Разработка урока по информатике на тему Двоичная арифметика 7 класс


Цель урока: Сформировать навыки выполнения арифметических операций с двоичными числами.
Задачи урока:      
Познакомить с правилами выполнения арифметических операций (сложение, вычитание) в двоичной системе счисления, упражнять в применении полученных знаний на практике.
Привить навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность.
Формировать интерес к предмету, навыки самоконтроля.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентации: «Морской бой», «Двоичная арифметика», электронные таблицы для выполнения практической работы и проведения рефлексии.
План урока:
Организационный момент.
Мотивация урока: постановка цели урока.
Повторение ранее изученного материала. Презентация «Морской бой». (Презентация 1)
Изучение нового материала. Презентация «Двоичная арифметика». (Презентация 2)
Закрепление изученного материала. Электронная таблица «Двоичная арифметика». (Приложение 1)
Итоги урока. Рефлексия. (Приложение 2)
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Отметить отсутствующих. Учащиеся стоят в центре класса, затем по своим именам дают определение своего имени, к примеру если имя начинается на букву А то есть Артистичный и т.д. Затем делим на группы (на 2 группы) По картинкам
Мотивация урока: постановка цели урока.
На прошлом уроке мы прошли с вами системы счисления. Какие? Давайте проведем с вами некоторый диалог, в форме вопросов. Пример как вы думаете правильно ли такое утверждение, что …(ваше высказывание) Учащиеся задают друг другу вопросы.
Повторение ранее изученного материала Для дополнительной проверки поиграем в «Морской бой».
Чтобы проверить, как вы усвоили материал предыдущего урока, поиграем в «Морской бой». (Игру можно провести, используя индивидуальную или фронтальную формы работы. Для индивидуальной работы необходимо заранее скопировать презентацию на компьютеры учащихся, для фронтальной работы необходимо использование интерактивной доски).Для появления вопроса на экране необходимо выполнить щелчок по соответствующему номеру на штурвале. Для ответа выполняется щелчок по соответствующей клетке игрового поля.

Давайте мы с вами сейчас проведет некоторый эксперимент, или сейчас я вам покажу некоторое подобие фокуса, или магию чисел.
Перед вами волшебные таблицы. В списке представлено 15 предметов, каждый предмет имеет свой номер:
Клавиатура
Принтер
Транзистор
Компьютер
Калькулятор
Счеты
Компакт-диск
Перфокарта
Дискета
Робот
Кассета
Мышь
Плата
Сканер
Колонки
Эти же названия записаны в четырех таблицах, которые представлены ниже.
Таблица 1 Таблица 2 Таблица 3 Таблица 4
Перфокарта Компьютер Принтер Клавиатура
Компьютерная мышь Счеты Сканер Плата
Кассета Компакт-диск Счеты Транзистор
Дискета Компьютерная мышь транзистор Колонки
Робот Плата Компакт-диск Кассета
Плата Калькулятор Робот Компакт-диск
Сканер Сканер Кассета Калькулятор
Колонки Колонки Колонки дискета
Вам нужно будет загадать предмет, и сказать в каких таблицах ниже они присутствуют или отсутствуют. А я попробую угадать тот предмет который вы задумали.
Как видите я угадал все ваши предметы, а как я сделал это?! В этом мне помогла двоичная арифметика, или двоичный код.
IV. Изучение нового материала. Презентация «Двоичная арифметика».
(Слайд 1)
Для того чтобы лучше освоить двоичную систему счисления, необходимо освоить выполнение арифметических действий над двоичными числами.
Все позиционные системы счисления «одинаковы», а именно, во всех них арифметические операции выполняются по одним и тем же правилам:
справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;
правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.
(Слайд 2–3)
Рассмотрим правила сложения двоичных чисел.
(Слайд 4–5)
Рассмотрим правила вычитания двоичных чисел.
(Слайд 8)
Разминка
Необыкновенная девочка
Ей было тысяча сто лет,Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила – Все это правда, а не бред. Когда,  пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенокС одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно...Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.
V. Закрепление изученного материала.
Переходим к выполнению практической работы.
Задание практической работы указано в электронной таблице «Двоичная арифметика». Учащиеся выполняют арифметические операции письменно в тетради и результат вносят в таблицу. В таблице применено условное форматирование. Если результат верный, то цвет цифр изменяется, при неверном результате цвет цифр остается черным. Тем самым учащиеся сразу могут выполнить работу над ошибками.
1962154318000
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
44386515240000
VII. Оценивание. Домашнее задание.