Календарно-тематическое планирование 9 класс русский язык по программе Тростенцовой 102 часа


МБОУ ООШ ст.ЧерноярскойРабочая программа
по русскому языку 9 класса

составил учитель русского языка и литературы
Шаумян Лариса Сергеевна
2015-2016 г.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе примерных программ и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
УМК входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
На основании образовательной программы школы предмет «Русский язык» на средней ступени в МБОУ ООШ ст.Черноярской преподаётся на базовом уровне. Рабочая программа для 9 класса является расширенной. Количество часов по авторской программе 68, количество часов по учебному плану школы 102 (3 ч в неделю). Содержание программы не изменено.
1 час из школьного компонента добавляется с целью подготовки к итоговой аттестации. Содержание программы не изменено.
Цели обучения:
- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться ресурсами родного языка в речевой практике,
- воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. В связи с этим неактуальные темы раздела «Развитие связной речи» заменены актуальными, нацеленными на подготовку учащихся к сжатому изложению и сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, а также на повторение орфографии, пунктуации и других разделов русского языка. Кроме того, повторение и обобщение изученного материала планируется проводить в конце учебного года, количество часов на этот раздел увеличено за счёт сокращения часов на изучение таких разделов, как «Сложноподчинённые предложения», «Бессоюзные сложные предложения», « Сложные предложения с различными видами связи».
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии, трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Содержание обучения направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих 3 задания части, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
В 9 классе обучаются учащиеся с повышенной учебной мотивацией. В связи с этим в программу включены сложные темы лексической и морфологической омонимии, что позволяет использовать полученные навыки при решении заданий повышенной сложности, а также темы, связанные с употреблением различных языковых единиц в речи. Такое расширение программного материала позволяет обеспечить дополнительные возможности в рамках предпрофильной подготовки по гуманитарному направлению. В связи со спецификой класса при проведении занятий и планировании домашних заданий применяются задания развивающего характера, формы активизации познавательной деятельности (проектная деятельность, исследовательская работа, творческие задания проблемного уровня). Таким образом обеспечивается подготовка учащихся к изучению предмета на профильном уровне на старшей ступени обучения.
Добавлены темы:
Сложноподчиненные предложения в речи.
Лингвистический анализ текста.
Повторение орфографии.
Обучение написанию сочинению- рассуждению на лингвистическую тему на основе данного текста.
Общие сведения о языке.
Изобразительно- выразительные средства языка и стилистические фигуры в художественном и публицистическом стиле.
Композиционные особенности текстов различных типов речи.
Сочинение в публицистическом стиле.
Употребление знаков препинания.
Роль языка в жизни общества.
Язык как исторически развивающееся явление.
Новый формат экзамена в 9 классе предполагает продемонстрировать как глубокие лингвистические знания, так и коммуникативные умения. В связи с этим учитель использует такие формы контроля, как теоретический зачёт, аудирование, тестирование, разные виды лингвистического анализа.
При изучении предмета используются личностно - ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы.
На уроках планируется:
использование для наглядности транспарантов ИД, мультимедийных презентаций, созданных учителем,
работа с таблицами, тестами.
Основное содержание
Международное значение русского языка
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сложные предложения (1ч)
СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Сложноподчиненное предложение н его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Бессоюзное сложное предложение и его Особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-эссеисты, исследовавшие русский язык.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ,
КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по о. ному источнику).
Тезисы статьи" (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи

