Презентация Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге


ПРЕЗЕНТАЦИЯ    УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Структурное подразделение «Нижне-Уймонская начальная общеобразовательная школа» МБОУ «Чендекская средняя общеобразовательная школа»ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ « ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ДИАЛОГЕ» Лиман Светлана Павловна Нижний - Уймон, 2013 Цели, задачи, методы исследования Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои мысли. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках литературного чтения в начальных классах. Предмет исследования – способы развития речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения В соответствии с выше изложенным были определены цели: Изучить состояние проблемы в теории и на практике;Выявить роль и значение речевой деятельности в учебно-воспитательном процессе;Определить, в какой мере реализуется формирование речевой деятельности в начальной школе. Важнейшими источниками исследования являются: Литература по вопросам теории и методики проблемы;Школьная программа 1-4 В.П.Канакиной « Русский язык»;Школьная программа 1-4 Л.Ф.Климанова « Литературное чтение»;Учебники по литературному чтению Л.Ф.Климанова и методические рекомендации к ним. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности.Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие.Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.Монолог – это речь одного человека, например рассказ, сообщение. Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определенным требованиям. Правильность- это соблюдение норм современного литературного языка.Ясность- это доступность её для понимания другими.Чистота- свободная от жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов. Точность- значение слов и словосочетаний, употребленных в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.Выразительность- умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства.Богатство- определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия. Произносительный уровень Техника – правильное дыхание, дикция;Орфоэпия – усвоение школьниками орфоэпических норм русского литературного языка;Интонация – звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяет в потоке речи высказывание и его смысловые части. Лексический уровень, словарная работа Количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения;Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включение их в предложение и текст в прямом и переносном значении. Грамматический уровень Механизм построения синтаксических конструкций:словосочетания;предложения. Уровень текста Связная речь Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности. Целенаправленная подготовка урока.Нестандартное начало урока.Продуманность отбора материала.Оценивание. Обучение видам речевой деятельности Это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе.Это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.