Классный час Большие права маленьких человечков


МОУ «РОСКОШНЕНСКАЯ ШКОЛА»



УЧИТЕЛЬ: Салядинова Л.А.
1 класс
14.10.2016г.
ТЕМА: Большие права – маленького человечка
Цели:
познакомить детей с основными положениями Конвенции;
разграничить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
способствовать осознанию ответственности за свои права;
воспитывать уважение к высказываниям учителя и одноклассников, их правам.
Задачи:
обучающие:
познакомить учащихся с международными документами о правах ребёнка;
познакомить учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.
развивающие:
развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни.
воспитательные:
воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам и правам другого человека.
Форма занятия: беседа, обсуждение, игры.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно - иллюстративный, игровой.
Ход занятия
Сегодня на уроке, мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
 
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать о правах и обязанностях.
-Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.
 Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимыми к другим.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов удалось решить главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой изложено много различных прав взрослых людей.
 - Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)
«ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению».
«около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
«120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»
А сейчас мне понадобится 5 ребят. Попрошу вас выйти к доске и построиться в линию.
 
Как вы думаете, что необходимо этим деткам, чтобы они выросли, и стали умными, здоровыми, успешными взрослыми людьми?
 
 Предполагаемые ответы:
( на доске закрепляются  слова рядом с картинкой детей)
Любовь
Забота
Защита
Хорошие условия
Образование
Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства обязательство должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах.
 
Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)
В конвенции так же закреплены обязанности и права детей.
 
Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?
 
Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий  обязательный характер.      
 
В Статье  № 1 Конвенции ООН  о правах ребенка  сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
 
 Как вы думаете, для чего был принят этот  международный правовой документ? (Для защиты прав детей)
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
Каждый цветочек по-своему хорош,Два одинаковых ты не найдешь,Лилия, роза, нарцисс и тюльпан,В каждом своя красота и свой шарм.То же о детях можно сказать,Можно о многом сейчас рассказать,Неповторимы все дети Земли,Об этом мы, взрослые, помнить должны!
Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть что-то своё, что отличает от остальных людей. Но мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее. Общее – это наши права. Права человека есть у всех людей.
Права никто не даёт, человек получает их от рождения. 
И тема сегодняшнего занятия – “Права ребенка”. Поговорим о ваших правах. .– А зачем вам необходимо знать ваши права?
– Какова же цель нашей сегодняшней встречи?
– Наш девиз: Не унывать, всё пройти и всё узнать! 
Вы, дети, самое дорогое, что есть у ваших родителей. О вас заботится государство, и даже в вашу честь есть праздники, которые отмечаются не только в нашей стране.
– Кто знает, о каких праздниках я говорю? ( День защиты детей – 1 июня, всемирный день ребенка – 20 ноября). 
– Как вы думаете, где можно узнать о правах человека и его обязанностях? Как называется основной закон нашей страны? (Конституция). Что же такое Конституция?
12 декабря отмечался праздник – День Конституции. Именно в этот день в 1993 году была принята Конституция, основной закон, по которому мы с вами живем. 
– Как вы думаете, почему государство заботится о детях?
– Существует специальный документ, в котором прописана необходимость заботы о детях. Отгадайте, как он называется. (Конвенция). 
– Что же такое Конвенция? Обратимся к словарю. А когда была создана Конвенция? 
Где-то музыка звучит,Кто-то в гости к нам спешит!Закрывайте глазки,Очутитесь в сказке…1, 2, 3, 4, 5…Можно глазки открывать!
Я – королева Права!Все это – не забава!Правовыми тропинкамиМы пойдем,На разные вопросыОтветы найдем.Вы готовы в путь пуститься?Только, чур, нельзя лениться!Что ж, сейчас проверю я, как готовы вы, друзья.
Физкультминутка “Хлопай-топай”
– Если действия, которые я буду называть, вы считаете неправильными – тогда топаете, а какие, наоборот, подходят для вас – хлопайте.
Помощь маме.
Посещение концерта.
Нарушение обещания.
Посещение кружка, секции.
Помощь другу.
Драка.
Невыполнение домашнего задания.
Признание своих ошибок.
Грубость в разговоре, поведении.
Вижу, готовы. Ну что ж, в путь.
– Как вы думаете, что для нас является самым ценным, самым дорогим? (Открывается лучик со словом “жизнь”) 
Вывод: человек имеет право на жизнь (картинка на доске)
– Не менее важным,является … (здоровье) 
Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Картинка на доске)
– Ой, смотрите, лучик нас куда-то зовет. Пойдем?
Это сказочные герои (волк, лиса). Вы их узнали? Они здесь собрались неслучайно. Вспомните, чьей жизни они угрожали. Слайд 12.
Солнышко радо, что вы справились с заданием. Идем дальше.
– Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей; открывается слово “семья”) 
Вывод: каждый человек вправе иметь семью, жить в семье (картинка на доске)
Папа Карло купил “Азбуку” с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А вот куда пошел Буратино? (эта сказка называется “Золотой ключик, или Приключения Буратино”)
Вывод: каждый человек имеет право на образование (картинка на доске)
Вспомните циркового льва, который очень хотел отдохнуть на каникулах у бабушки? (Бонифаций)
Вывод: Каждый человек имеет право на отдых (картинка на доске)
А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.
– Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я её выломаю!
– Дом поросенка – это его крепость! – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.
 
