Презентация по МХК на тему Культура Киевской Руси


Культура Киевской Руси 988 – начало крещения Руси Владимиром Значение принятия христианства: укрепилась государственная великокняжеская власть; религия защитила частную собственность и права феодалов;началось приобщение к византийской (греческой) культуре;ускорилось развитие ремесла (строительного, ювелирного);церковь сплотила население, земли, укрепила семейные отношения на основе христианской морали;появились церковные крестьяне, положение которых было легче, так как они платили десятину;окрепли международные связи Древней Руси. Особенности древнерусской культурыСочетание языческих и православных элементовОтсутствие границ между культурой «верхов» и «низов» Основные элементы древнерусской культуры: Устное народное творчество (заговоры, пословицы, былины); Письменность ("черты и резы", кириллица); Литература (летописи, религиозные тексты, публицистика); Ремесло (около 50 видов); Постройки (деревянные постройки, церкви); Живопись (мозаика, фрески, иконопись); Музыка. Дохристианский период – постройки из дерева. После принятия христианства стали появляться каменные постройки (конец X века). Огромное влияние на храмовое зодчество оказала византийская культура. Вместе с христианством Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма. Устройство крестово-купольного храма Киев. Место, где была Десятинная церковьОстатки фундамента Десятинной церкви 989 – 996 гг. Церковь Богородицы Десятинная в КиевеКонец X века. Реконструкция Для строительства Десятинной церкви князь Владимир в 989 году отправил в Константинополь послов, которые привели в Киев «мастеры от грек». Храм был изысканно украшен: стены и своды покрыты фресковой и мозаичной росписью, пол выложен мозаикой и каменными плитами.Мраморные резные плиты предалтарной преграды и ограждений хор, колонны тройных аркад хор, использование местных пород камня – пирофилитового сланца, красного кварцита, известняка – придавали интерьеру собора торжественный вид. Десятинная церковь. 989 – 996 гг. Мозаичный пол Археологические изыскания ученых позволили восстановить мозаичный пол центральной части (омфалия) храма. Десятинная церковь. 989 – 996 Реконструкция северного фасада Десятинная церковь 989 – 996 Реконструкция западного фасада с галереями По свидетельству летописца, после завершения ее строительства на хранение был положен Устав кн. Владимира о даровании ей десятины княжеских доходов. Храм Св. Софии в Константинополе 532 – 537 годы. Внешний видСобор Св. Софии в Киеве Реконструкция Собор Св. Софии в Киеве. Современный вид Киевская София. Апсиды XI – XVII века Киевская София Вид собора с востокаXI – XVII века Киевская София. Интерьер. Главный нефXI – XVII века Киевская София Интерьер. Трансепт Вид на юг. XI – XVII века Золотые ворота в КиевеРеконструкция Золотые ворота в Киеве. 1037. Общий вид Золотые ворота в Киеве Остатки первоначальной постройки.Фотография до реконструкции Спасо-Преображенский собор в Чернигове Около 1036. АпсидыСпасо-Преображенский собор в Чернигове Около 1036 Реконструкция Спасо-Преображенский собор в Чернигове Фрагмент центральной закомары западного портала Кладка со скрытым рядом Отличие первых каменных церквей Киевской Руси от храмов Византии: Киевские храмы Византийские храмы Появляются галереи; Боковые нефы одинаковы по ширине; Барабаны более вытянутых пропорций; Лестницы, ведущие на хоры, были винтовыми и располагались в каменных башнях; Материал – кирпич, красный шифер, керамическая плитка; Многокупольность, огромные размеры. Отсутствие галерей; Нефы, смежные с главным, были узкими; Купола греческих храмов приземистые; Лестницы, ведущие на хоры, располагались в притворе и были деревянными; Материал – мрамор. Мозаики Софии Киевской Мозаика «Спаса Вседержителя» в зеркале центрального купола Софии Киевской Христос Иерей. Мозаика Софийского собора в Киеве. 1040 г.Фрагмент Евхаристия. Мозаика Софийского собора в Киеве. 1040-е гг. Киевская София Интерьер собора Вид на апсидуXI – XVII века Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена) Киев. Государственный архитектурно-исторический заповедник «София Киевская»Мозаика. Высота фигуры 5,45 м. ОрантаКиев. Государственный архитектурно-исторический заповедник «София Киевская»Мозаика. Фрагмент.Высота фигуры 5,45 м. Мученик Леонтий Севастийский Мозаика. Киев. Собор Святой Софии Фрески Софии Киевской Фрески Софийского собора в Киеве 1040-е – начало 1050-х гг. Много места в киевской Софии занимают фрески. Эта техника давала возможность на длительное время сохранять роспись, однако она требовала от художника большого мастерства и точности в работе. На сырую штукатурку нужно было быстро нанести контур рисунка и наложить краски. Малейшая неточность в исполнении могла потребовать полной замены штукатурки. Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшимися в сырую грунтовку. И хотя во фресках нет яркости и блеска мозаик, они все же весьма выразительны. Чистая фреска «аль фреско» по сырой штукатурке, как в Софии Киевской, в древнерусских росписях применялась не часто. На Руси писали либо по сухой штукатурке («аль секко»), либо в смешанной технике.   Благовещение. Фреска Софийского собора в Киеве 1040-е – начало 1050-х гг. Семья Ярослава Мудрого Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве 1040-е – начало 1050-х гг. Общий вид фрески. Реконструкция С.А. Высотского Ктиторская фреска с изображением членов семьи Ярослава Мудрого была написана на трех стенах центрального нефа: на южной  – портреты сыновей, на северной – дочерей, в центре  – Христос на троне, подле него князь Владимир, княгиня Ольга, Ярослав Мудрый и его жена Ирина. Ярослав Мудрый подносит Спасителю модель Софийского собора.