопросы
Работа по заполнению 1 колонки таблицы.
Работа со словарем
Работают в парах.
Рассказывают алгоритм действий.
Отчет по парам.
Отвечают на вопросы. Регулятивные:
 Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, самостоятельно используя ИКТ
Познавательные:самостоятельно осуществлять деятельность учения,ставить учебные цели,искать и использовать необходимые средства и способы достижения,контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Личностные:
Проявлять интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.
Коммуникативные:
Учиться умению формулировать собственноемнение; строить понятные для партнёра высказывания;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению, формулировать речевое высказывание.
4 Открытие нового «Мозговой штурм» Предлагает заполнить 2 колонку таблицы.
Знаю Хочу узнать Узнал
«Что вы хотели узнать сегодня?»
1. Показ презентации
«Виды конфликтов»
Сообщения на тему :«Метод преодоления разногласий»
«Учитесь слушать других»
«Общение с возбужденным собеседником» 1.Заполняют 2 колонку таблицы
2.Показ презентации
3 .Сообщения.
Регулятивные:
Развивать умениеанализировать тему , извлекать из неё полезную информацию.
Познавательные:
Понимать учебную задачу урока,
оценивать достижения на уроке;
работать в парах: формулировать определения понятий,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Личностные:
Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки в конфликтной ситуации;определять мотив учебной деятельности.
Коммуникативные:
Владеть приемами и навыками общения со сверстниками, готовность к коллективным формам деятельности, уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамипри достижении предметных и метапредметных результатов обучения.
2. Предлагает выполнить практическую работу.
Задание 1. Составит свод правил в конфликтной ситуации
«Правила поведения в конфликтной ситуации».
«Какие правила поведения рекомендуется выполнять в конфликтной ситуации»
2. .Выполняют практическую работу.
Составляют таблицу - памятку.
3. Задание в карточках (выборочно).
4.»Волшебные слова»
ТЕСТ
«Конфликтная ли вы личность» 3. Внимательно прочитывают описание ситуаций , делают выводы.
5 Первичное закрепление
Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта – это мягкое противостояние. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.
-Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это (Учитель дает слово обучающимся, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду.
Не страшно, что все обучающиеся будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию – достоинство и твердость в мягкой форме). Конструктивное предложение
- У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?
Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
И конечно практически никогда не пользоваться деструктивным методом общения.
«Как снять эмоциональное напряжение?»
Каждый обучающийся,
не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и высказать свои претензии в максимально доброжелательной форме.
Примерные ответы :
 Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.
 Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие.
 Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими одному.
Сообщение обучающегося. Выполнение физминутки. Регулятивные:
Уметь анализировать последствия конфликтных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения.Познавательные:
Развивать умение формулировать определения понятий, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Познавательные:
 уметь структурировать знания,
строить логическую цепь размышлений,
анализировать ход и способ действий,
 уметь вести поиск и выделять необходимую информацию.
Личностные:
Сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Коммуникативные:
Анализировать полученную информацию, обобщать, делать выводы, сравнивать, выделять главное, освоить основные приемы получения информации по данному предмету и теме.
6 Рефлексия Предлагаю заполнить 3 колонку таблицы
Знаю Хочу узнать Узнал
«Сегодня на уроке я узнал…»
Упражнение «Я хочу тебе пожелать …».
Обучающимся предлагается передать свечу из рук в руки, продолжая фразу: «Я хочу тебе пожелать…»
(4-5 человек)
Учитель берет свечу в свои руки с фразой:
«Прежде чем сказать –посчитай до десяти,
прежде чем обидеть- посчитай до ста,
прежде чем ударить –посчитай до тысячи.
«Я хочу всем вам пожелать, чтобы в вашей жизни было поменьше конфликтов, а если они возникали, то затухали как эта свеча» (тушит свечу). Заполняют 3 колонку таблицы.
Отвечают на вопросы и проговаривают своё отношение к теме данного урока.
Высказывают свои пожелания одноклассникам.
Регулятивные:
Развивать взаимоотношения с окружающими.
Познавательные :Уметь находить верные способы достижения поставленной цели, научиться адекватной рефлексии своей деятельности.
Личностные:
Применять и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Иметь желание участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть приемами и навыками общения со сверстниками.
7 Итог урока Подводит итог урока. Совместно с обучающимися оценивает работу каждого ученика.
«Большое спасибо всем за активность и заинтересованность темой урока! Оценивают работу на уроке. Регулятивные:
Развивать взаимоотношения с окружающими.
Личностные:
Применять и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Владеть приемами и навыками общения со сверстниками;
8 Домашняя работа
Задает задание на дом:
§29 ( вопросы стр.160) Записывают в дневниках домашнее задание с доски.