Методическое пособие Формирование способа оценки качества профессиональных умений и навыков обучающихся в диалоге с работодателем

















Формирование способа оценки качества профессиональных умений и навыков обучающихся в диалоге с работодателем

Методическое пособие

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования (ССУЗ)
«Челябинский педагогический колледж № 2»

Учебно-методический центр


Формирование способа оценки качества профессиональных умений и навыков обучающихся в диалоге с работодателем


Методическое пособие



Рассмотрено
на заседании ПЦК














Челябинск, 2014








Формирование способа оценки качества профессиональных умений и навыков обучающихся в диалоге с работодателем

Методическое пособие / сост. В.Н. Мамрова – Челябинск, 2014. – .

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.





Челябинский
педагогический
колледж №2











Содержание


Пояснительная записка...5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.8
Понятия о профессиональных знаниях, навыках, умениях...10
Условия формирования профессиональных знаний, навыках, умений...13
Психологический предпосылки и пути формирования готовности студентов к трудовой деятельности..24
Библиографический список..35















































Пояснительная записка
Современное состояние системы российского образования в силу ряда происходящих в стране экономических, политических и социальных преобразований, претерпевает глубинные и качественные изменения. Как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», образование в России призвано стать мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособность народного хозяйства, что сделает его одним из важнейших факторов благосостояния страны. С этих позиций меняются и требования как к общеобразовательной, так и к профессиональной школе, включая начальное, среднее и высшее профессиональное образование. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; люди [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], динамичные, конструктивные, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Эти требования направлены на совершенствование профессиональной подготовки студентов любого уровня, в том числе выпускников средних специальных учебных заведений.
Профессиональная подготовка в педагогических учебных заведениях характеризуется своими особенностями, предполагая формирование у студентов совокупности профессиональных педагогических умений, среди которых важное место занимают оценочные умения будущих учителей начальной школы. В начальной школе педагогическая оценка ученика приобретает особое значение, поскольку именно в этот период происходит интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей (АН. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Существенно отметить, что структура учебной деятельности заключает в себе учебные действия, направленные как на предмет усвоения, так и на самого ученика как субъекта деятельности и, в частности, на его самоконтроль и самооценку, которые формируются под влиянием контроля и оценки педагога.
Профессионально-педагогическая подготовка специалиста в современной российской системе образования, в том числе системе СПО, определяется, как известно, системной совокупностью самых разнообразных умений, действий, операций. По утверждению исследователей, «педагогическое умение ... представляет собой совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или, внутреннем плане, действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач формирования всесторонне развитой личности» (А.И. Мищенко). Наиболее полный и тщательный анализ операциональной структуры педагогической деятельности и классификации педагогических умений был произведен А.К. Марковой. Ею были выделены основные группы педагогических умений, где умение оценивать, прогнозировать личностное развитие обучающихся, диагностировать уровень их обученности, является неотъемлемым компонентом профессионально-педагогической деятельности учителя начальной школы. Это объясняется, прежде всего, тем, что в начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности. Среди таких элементов Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова и др. выделяют четыре взаимосвязанных компонента; «1) учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия; 2) учебные действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца; 3) действие контроля, которое состоит в сопоставлении воспроизводимого действия с образцом через его образ; 4) действия оценки степени освоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте» (Д.Б. Эльконин). В тоже время, в педагогических (Н.В. Кузьминой, ВА. Сластенин, А.И. Щербакова и многих других) исследованиях педагогические умения рассмотрены в контакте самой педагогической системы, не выделены конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические, исследовательские группы умений педагога. При этом в диссертации отмечается, что оценочные умения, фиксируемые в качестве компонента учебной деятельности, специально не выделены.





























Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
В теории профессионального педагогического образования (OA. Абдуллина, FJO. Ксензова, КВ. Кузьмина, АЛ Мищенко, Л.Г. Семушина, В А Сластенин, Л.Ф. Спирин, А .И. Щербаков и др.) проблема оценивания рассматривается в контексте изучения содержания и структуры педагогической деятельности и профессиональной компетентности педагога. Концентрированным выражением последней, по мнению А.И. Мищенко, являются педагогические умения. При различной трактовке понятая «педагогические уметя» и разных подходах к их классификации в современной науке, большинство исследователей признают важность сформ1фованности у педагога соответствующих педагогических умений, в том числе - оценочных.
Многие аспекты оценочной деятельности педагога уже освещены в педагогической науке - среди них: особенности оценивания знаний в педагогическом колледже (И.А. Бережная); рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов педагогического колледжа (Г.Ю. Капустина); содержание и способы осуществления оценочной деятельности учителя в режиме перехода к развивающему обучению (Г.Ю. Ксензова); история развитая педагогической оценки знаний в России и ее современное состояние (С А Огинова); развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе (КВ. Селезнев); методика контроля готовности к профессиональной
деятельности студентов средних специальных учебных заведений (Л.Г. Семушина), подготовка студентов педвуза к реализации кошрольнсюценочной деятельности учителя начальных классов (ВЛ. Синебрюхова) и многие другие. Однако проблема формирования у студентов - будущих учителей начальной школы оценочных умений как «наиболее общих, так называемых интегральных или «сквозных» умений, являющихся неотъемлемым компонентом деятельности педагога при организации любого ввда деятельности детей, ранее не выступала в качестве специального предмета исследования.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в настоящее время в теории и практике среднего профессионального образования возникло противоречие между требованиями повышения качества оценочной деятельности учителя начальной школы, и недостаточно эффективной профессионально-педагогической подготовкой будущих воспитателей детского сада, в частности в области оценивания. Разрешение данного противоречия, заключающегося в выявлении сущностной основы затруднений в оценке и разработке инновационной модели подготовки студентов в области оценочной деятельности.
















