Конспект урока по окружающему миру Человек -изобретатель 2 класс


Конспект урока по окружающему миру
Тема: Человек – изобретатель (урок 1)
Цели:
развивающая: развивать внимание, память, речь, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры;образовательная: расширить представления учащихся о жилищах животных и человека, учить высказывать и обосновывать свою точку зрения
воспитывающая: пробудить любовь к природе, воспитать в учащихся бережное отношение к трудам человека.
Оборудование:
1) Учебник «Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений» часть 1 Поглазова О.Т., Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010
2) Рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Встали ровненько около своих парт. Теперь сели девочки, сели мальчики. Проверьте, всё ли готово к уроку окружающего мира. У вас на краешке стола лежит дневник, рабочая тетрадь на печатной основе и учебник, рядом с ними пенал и подставка для книжки.
2. Вступительное слово учителя.
- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. C какой? (чему-то научиться)
- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит? (нужно учить новое, не забывая старого)
3. Проверка домашнего задания.
Давайте проверим, как вы запомнили то, что было пройдено на прошлом уроке.
Несколько учеников отвечают пересказ параграфа «Природа и человек».
4. Актуализация знаний.
Давайте ещё раз вспомним, что мы проходили на прошлом уроке и сделаем номер 2 на странице 4 в рабочей тетрадке.
-А теперь скажите мне, где обитают разные животные?
- Какие жилища есть у птиц, насекомых, млекопитающих? Из чего они сделаны?
- К какой группе животных относится человек? В чём его сходство с ними?
5. Работа над новым материалом.
А теперь давайте поразмышляем, чем различаются жилища животных и человека.
Птицы искусно вьют гнёзда из травинок и веточек, занимают дупла деревьев. Насекомые, например осы, делают своё гнездо из древесной трухи. Смешивая её со слюной, они делают тонкие, как бумага, прочные и лёгкие ячейки шестиугольной формы – соты.
Звери находят пещеры в горах, устраивают себе логово или роют норы в земле. Кроты создают целые подземные лабиринты, коридоры которых тянутся друг над другом во всех направлениях.
Бобры строят хатки, вход в которые находится под водой. Белый медведь роет берлогу в глубоком снегу.
Но не все животные сооружают себе жилище. Например, у акулы дом – весь океан. У бабочек и жуков – трава, старый пень или трещина в коре дерева. Олени спасаются от метели, сбиваясь в кучу. Так они греют и защищают друг друга. Все животные приспосабливаются к тем природным условиям, в которых они обитают.
-Ребята, какие ещё вы знаете жилища животных? Что примечательного вы в них заметили?
Теперь откроем учебник на странице 14 и посмотрим на жилища людей, изображенные на картинках.
-Из чего они сделаны? Какие природные материалы использовал человек для своих строений? (Шкуры, дерево, снег и лёд, ткань)
Молодцы.
Жилищем древнего человека могли быть пещера, шалаш, землянка. Строили в старину дома из камня, соломы и глины, из ледяных глыб и костей крупных животных. Покрывали жилища шкурами зверей, войлоком берёстой, тростником и камышом.
Русская изба рубится топором из круглых брёвен. Между ними прокладывается мох. Для защиты от холода избу и сарай для животных делали под одной крышей. Получался большой дом двор.
Без единого гвоздя сооружали русские мастера бревенчатые терема и церкви. Сегодня любуются ими туристы со всего мира. Многое умели наши предки. В память о прошлом сохраняют старинные жилища в музеях под открытым небом.
6. Закрепление изученного материала.
Теперь давайте откроем нашу рабочую тетрадь на странице 10 и выполним вместе номер 10.
-Скажите, а в каких местностях строят такие жилища? (иглу и чум - на севере, изба – в лесах, юрта – степь)
Молодцы.
- А какие строительные материалы используют в наше время для строительства домов? (стекло, бетон, металлы, пластмассы)
- Давайте вспомним, какие инструменты используются при строительстве? (топор, лопата, кирка, мастерок, кисти, бетономешалка, подъёмный кран, экскаватор и др.)7. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Из чего раньше делались дома людей?
8. Домашнее задание.
Пересказ страниц 12-15, РТ страница 5 номер 3