Южная стенаСеверная стенаЗападная стена Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е – начало 1050-х гг. Современный вид фрески Среди фресок Софийского собора в центральном нефе находился групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. От него уцелели два фрагмента: на одном из них два младших сына Ярослава, на другом, значительно лучше сохранившемся, теперь изображены якобы дочери князя. Однако изначально здесь были представлены его сыновья: Владимир Ярославич, княживший в Новгороде, Изяслав Ярославич, которому предназначался киевский стол, Святослав Ярославич и Всеволод Ярославич. Подмена произошла из-за многочисленных неудачных «поновлений» и реставраций. Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е – начало 1050-х гг. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651 г. Копия XVIII в. На изображении, срисованном А. ван Вестерфельдом с фрески Софийского собора, отчетливо видны конические шапки с меховой опушкой на головах сыновей Ярослава Мудрого. Средние фигуры утрачены. Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е – начало 1050-х гг. Сыновья Ярослава Мудрого. Реконструкция С.А. Высотского Реконструкция изображения сыновей Ярослава Мудрого выполнена по сохранившимся частям фрески, рисунку А. ван Вестерфельда 1651 года и фотофизическим исследованиям. Фрески Софийского собора в Киеве. 1040-е – начало 1050-х гг. Схема-реконструкция расположения фресок в южной части трансепта. На южной стене были изображены четыре дочери Ярослава I Владимировича со свечами в руках, а также сцены страстей Христовых и Распятие на самом верху. Фрески Софийского собора в Киеве. Схема-реконструкция расположения фресок в западной части трансепта Особый интерес представляет ктиторская фреска, расположенная на уровне хор в западной части главного нефа. В первоначальном виде в росписи были представлены восседающий на троне Христос, к которому справа подходил с моделью храма в руках великий князь Ярослав и его старший сын Владимир, а слева – великая княгиня Ирина и ее старшая дочь. Фреска сохранилась частично – на схеме можно видеть ее научную реконструкцию. Вручение Марии пурпура для храмовой завесыФреска Софийского собора в Киеве 1040-ые – начало 1050-ых гг. В диаконнике расположился протоевангельский цикл о раннем периоде жизни Пречистой Девы и о Ее родителях Единоборство Иакова с архангелом Михаилом Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-ые – начало 1050-ых гг.Крайний южный неф посвящен архангелу Михаилу, очень почитаемому в Древней Руси как покровителю воинов и ратного дела (например, «Единоборство Иакова с архангелом Михаилом»). Павел апостол. Фреска Софийского собора в Киеве 1040-е – начало 1050-х гг. Фреска апостола Павла в Софии Киевской канонически точна, образ христианского подвижника легко узнавался церковным людом по характерным иконографическим особенностями. Святые Наталия и Адриан Фрески Софийского собора в Киеве 1040-е – начало 1050-х гг. Изображение святых Наталии и Адриана в Софии Киевской дошли до нашего времени с утратами и потертостями красочного слоя, как и многие другие фрески собора. Сохранились старославянские надписи с именами святых, датируемые тем же временем, что и изображения. Ольга, княгиня киевская, на приеме у Константина VII Багрянородного Фреска Софийского собора в Киеве 1040-е – начало 1050-х гг. Реконструкция С.А. Высотского Сцены охоты. Фреска Софийского собора в Киеве Прорись В.А. Прохорова. Начало 1870-х гг. Музыканты и скоморохи. Фрески Софийского собора в Киеве. 1040-е – начало 1050-х гг. Фресковая роспись юго-западной башни Здесь помещается одна из самых известных софийских фресок – «Музыканты и скоморохи». Композиция огромна: она занимает проем в 4,7 метра между окнами. Стенопись находится в удручающе плохом состоянии. Нижняя часть росписи была уничтожена при сооружении в башне новой чугунной лестницы. Сейчас рассмотреть изображение в полутемном башенном помещении можно с большим трудом. Музыканты и скоморохи. Фреска Софийского собора в Киеве Прорись В.А. Прохорова. Начало 1870-х гг. Проверьте свои знанияПишем краткий конспект: 1. Крещение Руси происходило:а) в 910 году;б) в 988 году; в) в 1000 году? 2. Каменное строительство на Руси началось: а) в конце X века; б) в конце XI века; в) в XII веке? 3. Первая каменная церковь (Десятинная) была заложена:а) в 980 году;б) в 989 году; в) в 1045 году? 4. Первые храмы на Руси имели …………………….конструкцию. 5. Первые храмы на Руси отличались: небольшими размерами; пирамидальным силуэтом; многокупольностью; приземистостью куполов; отсутствием галерей.(Запишите нужное) 1234566. Назовитесоставные части храма. Высотский С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. – Киев: Наукова думка, 1989История русского искусства. Т. 1 / Под общ. Ред. И.Э.Грабаря. – М.: АН СССР, 1953 Искусство Киевской Руси – Киев, 1989 Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – нач. XII в. – М.: Наука, 1987 Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. – М.: Искусство, 1973Рапопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб., 1993 http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva http://artclassic.edu.ru/catalogСписок источников Автор-составитель: Наталия Всеволодовна Дудкина, методист по МХК Красногвардейского района Санкт-Петербурга, преподаватель гимназии № 405, победитель конкурса лучших учителей РФ в Приоритетном национальном проекте «Образование» - 2008nevskiybrig@mail.ruСанкт-Петербург, 2008