Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории.


Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории.МКОУ «Трехстенская ООШ»Бабакова Л.П.учитель истории Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему обществу. (А.С.Грибоедов) Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений учащихся высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на исторические знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, применение такого средства проверки, как эссе. Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья, оно обычно имеет небольшой объем. В практике преподавания исторических дисциплин разработаны некоторые рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе по истории. Работу необходимо начинать с черновика. Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми писать. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мыслей и др. Первая запись в черновике и в окончательном варианте - это точная формулировка темы эссе. Тема - условие задачи, в которое, нужно вдуматься. Тема формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Главная задача ученика - понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее. Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Работа над эссе Следующая задача - привести весь этот «хаос» в порядок, соотнести с темой, выбрать эффективную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент. Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет исторические аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждение. Структура эссе определяется предъявлением к нему требований. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Важное значение имеет выделение абзацев, роль красных строк, логическая связь абзацев: так достигается целостность работы. Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Структура эссе Структурная схема эссеК структуре экзаменационного эссе формализованных требований не предъявляется. Выбор между композиционной свободой, подчеркивающей художественные достоинства сочинения, и строгой структурой, позволяющей четко высказать и аргументировать личную позицию автора, должен быть сделан в пользу последнего. Элемент структуры % к общему Начало (актуализация заявленной темы эссе). 20% Тезис. Два аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса. 60% Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение). 20% П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...О - Объяснение — Потому что…П - Пример, иллюстрация — Например, ...С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ... Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться ПОПС - формулой: Вступление.  Я согласен с данным мнением…Я не разделяю подобную точку зрения…Нельзя не согласиться  с мнением …Удивляет нестандартный подход к проблеме…Эта фраза заставляет задуматься над…Для меня эта фраза является ключом к пониманию...Выбор данной темы продиктован следую­щими соображениями...Поразительный простор для мысли от­крывает это короткое высказывание...Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению… Основная часть.  Существует несколько подходов к данной проблеме… Для полемического эссе: С незапамятных времен бытовало мнение… С одной стороны, ... Посмотрим на проблему с другой стороны… С другой стороны,… Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…           Следует отметить…Рассмотрим несколько подходов... Необходимо заметить… Например,… Заключение.  Исходя из вышесказанного…Подводя итог размышлениям…Таким образом,…Подведем общий итог рассуждению... Итак,…Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...Вот почему я согласен с мнением…  Варианты клише Памятка по написанию эссе- внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать; - определите главную мысль высказывания;- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания;- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации;- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым;- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности;- придумайте вступление к рассуждению;- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;- сформулируйте общий вывод работы. Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям: структура; искренность тона; единство стиля; объем эссе; привлекательность вашей работы – ее индивидуальность. На что стоит обратить внимание при написании эссе?1. В историческом образовании не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, существуют только более или менее аргументированные точки зрения. 2. Окончательная отметка (балл) за эссе проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.3. Выдвижение собственной позиции.4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно. Чего следует избегать при написании эссе?1. Непонимания сути заявленной темы.2. Отсутствия структурированности.3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос.4. Использования утверждений вместо доказательств.5. Небрежного оперирования данными.6. Обширной описательной части.7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов и без высказывания собственной позиции.8. Повторов без необходимости.  Для учащихся Что такое эссе? ЭССЕ Лат. exagium - взвешивание Фр. essaiопыт, просьба,попытка,набросок,очерк Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции,трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначес нею связанные.(Краткая литературная энциклопедия) Жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнутоиндивидуальную позицию автора с непринужденным, частопарадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.(Большой энциклопедический словарь) Признаки эссе 1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА 3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ 4. СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 5. НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ 6. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ 8. ОТКРЫТОСТЬ 7. ВНУТРЕННЕЕ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО 2. СУБЪЕКТИВНОСТЬ НО ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ, НИКОГДА В ТОЧНОСТИ НЕ БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО Как выбрать тему эссе? 2. С какими основными проблемами истории связана данная тема? 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотелсказать автор? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием,как выразить свое отношение к нему? 4. Какие исторические термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта? Быть в контексте задания!!!...это значит: 1. Соответствовать базовой науке, к которойотнесена выбранная проблема. 2. Грамотно определить круг подлежащихрассмотрению вопросов. 3. Ясно выражать и аргументировать собственноепонимание проблемы и отношение к ней. 4. Использовать те термины, понятия, обобщения,факты, примеры, которые относятся к выбраннойпроблеме. И еще… Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация об авторе высказывания. Имена его предшественников, последователей или научных противников. Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Указания на альтернативные варианты решения проблемы.