Рекомендации по написанию эссе по обществознанию


СТРУКТУРА ЭССЕ.
Цитата.
Проблема поднятая автором, ее актуальность.
Смысл высказывания.
Собственная точка зрения.
Аргументация на теоретическом уровне.
Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
Вывод.
Цитата. Проблема поднятая автором, ее актуальность. Ответить на вопросы:
что хотел сказать автор?
С какими основными проблемами (темами) обществоведческого знания связана данная тема?
Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
Для обоснования актуальности можно использовать фразы – клише, например:
Данная проблема (темы) является актуальной в условиях...
глобализации общественных отношений;
.формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
обострения глобальных проблем современности;
особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
развития международной интеграции;
современной рыночной экономики;
развития и преодоления мирового экономического кризиса;
.жесткой дифференциации общества;
открытой социальной структуры современного общества;
формирования правового государства;
преодоления духовного, нравственного кризиса;
диалога культур;
необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Смысл высказывания. Запишите основную мысль автора, но не дословно, а своими словами, главное — раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише:
•«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
•«Автор обращает наше внимание на то, что...»
•«Автор убежден в том, что...»
Собственная точка зрения. Необходимо определить свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение.
Для этого нужно ответить на вопросы:
1.Согласен ли я с мнением автора или нет?
2.Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет?
3.В чем заключается моя позиция по данному вопросу?
1.Сформулированное собственное мнение по проблеме, воспользовавшись фразами-клише:
«Я согласен с автором в том, что... »
«Нельзя не согласиться с автором данного высказывания. «Автор был прав, утверждая, что...»
«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества, ситуацию, сложившуюся в обществе, одну из проблем современности и т.п.)»
«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться»
«А не задумывались ли вы над тем, что...?»
Аргументация на теоретическом уровне. Следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;
обращение к личному опыту.
Аргументы этого уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте себе на вопросы:
Подтверждают ли они мое мнение?
Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
Убедительны ли они?
Если вы убеждены, что приведенные вами примеры действительно доказывают вашу точку зрения, запишите их в графу 6 черновика.
Вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод...»
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
Здесь же можно перечислить вопросы, которые связаны с проблемой (темой), но остались нераскрытыми.
После этого полученный материал оформляется в эссе. При этом нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.
Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него:
•краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);
•описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
•указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
•указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Требования к эссе
1) адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания;
2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме (теме);
3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (темы), на которые указывает автор высказывания;
4) аспекты проблемы (темы) должны быть раскрыты в заданном' научном контексте;
5) четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;
6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;
7) подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;
8) логичность рассуждений выпускника;
9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.
Цитата. «Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» (Н. М. Карамзин).
Проблема поднятая автором, ее актуальность. Смысл высказывания. Собственная точка зрения. Аргументация на теоретическом уровне. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. Вывод. Цитата. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны». (Ф. Аквинский)
Проблема поднятая автором, ее актуальность. Смысл высказывания. Собственная точка зрения. Аргументация на теоретическом уровне. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. Вывод. Цитата. «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». (Лао-Цзы)
Проблема поднятая автором, ее актуальность. Смысл высказывания. Собственная точка зрения. Аргументация на теоретическом уровне. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. Вывод. Цитата. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)
Проблема поднятая автором, ее актуальность. Смысл высказывания. Собственная точка зрения. Аргументация на теоретическом уровне. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. Вывод. Цитата. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» (М. Бакунин)
Проблема поднятая автором, ее актуальность. Смысл высказывания. Собственная точка зрения. Аргументация на теоретическом уровне. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. Вывод.