Открытый урок развития устной речи на основе изучения окружающей действительности с использованием метода наглядного моделирования. Тема: Дикие животные» 1 класс


МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Чернухинская школа-интернат».
Открытый урок развития устной речи на основе изучения окружающей действительности с использованием метода наглядного моделирования.
Тема: Дикие животные»
1 класс.
Урок составила
учитель начальных классов
Зиновьева Е.Л.
с.Чернуха2016 г.
Тема урока: «Дикие животные».
Тип урока: Закрепление полученных знаний.
Цель урока: Закрепить и расширить знания обучающихся о диких животных.Задачи урока:
Обучающая: формировать знания о диких животных, о характерных признаках.
Развивающие: - развивать у обучающихся наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
- расширять кругозор представлений;
- повышать речевую мотивацию;
- развивать все стороны речи.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, разрезные картинки, раздаточный материал.
Ход урока.
Оргмомент. Психологический настрой обучающихся.
Добрый день! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе, и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Дети стоят в кругу и хором произносят слова:
Прекрасно всё на небе (поднимают руки вверх)
Прекрасно на земле (руки опускают вниз)
Прекрасно всё вокруг нас (показывают руками вокруг себя)
Прекрасно и во мне (показывают на себя)
Ребята, сейчас у нас урок развития речи. А что мы делаем на уроке развития речи?
Учимся красиво и правильно говорить и узнаём новое.
II. Постановка цели и задач урока.
Ребята, попробуйте угадать, о чём мы будем говорить сегодня. А помогут и подскажут картинки, которые вы видите на слайде. (слайд 2)
О животных.
Беседа.
А как вы узнали, что именно животные, а не люди, не птицы и не рыбы? Чем они покрыты?
Шерстью.
Сколько у них ног?
Четыре.
Что у животных вместо лица?
Морда.
Итак, ребята, сейчас мы будем разговаривать о животных. Давайте назовём по очереди животных, которые изображены на слайде. Где эти животные живут?
Около человека.
Как они называются?
Домашние.
Домашние животные живут около человека. А самостоятельно, отдельно от человека они жить смогут?
Нет.
Почему? Как человек заботится о домашних животных?
Строит им домики, жилища. Он их кормит. Чем человек кормит кошку?
Мясом, молоком, рыбой.
Чем человек кормит собаку?
Корову?
Травой.
А зимой?
Сеном.
А что такое сено?
Скошенная сухая трава.
А зачем домашние животные нужны человеку?
Они приносят им пользу.
А какую?
Мясо, молоко, охраняют человека и его дом и т. д. (Слайд 3)
Молодцы. А теперь посмотрим на следующий слайд и назовём этих животных. Где они живут? (Слайд 4)
В лесу.
Какие они?
Дикие.
Ребята, о домашних животных заботится человек, а о диких? О них кто-нибудь заботиться?
Нет, они живут самостоятельно и сами себе добывают еду. (слайд 5)
Мы вспомнили, что домашние животные живут рядом с человеком, он о них заботится, строит им жилища, кормит их, а дикие животные живут в лесу и заботятся о себе сами и не нуждаются в уходе человека.
Дидактическая игра «Кто, где живёт» ( слайд 6) использование приёма наглядного моделирования
Кто строит жилища диким животным?
Они сами, самостоятельно.
Вот и сейчас мы поиграем в игру «Кто, где живёт?»
Обучающимся раздают карточки, на которых изображена серия картинок. Детям необходимо составить небольшой рассказ по серии картинок.
962660523240 в
в
в
(слайд 7)
- Что объединяет этих животных, как их можно назвать? Докажите.
Физминутка.
Стоит в лесу избушка. Дети смыкают руки над головой “домиком”
А в ней живёт Петрушка. Большой палец правой руки к носу, а левый – к мизинцу правой.
К нему идёт зверюшкаДети шагают на месте.
Попрыгать – поиграть. Дети подпрыгивают три раза и поворачивают корпус вправо и влево
Олени, Дети изображают рога.
Носороги, Кулачки к носу.
Медведи из берлоги Дети переваливаются, изображая медведей.
Приходят друг за дружкой Дети шагают на месте.
Попрыгать – поиграть. Повторяют прыжки и повороты.
Косули и еноты, Руками показывают рога, сгибают руки в локтях, опустив кисти
Ежи Дети растопыривают пальцы, показывая иголки.
И бегемоты Округлив руки перед собой, изображают толщину.
Идут после охотыПопрыгать – поиграть. Повторяют прыжки и повороты.
Малиновка, овсянка, Дети машут руками, изображая крылья
Живая обезьянка Изображают пляшущую обезьянку.
У всех одно и то же: Попрыгать – поиграть. Повторяют прыжки и повороты.
Игра «Четвёртый лишний».
На сладе изображены 3 диких и 1 домашнее животное. (слайд 8)
На следующем слайде 3 домашних и 1 дикое животное. (слайд 9)
На следующем слайде 3 домашних и 1 дикое животное (слайд 10)
На сладе изображены 3 диких и 1 домашнее животное. (слайд 11)
- А теперь, ребята, посмотрите на слайд и скажите, какое животное здесь лишнее. А почему вы так думаете?
VII. Развитие речевого дыхания и голоса.
- Ребята, а теперь давайте покажем как ёжик принюхивается. Как воет волк (сначала тихо, а затем всё громче и громче). А как рычит медведь. И последнее упражнение Бобры пилят дерево (нижней челюстью водить вправо и влево).
VIII. Дидактическая игра (использование приёма наглядного моделирования)

Необходимо детям описать животное
Молодцы! И с этим заданием справились!
IX. Игра «У кого какой детёныш» (слайд 12)
- Посмотрите на слайд, вы видите картинки животных. Какие это животные? Я буду показывать на изображение животного, а вы мне называете детёнышей этого животного.
X. Загадки.
Он всю зиму в шубе спал,Лапу бурую сосал,А, проснувшись, стал реветь,Это зверь лесной … (Медведь). (Слайд 13)
Всех зверей она хитрей,Шубка рыжая на ней. (Лисица) (Слайд 14)
Кто по ёлкам ловко скачетИ влезает на дубы?Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка) (Слайд 15)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ежик) (Слайд 16)
Серый маленький зверюшкаКосоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай,
И морковку ему дай! (Заяц) (Слайд 17)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)(слайд 18)
- Молодцы ребята, правильно отгадали загадки. Именно эти звери живут в нашем лесу. А скажите-ка мне, как их всех можно назвать двумя словами?
- Дикие животные.
- Почему их называют дикими?
- Они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё. (Слайд 19)
XI. Экологическая минутка.
- Ребята, а нужна ли помощь человека диким животным? Как человек может помочь диким животным?
- Нельзя их убивать. Нужно их подкармливать.
- «Не убивайте» - кричат животные!
«Остановитесь» - шепчут растения.
И человек услышал мольбу природы о помощи
И создал Красную книгу природы. (слайд 20)
В Красной книге записаны редкие и исчезающие животные и растения.
Красная книга, красная
Значит природа в опасности!
- Ребята, мы не можем охранять природу сразу, но мы можем бережно относится ко всему живому. Делать всё, чтобы оберегать, спасать, защищать нашу природу. Берегите природу!
- Если вы хотите узнать больше о животных вы можете посмотреть эту Красную книгу.
XII. Рефлексия.
- Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?
- Что вы нового узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
- А что мы скажем всем животным?
Нор звериных, птичьего гнездаРазорять не будем никогда!Пусть птенцам и маленьким зверятамХорошо живётся с нами рядом!
- Если мы будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее.
- Урок окончен, будьте здоровы!