Понятия о профессиональных знаниях, навыках умениях
Профессиональные знания это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и отношений. Каждый студент должен обладать высокой готовностью к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности. Совокупность, качество профессиональных знаний студента должны отвечать его будущей специальности, функциональным обязанностям. Успех профессиональной деятельности зависит от навыков. Навык это совершенное владение действием, автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем успешнее и легче идет работа. Человек, в совершенстве обладающий навыками, имеет возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей деятельности, выполнить ее с большими количественными и качественными показателями. Студенту нужны навыки, связанные с решением различных вопросов своей будущей профессиональной деятельности. Трудно назвать профессию, в которой не нужны были бы сенсорные, двигательные, умственные (интеллектуальные), речевые навыки, навыки коллективной работы и общения. Сенсорные навыки относятся к работе органов чувств (зрения, слуха и т. д.) и в целом к чувственному познанию (считывание показаний приборов, определение расстояний, определение веществ по запаху и т. п.). Двигательные навыки результат овладения движениями. Они нужны для чтения, письма, выполнения лабораторных работ, игры на музыкальных инструментах и т. д. Умственные навыки проявляются при выполнении умственных задач (навыки анализа поступающей информации, уяснения задачи, оценки обстановки, выработки и принятия решения и т. п.). Умственные навыки, включенные в конкретную деятельность, делают ее более рациональной и продуктивной. Речевые навыки автоматизированные компоненты речевой деятельности. Они входят в устную, письменную и речь общения. Навыки коллективной деятельности результат освоения норм, правил и условий успешного взаимодействия между специалистами, итог выполнения общей задачи. Навыки коллективных действий закрепление, фиксирование всеми членами коллектива темпа и ритма общей деятельности. Эти навыки обеспечивают синхронность, согласованность и эффективность работы всего коллектива. Навыки общения это закрепившиеся выразительные движения и действия, включенные в общение с другими людьми. Они способствуют налаживанию контактов, взаимопониманию, созданию хорошего эмоционального и делового тона общения. Все названные виды навыков тесно связаны между собой. В деятельности любого специалиста они проявляются в единстве, хотя могут играть разную роль в зависимости от задач и условий деятельности. Навыки студентов должны охватывать важнейшие типичные для будущей специальности операции, а также реакции и действия, необходимые для коллективной работы. Умение наиболее ярко проявляется в успешном использовании знаний и навыков, в правильном применении их в новой и сложной обстановке. Каждому специалисту нужны многие гибкие умения, относящиеся к разным сторонам его деятельности. Навык ярче проявляется в повторяющихся условиях, умение же позволяет человеку творчески использовать навыки в новой обстановке. В отличие от навыка умение предполагает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами выполнения разных задач. Формирование умения требует сознательных упражнений по применению знаний и навыков в постепенно усложняемой обстановке, систематического сочетания теоретической и практической подготовки студентов. Профессиональные знания, навыки, умения должны составить систему, охватывающую важнейшие стороны профессиональной деятельности.






































