МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ МАТЕМАТИКИ ПО ВЕДЕНИЮ, ПРОВЕРКЕ ТЕТРАДЕЙ И ОЦЕНКЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ.


Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение города Ростова –на- Дону
«Гимназия № 76 имени Героя Советского Союза Никандровой А.А.»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Памятка учителю математики
по ведению, проверке тетрадей
и
оценке письменных работ» .Учитель Черноусова Ирина Николаевна
Категория высшая
Значительную роль при оценке качества обучения уделяется мониторингу, который невозможно осуществлять без проведения и проверки письменных работ. Чтобы были соблюдены единые требования, учителя должны руководствоваться установленными правилами. В связи с этим и была разработана данная памятка, которая рассматривается на методическом совете и утверждается приказом по образовательному учреждению.
ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
ПО МАТЕМАТИКЕ
Тип работы Цели работы Когда и кем проводится работа примечание
Текущие контрольные работы (ТКР) Проверка усвоения изучаемого и проверяемого программного материала Содержание и частота определяется учителем с учетом степени сложности материала и особенностями класса Для проведения ТКР может отводиться урок или часть его Время проведения определяется рабочей программой, календарно-тематическим планированием по согласованию с администрацией.
В целях предупреждения перегрузки обучающихся в один рабочий день в классе можно проводить только одну ТКР или ИКР.
ТКР и ИКР не проводятся в первый день четверти, первый день после праздника.
Итоговые контрольные работы (ИКР) Проверка качества обученности, а также усвоения изучаемого и проверяемого программного материала
После изучения наиболее значимых тем,
в конце учебной четверти;
в конце полугодия Администрация ОУ Тестовые работы в формате ЕГЭ (11 класс) и ОГЭ (9 класс) Проверка качества обученности, подготовка к итоговой аттестации Администрацией и учителем по плану подготовки к ГИА Самостоятельные работы Проверка усвоения изучаемого материала Содержание и частота определяется учителем ,на каждом уроке могут проводиться обучающие СР длительностью 10-20 мин., оценки выставляются в журнал на усмотрение учителя
Теоретический зачет Проверка знания теоретического материала После изучения наиболее значимых тем на усмотрение учителя Зачет может быть устный или письменный оценки выставляются в журнал на усмотрение учителя
Практическая работа Проверка навыков решения задач на построение Содержание определяется учителем оценки выставляются в журнал на усмотрение учителя
КОЛИЧЕСТВО, НАЗНАЧЕНИЕ, ЧАСТОТА И СРОКИ ПРОВЕРКИ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ
ПО МАТЕМАТИКЕ
Класс Предмет Количество тетрадей Регулярность проверки 5 математика 2 рабочих
Ежедневно все домашние и классные работы у всех учеников Оценки
за контрольные работы выставляются в
журнал.
Оценки за самостоятельные, классные и домашние работы выставляются
на усмотрение учителя
с учетом значимости работы.
1 для крКонтрольные работы к следующему уроку при наличии у учителя
не более 60 чел в параллели 6 математика 2 рабочих
1 полугодие - Ежедневно все домашние и классные работы у всех учеников
2 полугодие-2 раза в неделю у всех обучающихся, ежедневно – у слабо успевающих 1 для крКонтрольные работы к следующему уроку при наличии у учителя
не более 60 чел в параллели 7-9 Алгебра 2 рабочих и
1 для кр 1 раз в неделю у всех обучающихся, после каждого урока – у слабо успевающих Контрольные работы к следующему уроку при наличии у учителя
не более 60 чел в параллели геометрия 1 рабочая
1 для кр2 раза в месяц у всех обучающихся, после каждого урока – у слабо успевающих Контрольные работы к следующему уроку при наличии у учителя
не более 60 чел в параллели 10-11 Алгебра 2 рабочих и
1 для кр 2 раза в месяц у всех обучающихся, после каждого урока – у слабо успевающих Контрольные работы к следующему уроку при наличии у учителя
не более 60 чел в параллели геометрия 1 рабочая
1 для кр2 раза в месяц у всех обучающихся, после каждого урока – у слабо успевающих Контрольные работы к следующему уроку при наличии у учителя
не более 60 чел в параллели Элективный курс 1 рабочая тетрадь 1 раз в месяц у всех обучающихся ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ТЕТРАДЕЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
Тетради рекомендуется подписывать по единому образцу.
Например:Тетрадьдля работпо математикеученика 5 класса "А"МАОУ «Гимназия № 76»Смирнова Андрея
Писать аккуратным, разборчивым почерком.
Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по алгебре, для контрольных работ ). 
Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по дату выполнения работы записывать арабскими цифрами на полях с указанием года только на 1 странице тетради (01.03.2010); 
Писать на отдельной строке название темы урока.
Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (самостоятельная работа, тест), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
Например: Классная работа. | 15.09.2016 г.
№ 124 |
Соблюдать красную строку.
Между классной и домашней работой отступать 4 клеточки, между заданиями – 2 клеточки.
Чертежи и построения выполнять карандашом — с применением линейки и циркуля.

ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по математике, проверяются:
 5 класс – в течение всего учебного года проверяются все домашние и классные работы у всех учеников;
6 класс – 1 полугодие – ежедневно проверяются работы у всех обучающихся;
7 – 9 классы – ежедневно проверяются работы у слабых и 1 раз в неделю - наиболее значимые – у всех остальных;
10 – 11 классы – ежедневная проверка работ у слабых обучающихся, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все тетради были проверены 2 раза в месяц.
2. Все виды контрольных работ проверяют у всех обучающихся. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:
5 – 8 классы – работы проверяются к уроку следующего дня при наличии у учителя не более 60 чел в параллели;
9 – 11 классы – работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через один – два урока.  
3.  Учитель проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ и хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года.
4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
при проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся V —XI классов по математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
Ошибка подчеркивается, грубая – двумя, негрубая – одной, недочет - волнистой чертами;
подчеркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).
5. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Разрешается не выставлять неудовлетворительную отметку за контрольную работу, если учащийся до этого отсутствовал по болезни во 5- 8 классах не менее 6 уроков, в 9-11 классах – не менее 4 –х .Оценки за самостоятельные работы (тесты), могут выставляться выборочно на усмотрение учителя.
Классные и домашние письменные работы по математике оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.
6. После проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению заданий, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
7. Объем домашней работы равен 1/3 объема классной работы.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий, если ученик показал значительные успехи при изучении темы по сравнению с предыдущими работами.
Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
1. Грубыми считаются ошибки:
-    незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-     незнание наименований единиц измерения;
-     неумение выделить в ответе главное;
-     неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-     неумение делать выводы и обобщения;
-     неумение читать и строить графики;
-     неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-     потеря корня или сохранение постороннего корня;
-     отбрасывание без объяснений одного из них;
-     равнозначные им ошибки;
-     вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-   логические ошибки.
2. К негрубым ошибкам следует отнести:
-         неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-    неточность графика;
-    нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-   нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-   неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
-   нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-  небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УСНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.
1. Учителю необходимо: тщательно продумывать ход изложения материала на уроке, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т. п.); писать разборчивым почерком.
2. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий.
3. Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении новых терминов - слова четко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.
4. Большое внимание уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
5. Учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогами и картотекой, таблицами.
6. Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них.
7. Исправлять допущенные ошибки.
8. Контролировать наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
9. Использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, кружковые занятия, диспуты, семинары, КВН и т.п.) для совершенствования речевой математической культуры учащихся.
 
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ФГОС.
Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на уровни основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ.
В оценочной деятельности используется традиционная система отметок по 5балльной шкале.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровни основного общего образования
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии
Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
стартовая диагностика – 1, 5 классы;
текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов;
входные, полугодовые, годовые контрольные работы по предметам;
комплексные работы, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом по окончании обучения в каждом классе.
текущее выполнение выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защита итогового индивидуального проекта в 9 классе.
Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Отметка Уровень достижений «1»
«плохо» Низкий уровень ниже 30% от основного задания «2» «неудовлет ворительно» Пониженный уровень от 30% до 50% от основного задания «3» «удовлетворительно» Базовый уровень 50-65%
и до 100% от основного задания уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования, но не по профильному направлению
«4» «хорошо» Повышенныйуровеньот 65% до 80% от основного задания и 65% до 80% от дополнительного уровень, который демонстрирует освоение учебных действий. Овладение уровнем является необходимым для продолжения обучения на следующем уровне образования профильному направлению
«5» «отлично» Высокий уровень от 80% до 100% от основного задания и от 80% до 100% дополнительного