Презентация. Мировая художественная культура. Музыка .Работа учащейся 11 класса Хориной Анны


Зарубежная музыка XIX века Презентация на тему Выполнила ученица11б классаХорина А. Содержание ВведениеФранц ШубертПесни ШубертаКарл Мария фон ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманПесни ШуманаФридерик ШопенСсылки на использованные материалы Введение На рубеже XVIII-XIX столетий в европейском искусстве сложилось новое направление - романтизм (фр. romantisme). В отличие от представителей классицизма, которых интересовали прежде всего высокие общественные идеалы, романтики обратились к внутреннему миру человека. Оперный оркестр.Художник Э. Дега.Около 1868-1869 гг. В музыке особенности романтизма проявились очень ярко. Изменение художественного мышления привело к изменениям в системе музыкальных жанров. Композиторы-классицисты предпочитали такие жанры, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт. Романтики разработали лирическую миниатюру, дающую возможность выразить чувства. Получили развитие песня и романс. Особое место в музыке заняла любовная лирика. Две девушки у пианино.Художник О. Ренуар.1892 г. Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Программой могло служить название сочинения, указывающее на определённое состояние природы или души человека. Иногда музыка писалась как иллюстрация к произведению литературы или живописи. Порой композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки (например, для симфонии) и излагал его в специальном пояснении к партитуре. Таким образом осуществлялась популярная в романтизме идея синтеза искусств - литературы, живописи и музыки. Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы в своих сочинениях использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередки фантастические, сказочные образы. Особое место в ней занимают картины природы - как отражение внутреннего состояния человека. Многие композиторы-романтики были убеждены, что через музыкальное просвещение можно изменить мир и человека, поэтому немало сил отдавали публицистике и просветительской деятельности. Они стремились лично воздействовать на большую аудиторию и становились исполнителями или дирижёрами. Именно романтики создали в Европе систему общедоступных концертов. Урок фортепианоМаргерит Жерар С середины XIX столетия в музыке Западной Европы появились черты реализма (от ср.век.лат. realis – «действительный»). Новый художественный метод утверждался прежде всего в опере. Композиторы стремились показать драматизм обычных, на первый взгляд, жизненных ситуаций, передать в музыке психологическое состояние героев. Оперные персонажи перестали делиться на "положительных" и "отрицательных", каждый представал во всей сложности и противоречивости характера. Франц Шуберт1797-1828 Первым представителем романтизма стал австрийский композитор Франц Шуберт. Он родился в Лихтентале (пригород Вены) в семье школьного учителя. К десяти-одиннадцати годам Шуберт уже блестяще владел скрипкой, фортепиано, альтом; с отцом и старшими братьями играл в домашнем струнном квартете. В 1808-1812 гг. он был певчим Венской придворной капеллы. Образование Шуберт получил в Императорском конвикте - среднем учебном заведении, готовившем государственных чиновников. Музыке в конвикте обучали на высоком уровне; преподавателем композиции был Антонио Сальери. Несколько лет Шуберт работал помощником учителя в школе, а сочинением музыки занимался в свободное время. Затем он ушёл из школы и некоторое время обучал музыке дочерей графа Эстерхази. До конца дней композитор зависел от случайных заработков, жил в бедности. Вокруг Шуберта сложился кружок поклонников его творчества. Они часто собирались вместе, импровизировали, пели, читали стихи. Эти вечера стали называть "шубертиадами". Иногда произведения рождались тут же, на глазах друзей. Автограф Шуберта За свою короткую жизнь Шуберт создал более тысячи сочинений. Инструментальная музыка Шуберта связана с традициями венской классической школы. Особенно популярны Восьмая («Неоконченная», 1822г.) и Девятая симфонии. Бурные романтические чувства сочетаются здесь с ясной классической формой, произведения отличается стройностью композиции. Значительную часть наследия композитора составляют небольшие музыкальные пьесы, или миниатюры. Самыми серьёзными по содержанию стали два цикла миниатюр - "Экспромты" и "Музыкальные моменты". Каждая пьеса передаёт определённое душевное состояние. Композитор также обращался и к жанру сонаты. Песни Шуберта Шуберт написал более шестисот песен. Каждая из них - это рассказ о человеке, способном на сильные, искренние чувства. Главное выразительное средство в песнях - мелодия, гибкая и певучая, в которой психологическая глубина сочетается с лёгкостью, изысканностью. Шуберт стремился раскрыть средствами музыки смысл слов. Основная часть песен посвящена любви. Однако есть среди них пейзажные и жанровые зарисовки («Форель»), романтические легенды («Лесной царь» на стихи Гёте) и скорбные монологи.