Условия формирования профессиональных знаний, навыков, умений
Рассмотрим важнейшие психологические условия формирования профессиональных знаний, навыков, умений у студентов, учитывая единство их внешней практической и внутренней психической деятельности. Для формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния студентов. При этом решающее значение имеет организация учебной деятельности студентов. Согласно теории А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, знания, подлежащие усвоению, как пишет Н. Ф. Талызина, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате определенной деятельности учащихся, т. е. в результате выполнения определенной системы действий. Определим сначала отдельно условия формирования знаний, навыков, умений, а затем условия превращения их в целостную систему. Преподавателю следует исходить из того, что студент лучше овладевает знаниями на основе активности познавательных процессов, если его действия побуждаются чувством ответственности за свою профессиональную подготовку, чувством долга и другими положительными мотивами. Овладение знаниями требует четкого и точного их восприятия, осмысливания, запоминания, применения на практике. Заслуживает распространения опыт Московского института стали и сплавов, в котором разработан курс «Организация умственного труда». Этот курс ставит цель выработать у студентов активное творческое отношение к процессу овладения знаниями.
Усвоение сложная познавательная деятельность студентов, основу которой составляют умственные действия. Усвоение знаний по предмету представляет собой овладение системой его понятий, которое складывается из понимания содержания понятий, выделения существенного, главного в тех или иных предметах, явлениях; четкого уяснения объема понятий, представления о том круге явлений, на которые распространяется данное понятие; умения устанавливать связи одного понятия с другими, в том числе и с понятиями из смежных дисциплин; умения использования их для решения практических задач. Ясное понимание значения знаний, самостоятельность в их приобретении и проверке, творческое применение к решению различных задач обеспечивает их глубокое и прочное усвоение. Овладению специальной терминологией помогает демонстрация учебных фильмов, световых газет, пропаганда достижений выпускников вуза, чтение новинок, участие в работе научных кружков, проведение викторин. Немаловажное значение имеет также показ вновь поступившим студентам лабораторий вуза, различных кабинетов. Полученные впечатления вызывают у них, как правило, интерес к учению, укрепляют стремление к овладению профессией. При этом не следует акцентировать внимание студентов на сложности их будущей профессии. Глубокому и творческому усвоению знаний способствует создание на занятиях проблемных ситуаций, при которых знания усваиваются не как готовые, данные преподавателем, а через процесс решения задачи, поиска или выбора ответа на вопрос, нахождение вывода и т. д. Процесс субъективного открытия неизвестного в проблемной ситуации осуществляется как поисковая познавательная деятельность субъекта, завершающаяся усвоением нового и порождением психических новообразований. В проблемной ситуации участвуют и студенты и преподаватель: последний не только создает такую ситуацию, но в той или иной мере участвует в ее разрешении. Классическим примером создания проблемной ситуации может служить постановка проблемы возникновения капитала в работе К. Маркса «Капитал»: «Наш владелец денег, который представляет собой пока еще только личинку капиталиста, должен купить товары по их стоимости, продать их по их стоимости и все-таки извлечь в конце этого процесса больше стоимости, чем он вложил в него. Его превращение в бабочку, в настоящего капиталиста, должно совершиться в сфере обращения и в то же время не в сфере обращения. Таковы условия проблемы». Эта проблема, сформулированная К. Марксом, органически входит в созданную им ситуацию. Однако предварительно было раскрыто содержание тех понятий (товар, форма стоимости и т. д.), без знания которых нельзя ни решать проблему, ни понять, как она решается автором. Очевидно, что созданию проблемной ситуации должна предшествовать подготовительная деятельность преподавателя. Проблемное обучение может иметь разные качественные уровни в зависимости от курса, степени владения предметом и т. д. Для усвоения знаний необходимо применять их на практике. Главная форма такого применения решение задач. Именно в процессе активного практического использования знаний они становятся более обобщенными и твердыми, часть из них переходит в навыки и умения. Но тут выступает психологическое условие: учебная деятельность, не доставляющая внутреннего удовлетворения, не вызывающая активного мышления, внимания, памяти, воображения, не требующая творчества, инициативы, слабо влияет на полноту и глубину усвоения знаний. Поэтому важно, чтобы занятия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] интересно, влияли на эмоции, чувства и мотивы поведения студентов. Наиболее эффективно формируются навыки на основе глубокого осмысливания студентами того, что они должны делать, интереса к овладению действиями, знания своих ошибок, а также своевременного одобрения и поощрения успехов. Преподавателю все это надо учитывать, используя в обучении объяснение, оценку, лабораторные и практические работы, тренировки, оказывать помощь студентам в самостоятельной работе. Совершенствование навыков зависит от их сложности, индивидуальных особенностей и психического состояния студента, методики обучения и приближения его к условиям выполнения профессиональных обязанностей. Навык складывается неравномерно, для него характерна остановка, задержка плато. Это связано с утомлением, потерей интереса, ухудшением методических приемов, изменением обстановки, новыми трудностями. Индивидуальный подход, учет темперамента, способностей, опыта студента помогает более экономно и продуктивно улучшать навыки. На формирование навыков влияют изменение работоспособности в течение недели (в какой день [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] упражнение), время суток. Поэтому овладение новыми и сложными навыками лучше начинать в первую половину средних дней недели, а повторение в другое время. Между навыками происходит взаимодействие (положительное и отрицательное). Поэтому переучивание сопряжено с особыми трудностями. Положительному переносу навыков способствуют сходные психические процессы, установки и общие приемы в работе (прежней и новой). Навыки могут ослабляться, утрачиваться. Это происходит вследствие их неиспользования в практике, отсутствия систематичности и длительных перерывов в повторениях, болезни, переутомления, сильного стресса. Быстрее утрачиваются сложные, недостаточно закрепленные навыки. Это необходимо учитывать, решая вопрос о готовности навыков. Некоторые буржуазные психологи считают, что овладеть навыками можно лишь путем проб и ошибок на основе механической тренировки. Это неверно, так как человек в состоянии предвосхищать результаты своих действий. Научные данные и практика показывают, что механическая выработка навыков идет в несколько раз медленнее, чем сознательная (на основе понимания сути действий, причин допускаемых ошибок и т. д.). Экспериментальные исследования П. Я. Гальперина показали значение ориентировки в действии, уяснения всех его реально существующих признаков. Это создает условия, при которых действие сразу (или через несколько упражнений) может быть выполнено правильно, без ошибок. Формирование умений предполагает повышение самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами. Сравнение студентами своих реальных действий с показываемыми преподавателями приемами, установление совпадения и различия между ними, внесение поправок в процесс деятельности и его настойчивое совершенствование необходимая предпосылка укрепления умения. Накапливая профессиональные знания и вырабатывая навыки, преподавателю следует вооружать студентов рациональными способами их использования в различной обстановке на основе творческого осмысливания задач будущей деятельности. В этом отношении представляет интерес исследование формирования организаторских умений у будущих педагогов. Под организаторскими умениями педагогической деятельности понимается готовность преподавателя легко и быстро находить оптимальные варианты решения каждой новой проблемы, возникающей в учебно-воспитательном процессе, и осуществления их путем сознательных действий, обеспечивающих эффективность достижения поставленной цели в коллективной и индивидуальной работе с учащимися. Организаторские умения рассматриваются как умственно-волевые действия, которые обеспечивают не только нахождение способов и приемов решения возникающих проблем, но и применение их в педагогической деятельности. Организаторские умения в повседневной деятельности преподавателя, в сущности, составляют органическое единство следующих трех сторон. Во-первых, поиск и нахождение вероятных способов и приемов решения предстоящих задач. Педагог мысленно представляет все условия, которые можно использовать для осуществления задуманного. Во-вторых, осмысливание своих действий, поступков и поведения, в которых в соответствии с замыслом и избранными приемами выражает свое отношение к учащимся. Весьма важно, чтобы действия преподавателя непременно обеспечивали возникновение эмоционального отклика и нового отношения учащихся к своим поступкам. Надежность и результативность правильно избранного способа или приема в деятельности учителя обеспечиваются степенью готовности его к алгоритмизации своих действий в соответствии с природой педагогических ситуаций, а также гибкостью решений при отклонениях от намеченного способа или приема и соответствующих