Содержание программы
№ Содержание Кол-во час
1 Введение. Международное значение русского языка. 1 час
2 Повторение изученного в 5-8 классах 12 часов
3 Сложное предложение
Сложносочиненные предложения 23 часа
4 Сложноподчиненные предложения 56 часов
5 Повторение изученного10 часов
Итого 102 часа
Календарно- тематическое планирование по русскому языку
в 9 классе.
№ Тема урока
Виды контроля Домашнее
Задание
Кол-
во часов план факт
ВВЕДЕНИЕ. 1 Международное значение русского языка. Словарная работа Упр.6 1 Повторение изученного в 5-8 классах. 2 Развитие речи. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Орфоэпический контроль Упр.9 1 3 Развитие речи. Стили языка. Творческая работа Упр.27 1 4 Простое предложение и его грамматическая основа. Словарный диктант Упр.30 1 5 Предложения с обособленными членами. тест Выписать из произведений 6 предложений с обособлениями 1 6 Предложения с обособленными членами. Закрепление. Предупредительный диктант Упр.35 1 7 Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Объяснительный диктант Упр.40 1 8 Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Закрепление. Творческая работа Выписать из произведений 6 предложений с вводными словами 1 9 Понятие о сложном предложении. Диктант с продолжением Упр.44 1 10 Союзные и бессоюзные сложные предложения. Составление схем Упр.47 1 11 Союзные и бессоюзные сложные предложения. Закрепление. Творческий диктант Упр.50 1 12 Развитие речи. Сочинение в форме дневниковой записи(по картине Т.Г.Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве") сочинение Дописать сочинение. 1 13 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Словарный диктант Упр.56 1 Сложное предложение. 14
15 Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Работа по карточкам Упр.61 1+1 16
17 Сложносочиненные предложения с соединительными союзами Объяснительный диктант Упр.65 1+1 18 Сложносочиненные предложения с соединительными союзами Орфографический диктант Упр.67 1 19
20 Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Графический диктант Упр.71 1+1 21 Контрольный диктант по теме "Сложносочиненные предложения" Контрольный диктант №1 Повторение. 1 22
23 Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Самодиктант. Упр.81 1+1 24
25 Сочинение –описание по воображению по картине Цыплакова «Мороз и солнце». Сочинение. Дописать работу. 1+1 26
27 Понятие о сложноподчиненном предложении. Орфографический диктант Упр.85 1+1 28
29 Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Графический диктант Упр.88 1+1 30
31 Развитие речи. Сочинение-отзыв (по картине И.Тихого "Аисты") Сочинение Повторение. 1+1 32
33 Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Словарный диктант Упр.97 1+1 34
35 Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Объяснительный диктант Упр.106 1+1 36 Развитие речи. Изложение. Изложение Дописать работу. 1 Сложноподчинённые предложения. 37
38 Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным. Творческий диктант Упр.111 1+1 39
40 Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным. Закрепление. Творческая работа Упр.112 1+1 41
42 Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Орфоэпический диктант Упр.119 1+1 43
44 Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Закрепление. Объяснительный диктант Упр.120 1+1 45
46 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Орфографический диктант Упр.124 1+1 47
48 Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. Словарный диктант Упр.127 1+1 49
50 Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия. Творческая работа Упр.147 1+1 51
52 Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели, следствия. Тест. Упр.150 1+1 53
54 Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени. Диктант с комментированием Упр.160 1+1 55
56 Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. Графический диктант Упр.162 1+1 57 Развитие речи. Сочинение по данному началу (по картине В.П.Фельдмана "Родина") Сочинение. Дописать сочинение. 1 58
59 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Словарный диктант Упр.168 1+1 60
61 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Объяснительный диктант Упр.171 1+1 62 Развитие речи. Сообщение о происхождении псевдонимов (по рассказу Теффи "Псевдоним".Творческая работа Написать сообщение о псевдонимах. 1 63
64 Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Объяснительный Диктант. Упр.178 1+1 65 Развитие речи. Изложение. Изложение. Дописать работу. 1 66
67 Сложноподчиненные предложения. повторение. Орфографический диктант Упр.182 1+1 68 Контрольный диктант по теме "Сложноподчиненные предложения". Контрольный диктант №2 Повторение. 1 69
70 Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Творческая работа Упр.190 1+1 71
72 Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Объяснительный диктант Упр.194 1+1 73
74 Развитие речи. Подробное изложение с дополнительным заданием. Изложение. Повторение. 1+1 75
76 Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Орфоэпический диктант Упр.198 1+1 77
78 Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени. условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Графический диктант Упр.200 1+1 79 Развитие речи. Сочинение - отзыв (по картине Н.М.Ромадина "Село Хмелевка") Сочинение. Дописать сочинение. 1 80 Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения Предупредительный диктант. Упр.205 1 81 Контрольный диктант по теме "Бессоюзные сложные предложения". Контрольный диктант №3 Повторение. 1 82
83 Употребление союзной( сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Творческая работа Упр.211 1+1 84
85 Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Орфографический диктант Укпр.217 1+1 86
87 Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Предупредительный диктант, тест. Упр.203 1+1 88 Развитие речи. Подробное изложение. Изложение. Упр.222 1 89 Развитие речи. Публичная речь. Орфографический диктант Упр.223 1 90
91 Сложные предложения с различными видами связи. Повторение. Словарный диктант Подготовка к контрольной работе. 1+1 92 Итоговый контрольный диктант. Сложные предложения с различными видами связи. Контрольный диктант №4 Повторение. 1 Повторение изученного. 93
94 Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Фонетика и графика. Орфоэпический диктант Упр.229 1+1 95 Повторение.
Лексика и фразеология. Творческая работа Упр.233 1 96 Повторение. Морфемика и словообразование. Творческая работа Упр.243 1 97 Повторение. Морфология. Тест. Упр.246 1 98 Повторение. Синтаксис. Работа по карточкам. Упр.254 1 99 Развитие речи. Выборочное изложение. Изложение. Дописать работу. 1 100 Повторение. Орфография. Объяснительный диктант Упр.267 1 101 Повторение. Пунктуация. Орфографический диктант Упр.278 1 102 Подведение итогов года. Развитие речи. Сочинение на свободную тему. Творческая работа Подготовка к ОГЭ. 1