В песнях Шуберта огромное значение обретает партия фортепиано.Помимо отдельных песен Шуберт создал три вокальных цикла. Два из них – «Прекрасная мельничиха» (1823 г.) и «Зимний путь» (1827 г.) - написаны на стихи немецкого поэта романтика Вильгельма Мюллера и представляют собой повествование с единой сюжетной линией. Сюжеты обоих циклов традиционны для романтизма. Сборник песен Шуберта «Лебединая песня» (на стихи разных поэтов) был составлен после смерти композитора издателем нот и вышел в 1828 г. Титульный листсборника песенФранца Шуберта Карл Мария фон Вебер1786-1826 Одним из основоположников музыкального романтизма в Германии и создателем немецкой национальной оперы стал композитор, дирижёр и пианист Карл Мария фон Вебер. Уроки композиции Вебер брал у известных немецких и австрийских мастеров, в частности у Михаэля Гайдна (брата Йозефа Гайдна). В 1813-1816 гг. Вебер руководил оперным театром в Праге, а в 1817 г. возглавил театр в Дрездене.В 1821 г. в Берлине состоялась премьера первой романтической оперы Вебера "Вольный стрелок". Романтическим является уже сам сюжет: охотник решается продать душу дьяволу, чтобы победить на состязании в стрельбе и получить руку любимой девушки. Много внимания в опере уделено чувствам персонажей. Главный герой Макс страдает, мечтает о счастье. Тёмным силам противопоставлена его возлюбленная - Агата, чистая и самоотверженная девушка. Важным участником действия в опере становится природа. В музыке широко использованы интонации немецких народных песен и танцев. Макс и Агата.Эскизы костюмов к опере "Вольный стрелок" Большое влияние на развитие музыкального театра Германии оказали и последующие романтические оперы Вебера - "Эврианта" (1823 г.) и "Оберон" (1826 г.). Композитор создавал также произведения в инструментальных жанрах. Виртуозная фортепианная пьеса "Приглашение к танцу" (1819 г.) - образец концертного сочинения в ритме вальса, построенного на частой смене контрастных образов. Это сочинение положило начало традиции концертных вальсов Роберта Шумана, Фридерика Шопена, Ференца Листа и других мастеров. В творчестве Вебера впервые появился одночастный инструментальный концерт - форма, которая в дальнейшем часто использовалась в романтической музыке. Вебер обращался и к вокальной миниатюре (написал более ста песен). Феликс Мендельсон1809-1847 Композитор, дирижёр, пианист и органист Феликс Мендельсон (Мендельсон Бартольди) - представитель романтизма в немецкой музыке. Совершенными композитор считал произведения Баха, Моцарта, Бетховена, поэтому его собственные сочинения отличаются строгостью форм, присущей классицизму.Мендельсон много работал в жанрах симфонической музыки, в которой он передал и образы природы, и картины народного быта. Композитор соединял черты классицизма и романтизма.Мендельсон создал новый романтический жанр - программную концертную увертюру (например, «Сон в летнюю ночь», 1826 г - начальная часть музыки для театральной постановки одноимённой комедии Уильяма Шекспира, знаменитый "Свадебный марш" - часть этого сочинения). В своём творчестве композитор использовал интонации немецких народных песен. Музыка композитора проникнута поэтичностью и взволнованностью, мечтательностью и мягким юмором. Мелодии просты и в то же время красивы, легко запоминаются - их действительно хочется петь.В наследии композитора есть также оратории и оперы, но они менее известны.Феликс Мендельсон был талантливым дирижёром. Он много сделал для того, чтобы его современники познакомились с лучшими достижениями мировой музыкальной культуры. По инициативе Мендельсона в 1843 г. было образовано первое высшее музыкальное учебное заведение в Германии - Лейпцигская консерватория. Это событие способствовало со зданию нового музыкального направления - лейпцигской школы. Вокруг композитора объединились музыканты-романтики, которые в своём творчестве развивали традиции немецкой и австрийской музыки. Роберт Шуман1810-1856 Немецкий композитор-романтик Роберт Шуман родился в городке Цвиккау, недалеко от Бонна. Талант Шумана проявился уже в детстве: он писал стихи, музыку, играл на фортепиано. Во время обучения в университете Шуман брал уроки игры на фортепиано, изучал теорию музыки. Но с мечтой о карьере пианиста пришлось расстаться: Шуман повредил правую руку.