им действий. В-третьих, оказание воздействия на учащихся, рациональной организацией их деятельности. Объективная оценка и анализ действий студентов преподавателями, взаимоконтроль студентов, критический разбор ими своих действий, словесное описание их хода улучшают качество умения. Все это обеспечивает высокую осознанность и готовность применять профессиональные умения. Рассмотрим более общие условия формирования знаний, навыков, умений, превращения их совокупности в слаженную систему, обеспечивающую успех профессиональной деятельности. Одно из условий такого превращения положительные мотивы учения студентов, их сознательность, дисциплинированность, организованность. Развитие профессиональных знаний, навыков, умений студентов идет тем скорее, чем глубже и разностороннее разъясняются им требования будущей профессии, отрицательные последствия слабой подготовленности, показываются достижения выпускников. Практика вузовского обучения свидетельствует, что формирование системы профессиональных знаний, навыков, умений замедляется, если студент слабо разобрался в задачах профессии, не проявляет интереса к своей специальности. Лучшие преподаватели обращают особое внимание на то, чтобы правильно спланировать занятия, обеспечить успех учебы студентов, создать в студенческом коллективе хорошую психологическую атмосферу, своевременно предотвратить появление настроений, мешающих нормальной учебе. Если студент правильно оценил значение своей будущей профессии, убедился в целесообразности и необходимости учения, если у него нет внутренних разногласий с тем, что он делает, то у него быстрее развивается единство знаний, навыков, умений. Таким образом, повышение уровня мотивации и сознательного отношения студентов к учению важное условие успешного формирования системы профессиональных знаний, навыков, умений. Небывалый рост науки и техники, дальнейшее усложнение трудовой деятельности, всех профессий усилили зависимость формирования профессиональных знаний, навыков, умений у студентов от совершенствования и профессионализации их познавательных процессов: мышления, речи, воображения, внимания, памяти и т. д. Умелая профессиональная деятельность, творчество в труде невозможны, если познавательные процессы имеют серьезные недостатки: инертны, малоподвижны, неустойчивы, неточно отражают то, что нужно для успешных действий, медленно перерабатывают необходимую информацию. Причиной неправильных профессиональных действий может стать неточность восприятия специалиста, невнимательность, инертность его мышления, эмоциональная напряженность, страх, неуверенность, слабость воли и навыков. Поэтому слаженность профессиональных знаний, навыков, умений у студента формируется вместе с совершенствованием восприятия, внимания, представлений, памяти, воображения и других психических процессов. Заботясь об их совершенствовании у студентов, можно повлиять на повышение профессиональной подготовленности. Так, профессионально развитые воображение и мышление дают возможность в уме моделировать предстоящие действия, решать задачи, связанные с предвосхищением последствий практической деятельности. Профессиональные знания, навыки, умения действенны не только благодаря специальному развитию психических познавательных процессов, но и физическим качествам студента. Физически закаленный студент успешнее преодолевает влияние неблагоприятных факторов профессии. Экспериментально доказано, что целенаправленные физические упражнения развивают не только физические, но и психологические качества, необходимую для каждого специалиста эмоционально-волевую устойчивость. Даже точность восприятия времени зависит от уровня физической натренированности человека. Лучшие результаты в оценке интервалов времени имеют мастера спорта, спортсмены первого разряда. Худшие у незанимающихся спортом. Большая роль в формировании профессиональных знаний, навыков, умений принадлежит целенаправленному применению различного рода технических средств обучения (ТСО). Именно с их помощью можно развивать и упрочивать знания, навыки, умения, придавать им гибкость. ТСО направлены на расширение возможностей преподавателя в учебном процессе. При использовании их происходит эмоционально-психологическое воздействие на студентов. Появляется возможность управления ходом поступления информации самими обучающимися, что существенным образом улучшает усвоение материала относительно независимо от текущего состояния и различия индивидуальных способностей и психологических особенностей каждого студента. Особо важным средством профессиональной подготовки являются практика, стажировка, выполнение обязанностей специалиста в реальных условиях профессиональной деятельности. В статье С. Крылова, посвященной формированию управленческих навыков у студентов будущих строителей, говорится, что на первом курсе студенты проходят практику в качестве учеников и получают разряды по одной из строительных профессий. На втором курсе обучения они уже трудятся как квалифицированные рабочие. Практика третьего курса связана с приобретением некоторых навыков управлением: студенты становятся дублерами бригадиров, мастеров, прорабов и т. д. На четвертом они осваивают следующую ступень управления выполняют функции инженера-проектировщика, инженера административной и линейной служб. Затем пятикурсники в соответствии с избранной специализацией проходят практику на предприятиях, где собирают материалы для дипломного проектирования. Молодой специалист нередко чувствует себя на производстве неуверенно. Ему кажется, что знания, полученные им в вузе, мало пригодны в работе. От него требуют практических действий, организаторских навыков, он должен отвечать за выполнение плана, ход социалистического соревнования, руководить новым технологическим процессом, разбираться в многочисленных производственных вопросах, при решении которых знаниями, полученными в вузе, не обойтись. Руководство предприятия, в свою очередь, недовольно тем, что молодые специалисты стремятся работать, как правило, в конструкторских бюро, что их еще надо учить и учить. Со временем, конечно, трудности постепенно преодолеваются, но тем не менее процесс адаптации слишком затягивается. Специалиста желательно готовить для определенной отрасли, даже для определенного предприятия, а такая специализация возможна во время практики. Однако отсутствие баз, закрепленных на длительный период за вузами, делает неизбежным случайные и кратковременные контакты с отдельным предприятием. На ряде предприятий для молодых специалистов вводят стажировку сроком до года. Практика, стажировка формируют у студентов уверенность в своих силах, способность правильно оценивать соотношение своих возможностей и трудностей осуществления профессиональной деятельности. Анализируя процесс обучения, С. Л. Рубинштейн справедливо отмечал: «Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения специальными знаниями и умениями как «техническими» компонентами той или иной жизненной профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучения какой-либо деятельности, человек достигает, не просто лишь обучаясь, а на основе предшествующего обучения, выполняя эту деятельность». В преподавании каждого предмета учитывается тот уровень усвоения, на котором находится студент. Таких уровней несколько 65. Первый уровень усвоения сводится к распознаванию, различению, узнаванию или опознаванию объекта, изучения его в ряду других объектов. Второй уровень характерен действиями по воспроизведению информации об объекте изучения, его свойствах, особенностях, характеристиках на уровне памяти или уровне понимания. Третий уровень можно характеризовать степенью овладения умениями применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач. Четвертый уровень усвоения, деятельность которого характеризует применение информации с широким переносом, может быть обеспечен на основе использования теории проблемного обучения. По данной теории проблемы (задачи) выступают как объект мышления. Это означает, что обучаемому даются такие задачи, которые он может решить только путем самостоятельного открытия. Для правильного решения таких задач студента необходимо вооружить некоторым алгоритмом поиска (проб). В алгоритме поиска должны быть предусмотрены все возможные операции и их последовательность. Осуществив эти операции, обучаемый обязательно откроет, какая их последовательность ведет к цели, т. е. откроет алгоритм решения. В формировании профессиональных знаний, навыков, умений необходим индивидуальный подход, учет требований к особенностям личности студента и «типа» его будущей профессии. К первому типу относятся профессии, в которых индивидуальные особенности работника при положительной мотивации могут быть реализованы в приемах и способах трудовой деятельности. «В профессиях второго типа ни соответствующие мотивы, ни квалификация, ни индивидуальный стиль еще не составляют достаточных условий для успешной деятельности люди, работающие в этих профессиях, должны обладать определенными психофизиологическими особенностями». Индивидуальные качества, существенно влияют на учебную деятельность студента, выливаясь в индивидуальную динамику формирования знаний, навыков, умений. Анализ проявлений индивидуальных свойств в профессиональной деятельности показывает, что эти проявления могут носить как целесообразный, так и нежелательный характер. Причем даже на базе ценных с точки зрения данной профессии свойств могут формироваться как положительные, так и отрицательные приемы деятельности. Поэтому управлять процессом формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо как с учетом общего уровня усвоения, развития, возраста (учебная группа, курс), так и индивидуального уровня и индивидуальных особенностей студента.

















