Информационные и комуникационные технологии в ДШИ


Информационные и коммуникационные технологии
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, Развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.
Интернет-технологии открывают новые возможности, как перед педагогами, так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей ДШИ.
Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Так какими ИКТ может пользоваться преподаватель ДШИ в своей деятельности?
В детских музыкальных школах и школах искусств новые технологии применяются в основном на теоретических предметах, таких как сольфеджио, музыкальная литература или иных предметах. На уроках по специальности компьютерные технологии в большинстве не используются и этому есть ряд причин. Одна из них касается материальных затрат – нужен компьютер с необходимыми программами, а также подключенная миди-клавиатура или синтезатор. Другая причина состоит в том, что педагог сам не хочет или не умеет общаться с новыми технологиями или не считает это продуктивным. Но так как эти технологии прочно вошли в нашу с вами жизнь, то пользоваться ими порой приходиться вопреки своим убеждениям и привычкам.
Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся других школ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; просмотреть портреты великих композиторов, изучить их биографию. Данная работа должна организовываться и контролироваться педагогом, т.е. рекомендовать к просмотру и прослушиванию проверенные ссылки и сайты. Немаловажную здесь роль играет заинтересованность со стороны родителей.
Учащиеся старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать фрагменты их выступлений, учась сценической культуре.
Использование презентаций открывает перед преподавателем широкие возможности в более ярком, образном раскрытии изучаемого материала. Они позволяют включать в себя текст о произведении или авторе, также в них можно вставить нотные фрагменты, музыкальные фрагменты и даже видеофрагменты. Это могут быть слайды об определенном произведении (например, Менуэт – кто его придумал, как его танцевали, что носили, представление об эпохе и вставки музыкальных фрагментов), о музыкальном стиле или направлении. Можно воспользоваться всевозможными музыкальными энциклопедиями, в которых рассказывается о композиторах, стилях и жанрах музыки. Это такие энциклопедии как “Шедевры музыки”, “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия” и другие.
Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке мероприятий с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно для подготовки как к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам.
Синтезатор – ещё один умный музыкальный помощник, который может значительно облегчить труд преподавателя, увлечь учащегося и дать новые возможности для развития как преподавателя, так и ученика. С его помощью можно разнообразить ансамблевое исполнительство. Каждый ребенок хочет играть не просто одним инструментом – будь то гитара, фортепиано или скрипка, но и с целым оркестром. В Интернете есть множество популярных детских, эстрадных и других песен, которые знакомы ребенку. Находим запись в интернете (для синтезатора – в midi формате, для компьютера в МР3 или WAV форматах) и используем её на уроке или для домашнего музицирования. Возможен и другой вариант, когда педагог целенаправленно сам или вместе с учеником создает фонограмму для исполнения в ансамбле, либо записывают недостающую партию для занятий дома.
Работу над полифоний можно начинать с написания нотного текста полифонического произведения в нотном редакторе – например, Sibelius, Finale, Cakewalk Overture и другие. Каждый голос ученик пишет на отдельном нотном стане. По окончании написания нотного текста, ученик подбирает каждому голосу наиболее подходящий тембр музыкального инструмента. Параллельно с этим учит на своем родном музыкальном инструменте голосоведение. Затем происходит синтез – ученик играет на своем инструменте один голос, а компьютер играет остальные голоса. Синтезатор также может озвучить полифонию разными голосами с помощью режима Split.
Заключительный этап работы над произведением сложен. Нотный текст выучен, темп держит ученик, а преподаватель все к нему “цепляется”: то динамики нет, то штрихи неверные. А ученик не слышит себя со стороны и ему кажется, что он все играет правильно. В этом случае может помочь запись и прослушивание произведения на компьютере. После прослушивания своего исполнения учащийся сам слышит свои ошибки и старается их исправить.
Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу.
Считаю что использовать такие богатые возможности, какие предлагают нынешние музыкально-компьютерные технологии. Нужно пробовать, искать и тогда все будут довольны – и педагоги, и дети, и их близкие.