В 1834 г. Шуман основал в Лейпциге периодическое издание "Новый музыкальный журнал" и в течение десяти лет был его главным редактором. Часто Шуман писал статьи от имени выдуманных им героев - Флорестана, Эвзебия и Раро. Время расцвета композиторского таланта Шумана приходится на 30е гг. XIX в. Тогда появились циклы фортепианных пьес "Бабочки" (1831 г.), "Карнавал" (1835 г.), "Фантастические пьесы" (1837 г.), "Крейслериана" (1838 г.) и многие другие, а также фортепианные сонаты. "Карнавал" состоит из двадцати маленьких пьес, и у каждой - свои герои. Шуман сумел передать самое характерное в облике героев. Музыкальные портреты получились очень узнаваемыми.Композитор создал несколько вокальных циклов; наиболее известные из них - "Любовь поэта", "Любовь и жизнь женщины", "Мирты". Все три цикла появились в 1840г. В этом же году композитор женился на Кларе Вик, которую давно любил. Она была талантливой пианисткой и стала первой исполнительницей и редактором сочинений мужа.Роберт Шуман обращался и к крупным жанрам. Он автор концерта для фортепиано с оркестром (1845 г.), четырёх симфоний, оратории. Песни Шумана Центральное место в вокальном наследии Роберта Шумана занимают два цикла 1840 г. - "Любовь и жизнь женщины" и "Любовь поэта". Первый цикл на писан на стихи немецкого писателя Адельберта фон Шамиссо. Содержание цикла: встреча девушки с возлюбленным, счастливое замужество, рождение ребёнка и... внезапная смерть супруга. Героиня Шумана - женщина сильная и глубоко чувствующая. Немалая роль в создании музыкального портрета принадлежит партии фортепиано. Для "Любви поэта" композитор взял стихи из цикла Генриха Гейне "Лирическое интермеццо". Сочинение Гейне - история юношеской любви, на которую автор смотрит со снисходительной усмешкой. В трактовке Шумана это рассказ о сильном и зрелом чувстве, которое то окрыляет героя, то заставляет страдать. Песни цикла поражают разнообразием форм и вокальных приёмов, сложностью фортепианной партии. Финал цикла "Любовь поэта" - развёрнутый фортепианный "монолог". Одни исследователи считают, что здесь дан образ возлюбленной, забыть которую герой не в силах, другие - что это романтическая мечта о красоте, без которой творчество немыслимо. Фридерик Шопен1810-1849 Заслуга в создании польской музыкальной школы принадлежит Фридерику Шопену. Уже к пятнадцати годам Шопен стал известным в Варшаве пианистом и композитором.Источником творческого развития композитора служили польские народные песни и танцы, итальянская опера, музыка Баха и Моцарта. Ранние произведения - мазурки, полонезы, ноктюрны, два концерта для фортепиано с оркестром - наполнены ощущением счастья и любви. Шопен соединял классическую музыкальную форму и глубокий лиризм. Осенью 1830 г. Шопен уехал за границу. Вскоре после отъезда Шопена началось польское восстание. Под впечатлением от трагического события он написал знаменитый "Революционный" этюд (1831 г.). В этом произведении слились боль, гнев и скорбь. Оно стало первым драматическим сочинением Шопена. В 1831 г. он приехал в Париж, где и прожил вторую половину жизни. Произведения, написанные в "парижский" период, Проникновенный лиризм, мелодическое богатство и изящество ранних сочинений дополнились глубоким драматизмом. В музыке появились страстные, мужественные, волевые черты. Тёплые воспоминания о родине, соединённые с горечью разлуки, стали ведущими темами в творчестве композитора. Шопен писал почти исключительно для фортепиано.Многие произведения композитор создал в ритме польских народных и городских танцев (мазурка, полонез, вальс). Мазурки Шопена - это маленькие музыкальные поэмы, грустные, драматические и лирические; полонезы звучат величественно; в вальсах слышится воспоминание о счастливых днях на родине; баллады драматичны и даже трагичны по содержанию. Настоящей энциклопедией творчества Шопена стали его прелюдии и этюды. Композитор превратил этюд в виртуозный и глубокий по содержанию жанр. В творчестве Шопена приобрёл классически совершенную форму и ноктюрн. В пьесах сочетаются лирические и драматические образы.Шопен отдал дань и классическим формам. Одно из высших достижений композитора - знаменитая Соната си бемоль минор с Траурным маршем (1839 г.). Фридерик Шопен умер от туберкулёза в возрасте тридцати девяти лет. Тело его похоронено на кладбище ПерЛашез в Париже, а сердце - в Польше. Так хотел сам композитор. АвтографыФ. Шопена Ссылки на использованные материалы http://dic.academic.ru/pictures/enc_music/1397.jpg http://greatmuz.ru/100velikih/compositors/images/02_500.jpg http://scit.boom.ru/music/Zarubegnai_musica_XIXveka_1.htm http://ru.wikipedia.org http://www.yandex.ru http://www.google.ru/webhp?hl=ru