Психологические предпосылки и пути формирования готовности студентов к трудовой деятельности
Как уже отмечалось, ряд претензий к уровню готовности и последующей работе выпускников вузов вызваны несовершенством системы отбора в вузы и профессиональной подготовки студентов. К этим причинам следует добавить и наличие недостатков в работе по формированию психологической готовности студентов к труду. сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и успешно выполнять свою трудовую деятельность. При формировании готовности не следует сводить ее только к воспитанию отдельных качеств у студентов, к их простой сумме. Главное внимание следует уделять целостной доводке Формирование этой готовности означает образование таких необходимых отношений, установок, мастерства, свойств личности, которые обеспечивают возможность студенту результатов всего учебно-воспитательного процесса к требованиям и условиям будущей профессиональной деятельности выпускников. Готовность центрирует эти результаты, так как является совокупным выражением специально направленного развития личности, воздействия на разные стороны психики студентам. Готовность к деятельности развивается и крепнет благодаря вооружению общими и профессиональными знаниями, умениями и навыками, совершенствованию психических процессов и свойств личности. Формирование профессионально важных личностных предпосылок готовности к деятельности студента имеет особое значение, поскольку эти предпосылки, являясь ее слагаемыми, в значительной мере обусловливают появления «настроя» на добросовестную работу. Целенаправленное формирование готовности к деятельности предполагает систематическое и творческое использование разнообразных принципов, средств, форм и методов воспитания и обучения, управления деятельностью студентов. Многогранность процесса формирования готовности выпускников вузов включает ряд этапов, которые можно условно разбить на три. Первый этап связан с вопросами профессиональной ориентации абитуриентов, активного отбора из большой группы претендентов тех, кто хочет и может успешно после поступления освоить программу вуза, специальных мероприятий по ускорению адаптации первокурсников. Второй этап формирование готовности в процессе учебы, и наконец, третий подведение пика готовности к выпуску и началу профессиональной деятельности. На первом этапе существенную роль в формировании готовности студентов наряду с рассмотренными нами ранее вопросами профориентации и отбора играет преемственность школы и вуза. В этом отношении интересен опыт ряда городов, обобщенный Ю. А. Кустовым. В практике работы школ городов Тольятти, Жигулевска и Куйбышева используются такие формы подготовки учащихся к вузовским методам обучения: 1.Проблемное изложение материала на уроках. 2.Обучение конспектированию первоисточников. 3.Организация работы учащихся над рефератами. 4.Обзорные лекции для потока из старших параллельных классов. 5.Проведение семинарских занятий в школе. 6. Организация двухчасовых лабораторных работ с последующим отчетом по ним. 7.Зачетная система учета знаний школьников по отдельным разделам и темам курсов и др. В свою очередь вузы, стремящиеся осуществить преемственность со средней школой, используют такие формы работы со старшеклассниками: 1.Создание при кафедрах школ юных математиков, физиков, химиков и др. 2.Использование лабораторий института для проведения практических работ. 3.Проведение дней открытых дверей. 4.Организация обзорных лекций силами преподавателей института. 5.Организация олимпиад. 6.Проведение преподавателями вузов факультативных занятий со старшеклассниками. 7.Проведение экскурсионной работы со старшеклассниками и т. д. Подобные мероприятия совместной работы школы и вуза, безусловно, способствуют формированию готовности абитуриентов к учебе в вузе. В ряде вузов есть специальные занятия по программе «Школа, первокурсника». В программу занятий этой школы входят такие вопросы: «Как прослушать и записать лекцию?», «Взаимосвязь конспекта и учебника», «Как работать с книгой?», «Как организовать свой рабочий день?» и т. д. В Тольяттинском политехническом институте, например, для студентов двух первых курсов предусмотрены специальные часы контрольных опросов по лекционным курсам. Раз в две недели каждый студент отчитывается перед преподавателем того или иного предмета о результатах самостоятельной работы над читаемым курсом. На втором этапе в ходе учебы в вузе формирование готовности во многом определяется существующей структурой учебных планов вуза. В настоящее время в течение первых трех [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учебы студент, как правило, изучает общетеоретические и общетехнические предметы и только на четвертом и пятом курсах начинается изучение специальных дисциплин. Этот разрыв ослабляет интерес к избранной специальности. Четкие и полные знания студентов об избранной профессии в лучшем случае складываются лишь к пятому курсу, в то время как обучение, по существу, уже закончено. Слишком запоздалое изучение специальных предметов не ставит студентов в проблемную ситуацию, не создает стимула к изучению общетеоретических предметов. Для устранения этих недостатков, очевидно, необходимо исследовать вопрос о введении хотя бы описательных курсов по специальности с первых лет обучения в вузе. Тогда преемственность между школой и вузом и дальнейшей профессиональной деятельностью может быть осуществлена в виде более стройной системы. Формирование готовности к выполнению профессиональной деятельности достигается в ходе учения целеустремленным, взаимосвязанным воздействием на личность студента и коллектив по таким направлениям, как: активизация профессиональных мотивов средствами воспитательной работы; создание системы знаний и представлений об условиях и содержании профессиональных задач путем наглядного и словесного ознакомления с ними, обстановкой будущей деятельности; накопление необходимых навыков и умений путем организации учебной деятельности, упражнений и тренировки; самовоспитание, а также самонастройка на успешную профессиональную деятельность. Успешность формирования готовности зависит от ряда условий, прежде всего от внутреннего принятия студентами целей будущей профессии, от отношения к ней. Внутреннее принятие целей и задач будущей профессиональной деятельности связано с повышением уровня основных потребностей, интересов и идеалов студентов, с развитием положительных мотивов будущей трудовой деятельности, созданием у них такой внутренней позиции, которая соответствует идеологии и политике КПСС, задачам коммунистического строительства. Наши исследования показывают, что если студенты глубоко осознали цель учебно-воспитательного процесса в вузе, внутренне