Статья Формирование индивидуального образовательного маршрута учащихся, проявивших выдающиеся способности


Пырьева Елена Владимировна,
учитель биологии МОУ Полетаевской СОШ
Формирование индивидуального образовательного маршрута учащихся,
проявивших выдающиеся способности
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление и развитие одаренных детей одна из приоритетных задач современного общества для реализации потенциальных возможностей таких детей.
В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей.
Особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
В нашей школе созданы условия, обеспечивающие выявление и развитие таких детей.
В 2008 в нашей школе был организован полевой лагерь «Ташангир». Цель организации лагеря, и такой формы работы с детьми была, есть и остается выявление одаренных детей. Все начиналось с энтузиазма учителей, понимания родителей, и огромного желания учеников.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1)индивидуальное обучение или обучение в малых группах
2)работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества
3)очно-заочные школы;
4)каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5)система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6)детские научно-практические конференции и семинары.
Мне посчастливилось общаться, работать и наблюдать рост такого одаренного ребенка. Это теперь уже выпускница 2015 года нашей школы, студентка Челябинского Государственного Университета, факультет «Природопользование и экологи» Астафьевой Екатериной.
Учитывая аспекты поведения одаренного ребенка
1. Повышенную познавательнуюпотребность,которая проявляется в ненасытной любознательности.
2. Готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
3. Стремление к творческой деятельности .
4. Повышенную самостоятельность в процессе обучения
Позволили нашему лагерю работать плодотворно и с перспективой.
За время исследовательской работы в лагере «Ташангир» участники полевых работ накопили достаточно материала по разным направлениям - географии, истории, математике, физике, химии, биологии, экологии, основам безопасности жизнедеятельности, краеведению. Вся проделанная работа в полевых условиях обрабатывалась и представлялась на форумах разных уровне: НОУ школы, района, области.
В 2012 году коллектив единомышленников школы представил результаты исследовательских работ на конкурс, результатом которого стала «Интегрированая межпредметная лаборатория»
Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает, одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, У нас в лагере «Ташангир» все начиналось с «подручных» средств.
В целом группа одаренных детей характеризуется высокой, по сравнении со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и, соответственно, коллективу соучеников. Талантливый ребенок талантлив во многом. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников. В тех школах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
Уникальность одаренного человека состоит в том, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что может сделать другой. При организации лагеря мы пригласили наиболее заметных детей для участия в предметных лабораториях и их разные возрастные особенности никак не повлияли на работу, общение и сплоченность всех участников лагеря. Использование предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.
Катя Астафьева разработала полевую лабораторию «Школа Выживания», которую представила на защиту в НОУ «Интеллектуалы 21 века», а также взяла за основу при участии во Всероссийской олимпиаде школьников регионального этапа, где заняла 2 место.
Проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах . Я считаю , что наша школа имеет ресурсы для решения этой проблемы. Наличие интегрированной лаборатории это возможность дать учащимся практически заниматься изучением науки как в стенах школы, так и в полевых условиях, выполняяне реферативные, а исследовательские работы.
Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.
Содержание образования одаренных детей
1.Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
2.Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
3.Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
Методы и средства обучения
Ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Реализация перечисленных методов доступна для учащихся нашей Полетаевской школы благодаря интегрированной межпредметной лаборатории.
Привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Поэтому Астафьева Екатерина не остановилась на достигнутом результате и освоила методику работы с оборудованием «Гидрохимической лаборатории» и представила исследования качества воды в реке Биргильдинка. Эта тема стала актуальной, когда поступила информация о строительстве горно-обогатительного комбината в п. Томино, расположенного в 12 километрах от местности Ташангир, где традиционно мы разбиваем лагерь.
Учебные программы, формы и методы обучения, должны отвечать целому ряду специфических требований
1.включать изучение широких (глобальных) тем и проблем
2.использовать в обучении междисциплинарный подход
3.формировать навыки и методы исследовательской работы
4.поддерживать и развивать самостоятельность в учении
5.гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;
6.способствовать развитию рефлексии, самопознания
В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Я рассказала вам о работе с Астафьевой Екатериной – бесспорно одаренным ребенком. А в нашей школе есть не только одаренные, но и способные учащиеся. Они, безусловно, имеют возможность заниматься и использовать все ресурсы межпредметной лаборатории.
Результат таков: выпуск 2015 выбрали специальности связанные с биологией и экологией Гаянова Дина ЧГПУ (Челябинский государственный педагогический университет) специальность биология и ОБЖ, Егоров Кирилл ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ специальность фармацевт, Андюкаев Кирилл по специальности педиатр.