Статья о комплексной работе по психолого-педагогическому сопровождению детей и родителей КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ


КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ.
Имеет каждый право жить в семье,
И без нее ребенку невозможно …
Семья хрупка и бьется, как стекло,
И склеить все осколки очень сложно…
Помочь семье – конечно сложно…
У каждого своя беда. Проблем не счесть…
Но, если приложить все силы? – можно!
Пути и средства все же есть!
О. ВтюринаСемья – это часть общества. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе.
Воспитание детей в семьях, находящихся в социально опасном положении, сегодня никого не может оставить равнодушными. В таких семьях утрачиваются нравственные ценности и традиции, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять воспитание детей надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.
Социальная неустроенность родителей приводит к увеличению числа семей, находящихся в социально опасном положении. Выделяют ряд причин, вызывающих дисфункцию семейных отношений:
- низкий уровень жизни (безработица);
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, отдельной комнаты, места для отдыха и игр);
- отрицательное влияние родителей на ребенка (злоупотребление спиртными напитками, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств);
- неисполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, жизнеобеспечению детей (отсутствие необходимой одежды у детей, полноценного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий и др.).
В 2014 году на профилактическом учете в учреждении состоло 46 семей, из них в социально-опасном положении – 34 (73 ребенка), в трудной жизненной ситуации – 14 (19 детей).
Непосредственной задачей специалистов учреждения является оказание комплексной поддержки несовершеннолетних и их родителей с целью профилактики социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, создание социально-благоприятных условий для воспитания детей и поиска путей выхода из кризисной ситуации.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает проведение мероприятий, направленных на стимулирование положительных изменений в семье, на повышение уровня социальной защищенности детей, формирование у несовершеннолетних и родителей позитивных ценностных ориентаций, гармонизацию детско-родительских отношений, улучшение психологического климата в семье.
Социально-психологическое сопровождение осуществляется путем реализации авторских программ «Поверь в себя», «Путь к своему Я», «Шаги к успеху», направленные на нормализацию общего эмоционального состояния ребенка. Мероприятия на создание позитивного настроения и сплоченности группы с применением тренинга «Связующая нить», «Снежный ком» и психогимнастики «Разные настроения», «Три характера», групповых занятий «Я и мой образ», «Я среди других» способствуют умению общаться и понимать других и играют важную роль в жизни человека.
Социально-педагогическое сопровождение включает в себя индивидуальные и групповые формы взаимодействия, направленные на повышение воспитательного потенциала семьи.
Работа с родителями - один из аспектов деятельности специалистов. В работе с родителями основной упор делается на навыки правильной организации семейного досуга, жизнедеятельности семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей (формирование представлений о родительских обязанностях, повышение педагогической грамотности родителей и др.).
Одной из таких форм является семейная гостиная, направленная на формирование положительного образа современной семьи. С целью оказания помощи родителям в период проведения комплексной реабилитации семьи проведены семейные гостиные «Семейные ценности», «Здоровая семья – здоровое общество», «Мир детский и мир взрослый».
Обмен опытом и обсуждение вопросов повышения родительской компетентности замещающих родителей, предотвращения случаев возвратов детей происходит на заседаниях клуба «Мир моих увлечений», «Семейное счастье … в чем оно?», «Мы вместе», «Дом счастья», «Под счастливой крышей» замещающих семей «От сердца к сердцу». Родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей. В процессе общения специалисты стимулируют интерес родителей к проблемам воспитания и восполняют пробелы по проблемам непослушания детей, культуры поведения, правонарушения, организации досуга детей.
Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем привлечения родителей к активному взаимодействию в творческой мастерской «Город мастеров», студии «Мастерилка», мастер-классах «Квилинг – чудо своими руками», «Фантазии из кожи», «Ромашка» в технике канзаши, аппликации, оригами и др.
Данный вид деятельности личностно значим для ребенка. Поэтому такая форма работы всегда востребована и интересна детям и родителям.
В ходе совместной работы детям прививается мысль, что хорош и важен каждый человек с его слабостями и недостатками. Тем самым стараемся сформировать у каждого ребенка чувство самоуважения и самовыражения.
Успешно применяется сказкотерапия - одно из направлений нравственного воспитания, которая позволяет формировать такие качества личности, как доброта, дружба, честность. Участвуя в инсценировках и театрализованных представлениях «Теремок» на новый лад, «Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому», дети познают окружающий мир, становятся участниками событий в жизни людей.
Одним из эффективных методов профилактической работы можно назвать социальную акцию «Синяя лента апреля», направленную на защиту детей от насилия и жестокого обращения. Благодаря информационной работе, акция, является важнейшим механизмом привлечения внимания жителей и общественности к проблеме жестокого обращения с детьми.
Теме жестокого обращения было посвящено заседание круглого стола «Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому». Участники и присутствующие обсудили роль семейных традиций в воспитании ребенка.
С помощью слайд-презентации представители каждой семьи познакомили присутствующих с традициями проведения свободного времени: поездки на выходные за город, путешествия по интересным местам, посещение музеев, совместные увлечения.
Здоровый микроклимат в семье – результат работы всех специалистов, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся социально опасном положении, целесообразно проводить совместными усилиями.
Итогом работы является:
- создание благоприятной атмосферы в семье (родители прошли курс лечения от алкогольной зависимости, трудоустроились, детям оказана забота и внимание со стороны родителей (19 семей);
- восстановление детско-родительских отношений (установлены доверительные отношения между детьми и родителями (7 семей);
- снижение уровня эмоционального напряжения (4 семьи).
Таким образом, на фоне эмоционально насыщенных, многофункциональных традиций развитие и воспитание детей проходит более гармонично и успешно, а взаимоотношения между родителями и детьми упрочняются.
Дети, воспитываемые в традициях доброго отношения, проявляют уважение, сострадание, доброжелательность не только к членам своей семьи, но и к другим людям.
Т. Зорина
социальный педагог отделения
для несовершеннолетних
«Социальный приют для детей»
БУ КЦСОН «Милосердие»