приняли цели и задачи избранной профессии, то они успешно формируются как будущие специалисты. Соответственно в учебно-воспитательной работе важно добиться: у одних студентов перерастания узких частных целей и мотивов в цели и мотивы более широкого социального значения,у других развития умений конкретизировать общественные цели, добиваться осознания и переосмысления узко личных целей и мотивов. Одновременно с этим следует направлять развитие мотивов, активизирующих деятельность но подготовке к будущей профессии, что в ряде случаев связано с пересмотром содержания и методов воспитательной работы в вузах, прежде всего на первом курсе. Наряду с развитием цельного научного мировоззрения, сознания, убеждений, и привычек нравственного поведения необходимо, чтйбы преподаватели и руководящий состав вузов заботились о глубоком ознакомлении студентов с работой специалистов-выпускников, с современными требованиями к их труду в народном хозяйстве, показали бы им необходимые перспективные качества специалиста и пути их воспитания. При этом важно, чтобы преподаватели и руководящий состав вузов не ограничивались только преподнесением мировоззренческих и нравственных знаний, а формировали твердую направленность в будущее, активное отношение каждого студента к обществу, перспективе его развития, добивались, чтобы профессиональные интересы студентов носили высокоидейный характер. Это необходимо осуществлять как в процессе преподавания отдельных предметов, так и при организации внеучебной деятельности. Воспитатели вузов располагают разнообразными способами и средствами для развития мотивации, побуждающей студентов более целеустремленно строить свою деятельность, для стимулирования самовоспитания и самонастройки на добросовестный и творческий труд после окончания вуза. Важными из них являются разъяснение всем студентам целей их обучения довести до сознания, зачем и почему они должны усваивать определенный учебный материал, повысить удельный вес вступительных лекций, более тщательно отработать их содержание сообразно назначению вузов. Задачи студентов по подготовке к будущей практической работе во внеучебное время также должны быть хорошо объяснены (участие в общественной и научной работе, в работе строительных отрядов и т. д.). Следует целенаправленно строить преподавание каждой темы. Опытные преподаватели всегда объясняют студентам место темы в программе, познавательное и практическое значение изучаемого материала, целевое назначение отдельных занятий, его роль и т. д. Многие из них дают студентам заранее творческие задания, которые они должны выполнить в интересах полного усвоения темы: прочитать определенную литературу, подготовить примеры из жизни, самостоятельно раскрыть существенную сторону изучаемой проблемы, связь ее с будущим трудом на производстве, в научном учреждении. Можно назвать некоторые общие мероприятия, которые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в ряде вузов с целью улучшения работы по формированию готовности студентов к будущей профессиональной деятельности: целенаправленное использование курса «введение в специальность», научно-методические конференции преподавателей по проблемам формирования готовности выпускников к деятельности; составление ежегодных специальных планов, в которых, в частности, рекомендуется периодическое обсуждение вопросов формирования готовности студентов на заседаниях кафедр и факультетов; создание специальных кабинетов, где отражаются вопросы, связанные с проблемой готовности к деятельности; организация в библиотеках выставок рекомендуемой литературы по вопросам психологической готовности; включение в учебные программы кафедр специальных вопросов, направленных на формирование профессиональной готовности к деятельности; применение озвученных фрагментов из фильмов, использование диафильмов и других технических средств в учебном процессе, которые наглядно знакомят с условиями и особенностями будущей профессиональной деятельности и т. д. Остановимся еще на некоторых формах занятий, в основном по профилирующим дисциплинам, направленных на формирование готовности студентов к деятельности. Прежде всего это лекции и практические занятия, на которые отводится основной объем учебных часов. Целеустремленный процесс обучения на лекциях по профилирующим дисциплинам создает благоприятным условиям для формирования готовности студентов к их будущей профессии, глубоким знаниям характера производства, изучению специфических условий работы, наиболее типичных ситуаций, которые встречаются на практике, в том числе инапряженных. Профилирующие дисциплины содержат воспитательные возможности для развития у студентов тех качеств, которые входят в структуру готовности к труду. Имеется также возможность показать на практических примерах, какие профессионально необходимые психические процессы, психические образования и свойства личности способствуют успешному выполнению профессиональной деятельности, что содействует дальнейшему самовоспитанию готовности. Как уже отмечалось, у специалиста должна быть сформирована готовность к работе в различных напряженных ситуациях. Например, для выпускников технических вузов это ситуации, связанные с неожиданными отказами техники, авариями, дифицитом времени и т. п. Для выпускников медицинских вузов это ситуации, связанные с принятием ответственных решений о лечении тяжелобольных, проведением хирургических операций и т. д. Для подготовки студентов к работе в условиях напряженных ситуаций целесообразно применять следующие методы и приемы: сокращение сроков для решения определенного учебного задания; решение задач при недостатке информации, наличии помех; введение в занятия неожиданных усложнений; проведение упражнений по сопоставлению и классификации отдельных целей своей деятельности в зависимости от их важности, сложности, сроков достижения; постановка задачи, требующей самостоятельного выбора одного способа решения из нескольких возможных; создание ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышенной активности; постановка задачи, связанной с немедленным переходом к самостоятельным и организованным действиям; создание ситуации соревнования и т. д. На формирование готовности студентов к работе после окончания вуза большое значение оказывает их активная самостоятельная работа. В. И. Ленин писал, что «без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти...». Научная организация и планирование самостоятельной работы, контроль над ней, привлечение студентов к научно-исследовательской работе не только активизирует их познавательную деятельность во всех видах занятий, но и формирует организованность, ответственность, навыки и умения отбирать нужную информацию и самостоятельно