Вывод: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.
(Три поросенка). 
Ну что ж, молодцы. Вместе вы легко справляетесь со всеми заданиями. А теперь очень трудный вопрос. Попробуйте отгадать, о каких сказочных героях идет речь.
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка) 
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Только ты на свет родился,Право первое твое:Получи, чтоб им гордитьсяИмя личное свое.Очень трудно самому,Жить на свете одному.Правом с  Мамой житьИ с ПапойПользуйтесь везде, ребята.Есть еще такое право –Помнить, думать и творитьИ другим свои раздумья,Если хочешь, подарить.Я росточком не доволенИ пока не так силен,Но не смей мне делать больно –Есть у нас такой закон.Если жар, все тело ломитИ совсем не до игры,То позвать  врача на помощьТоже право детворы.Чтоб с наукой подружиться,С книжкой  в маленькой руке,Правом пользуюсь  “учитьсяНа родимом языке”.Подросла, взяла я книжкиИ пошла я в первый класс.В школу ходят все детишки –Это право есть у нас.Будь ты слабым или сильным,Белым, черным – все равно!Ты родился быть счастливым,Это право всем дано.
Вот сколько у нас прав.Молодцы.
Что ж, друзья, пришло время расставаться,Пора уж мне в дорогу собираться.Закрывайте глазки,Возвращаемся из сказки…1, 2, 3, 4, 5…Можно глазки открывать!
Снова в классе вы, друзья.
Вы сегодня многое узнали,Думаю, что вовсе не скучали.Итог все вместе подведем,И правила класса соберем.
Просмотр презентации.
Выберите те высказывания, по которым будет жить наш класс:
– Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.
– В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
– Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
– В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
– Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
– В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
– Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
– Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
– Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
– Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
– Надо быть лично ответственным за свои слова и поступки.
– Надо следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.
Все эти правила будут в нашем классном уголке. Если кто-то забудет, может всегда к ним обратиться.
Вашим помощником сегодня было солнышко. Какую роль оно выполняло? Сегодня солнышко играло роль правовых знаний. Я очень довольна вашей работой, мое солнышко подтверждает это. Если вы сегодня многое узнали, вам было интересно на занятии, то ваше солнышко присоединится к моему. Дети прикрепляют своё солнышко к доске.
А кто не прикрепил солнышко? Расскажите, что не так. Думаю, что все обязательно получится. Ой, сколько у нас еще осталось! Кому эти солнышки мы могли бы подарить?
Милые цветочки,Дети всей Земли!Мы вас очень любим,Вы нам так нужны!Пусть знакомо каждомуБудет слово "дом",А отец и матушкаВас встречают в нем.Не болейте, солнышки,Радость нам даря!Будьте в этой жизниСчастливы всегда!
Наше занятие подошло к концу. Я вас благодарю.
Дополнительный материал
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Обсуждение. Какие права были нарушены?
(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)
У каждого человека есть не только права, но и обязанности.
соблюдать правила личной гигиены;
помогать старшим;
добросовестно учиться.
 Ситуации.
 
1.10 летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Нарушены ли права мальчика?
 
2. 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Он молчит и терпит. Нарушены права Антона? Как ему следует поступить?
 
3.13-летняя Оксана на время летних каникул устроилась на работу. Ее рабочий день длится 8 часов, как у взрослого человека. Нарушены права Оксаны? Как она или ее родители могут поступить в этой ситуации?
 
4. Аня очень талантлива, она прекрасно поёт. В семье , кроме неё ещё 3 малыша и ей приходится по приказанию мамы после уроков приглядывать за малышами.  Девочка не может из-за этого нигде выступать. Нарушены права Ани?