добывать знания. Будущий специалист уже со студенческой скамьи должен готовить себя к роли исследователя, творца нового и передового. Для формирования у студентов творческого отношения к своей будущей профессиональной деятельности большое значение имеет участие их в научно-исследовательской работе студенческого научного общества по математике кафедральных и общеинститутских исследований, курсовое и дипломное проектирование. Из общего содержания работы по формированию готовности студентов к деятельности в ходе научно-исследовательской работы можно выделить следующие моменты: углубление своих знаний в узкой области по выбранной теме исследований; формирование стремления к самостоятельному обобщению и осмысливанию всей суммы знаний, полученных за период учебы; отработка практических навыков, связанных с профессиональной деятельностью; формирование умения самостоятельно решать производственные практические задачи. Преподавателю (научному руководителю) следует иметь в виду, что встречаются студенты, которые, избрав тему исследования, через некоторое время начинают сомневаться в ее практической полезности, перспективности или в своих силах. Это бывает, когда у студента нет возможности проверить справедливость идей и разработок по избранной теме в период практики. В результате у некоторых из них может возникнуть неуверенность в успехе, недооценка своих возможностей, что отрицательно сказывается на формировании готовности к профессиональной деятельности. Для успешного формирования готовности необходимо знать и учитывать особенности того вида деятельности, к которому [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] подготовка, сохранять и поддерживать настроенность на предстоящую работу в полном соответствии с характером и сложностью ее задач. В этом отношении значительную помощь студентам оказывают преподаватели, закрепленные за группами (кураторы). Свою работу по формированию у студентов готовности к предстоящей деятельности они по опыту передовых вузов страны начинают с изучения группы и каждого студента, используя для этого разнообразные методы, в том числе и составление обобщенных психологических характеристик, для чего привлекаются преподаватели, секретарь партийной и комсомольской организации, староста группы, профгрупорг. Обобщенные психологические характеристики являются исходной основой для дальнейших наблюдений, ведения дневников и организации индивидуальной работы с каждым студентом. Содержание этих характеристик анализируется с учетом предварительного изучения и сравнения структуры и требований будущей деятельности к специалисту с теми личностными психологическими качествами, которые присущи студенту. Все анкетные и биографические данные учащихся, в том числе их характеристики, полученные из школ и других мест, где ранее они учились, работали или служили, изучаются по личным делам и уточняются в дальнейшем с помощью непосредственных бесед с ними. Основная работа проходит по плану, разработанному куратором. Особенно велика его роль на первых двух курсах, когда идет период адаптации студентов к условиям обучения в вузе, а также для формирования профессиональной направленности, поскольку, как уже отмечалось, предметы первых курсов зачастую не выходят за рамки общеобразовательных дисциплин. Исследования показывают, что одним из необходимых условий активного педагогического влияния на личность студента и сближения с ним является ведение куратором занятий в закрепленной за ними группе. В этом случае его работа приобретает более естественный и целенаправленный характер. О состоянии дел в группе куратор информирует партийную организацию кафедры, факультета и деканат. Куратор оказывает влияние на организацию и проведение как учебных, так и воспитательных мероприятий, таких как: коллективные и индивидуальные беседы, культпоходы в кино, театр, обсуждение кинофильмов, произведений [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], наиболее актуальных статей периодической печати, умело увязывая эту работу с профессиональной направленностью. Опыт показывает, что для целенаправленного формирования готовности к предстоящей профессиональной деятельности в группе желательно проводить беседы или диспуты, например, на такие темы: «Что ты знаешь о своей будущей профессии?», «О психологических особенностях протекания трудовой деятельности специалистов», «Какие виды напряженных ситуаций встречаются в деятельности специалистов и пути их преодоления», «О качествах личности молодого специалиста» и т. д. Целесообразно проведение тематических вечеров (с приглашением выпускников вузов) по обмену опытом становления молодого специалиста на производстве, школе, в условиях сельского хозяйства и т. д. Интересно проходят различные викторины, тематические КВН, направленные на привитие интереса к будущей профессии, на лучшее знание некоторых разделов программы учебных курсов. В результате кропотливой индивидуальной работы происходит сближение кураторов с учащимися, что выражается в обращении к ним студентов за советами по различным практическим вопросам, в их просьбе дать рекомендацию для вступления в партию, в приглашении на те или иные торжества в общежитие. Кураторам надо поддерживать постоянную связь с активом группы, преподавателями, проводящими занятия, и совместными усилиями решать вопросы, связанные с формированием готовности студентов к деятельности. Но как бы идеально не была построена профессиональная подготовка окончание учебного заведения еще не дает специалиста, обладающего вполне законченной профессиональной пригодностью и профессиональной надежностью. Здесь многое зависит от третьего этапа, т. е. подведения готовности к ее вершине, а также организации труда и воспитания молодых специалистов в первое время их самостоятельной работы. Повышению готовности к труду способствует осознание студентом на практике общественной и личной ее значимости. Вместе с тем необходимы благоприятные объективные условия труда, которые бы содействовали реальному воплощению готовности и дальнейшему ее развитию. Таким образом, непрерывный научно-технический прогресс, сложность трудовых задач предъявляют все более высокие требования к личности и деятельности выпускников вузов, к их опыту, самостоятельности, мышлению, знаниям, навыкам, умениям. В связи с этим большое значение приобретает формирование у студентов такого профессионально важного качества их личности, каким является готовность к будущей практической деятельности. Успех в формировании готовности к трудовой деятельности зависит от целенаправленного проведения учебно-воспитательной работы в вузе, от специальных мероприятий, проводимых в условиях, близких к реальной обстановке будущей работы.









Библиографический список
1. Осечкина Л.И., Осокина С.А. Организация и руководство самостоятельной работой студентов педагогического колледжа // Сборник тезисов Городской научно-пракгической конференции «Организация и руководство самостоятельной работой / студентов и учащихся в педагогических колледжах и училищах». - М., 1995. - С. 21 - 28.
2. Осечкина Л.И., Осокина С.А. Исследовательская направленность личности как необходимый компонент профессиональной подготовки педагога // Дошкольное и начальное образование в Москве: прошлое, настоящее, будущее. Научно-практическая конференция преподавателей и студентов учебных педагогических заведений. 14 мая 1997 г. - М.: МПГУ, 1998. - С. 66 - 69.
3. Бережнова Е.В., Осечкина ЛИ., Осокина СЛ. Требования к курсовым работам по педагогике: Методические рекомендации для студентов. - Орехово-Зуево: Орехово-Зуевский педагогический ивсппут, 1998.-20 с.
4. Осокина СА Психолого-педагогическое сотрудничество преподавателя-методиста, студентов педколледжа и педагогического коллектива ДОУ в процессе практики по
дополнительной квалификации // Сборник научных работ преподавателей педагогических колледжей г. Москвы. М.: УМК по профобразованию МКО, 2000. - С. 140-142.
5. Осокина С.А. Педагогическая практика как необходимый компонент профессиональной подготовки специалистов в области изобразительного искусства // Сборник научных работ преподавателей педагогических колледжей г. Москвы. М.: УМК по профобразованию МКО, 2000. - С. 142 -143.
6. Осокина СЛ. Этапы подготовки студентов педколледжа к учебно-исследовательской деятельности по специальности 0313 Дошкольное образование // Сборник научно-методических работ преподавателей педагогических колледжей г. Москвы. - М.:УМК по профобразованию ДО г. Москвы. Структурное подразделение педагогического образования, 2002.-С. 104-111.
7. Примерная программа учебной дисциплины «Педагогика» / Сост. Алексеева А.В., Никитина Э.К., Осокина С.А., Смирнова ТВ. - М: Издательский отдел ИПР СПО, 2002.-88 с.
8. Осокина С.А. Формирование оценочных умений студентов как условие повышения качества профессиональной подготовки педагога // Проблемы качества образования. Книга 4. Качество образования: содержание обучения и образовательные технологии // Материалы ХШ Всероссийского совещания. - М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - С. 44 - 50.
9. Осокина СА. Способы формирования оценочных умений педагога в условиях педагогического колледжа // Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2004. - С. 408 -411.
10.Осокина С.А. Способы формирования оценочных умений как объект педагогического исследования // Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования: Материалы Всероссийского методологического семинара: в 2 т. / Под научн. ред. Н.В. Бордовской. Том П. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А .И. Герцена. 2004. - С.155-159.
11. Осокина С. А. Способ определения готовности преподавателей педагогического колледжа к осуществлению оценочной деятельности // Опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях: контекст модернизации образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: «Далекс», 2004. - С. 317 - 322.
12. Осокина С.А. Педагогические условия формирования оценочных умений студентов - будущих учителей начальной школы (2005) - сдана в печать.
13. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980. 96 с.
14. И. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды: В 2-х т. T.II / Под ред. A.A. Бодалёва и др. М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
15. Анисимов П.Ф., Коломенская А.Л., Ярошенко Н.Г. Тенденции развития практикоориентированного образования в контексте международного образовательного пространства. // Среднее профессиональное образование. 2004. - № 8. - С. 2-13.
16. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. - 447 с.
17. Архангельский С.И. и др. Обученность главная переменная шкалы отметок, градации контингента и функции оценивания учителя. М.: Знание, 1985.-102 с.
18. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.-192 с.
19. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
20. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.-208 с.
21. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода). // Высшее образование в России. -2004. № 11.-С. 3-13
22. Байденко В.И. Образовательный стандарт: опыт системного исследования. Н. Новгород: НовГу, 1999.
23. Бакиров A.C. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы: Автореф. дис. . канд. психол. наук. -Казань, 2001.
24. Батурин H.A. Оценочная функция психики: Дис. . докт-ра психол. наук.- СПб., 1998.
25. Бережная И.А. Особенности оценивания знаний в педагогическом колледже: Дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 1998.
26. Бережная И.А. Оценка знаний как элемент стратегии среднего профессионального образования. // Специалист, 1997. № 2. - С. 9-11.










13PAGE 15


13PAGE 14415




Вопросы работодателю - Работа и бизнес15