Статья из опыта работы с одаренными детьми Город Радости

Индивидуальный маршрут учащихся в рамках познавательной игры
«Город радости»
Жерновникова Т.И,
учитель начальных классов гимназия российской культуры
г. Тюмень

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски способов активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Многих учителей волнует вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, потребность в знаниях, умение осуществлять самостоятельный поиск. Решение этих задач во многом опирается на развитие и формирование мотивационной сферы ребенка.
Как показывает, практика ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любой из этих мотивов к концу первых лет обучения исчерпывает себя. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на уроке или во внеурочное время имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, при этом, играя и открывая для себя новые знания, это привлечет интерес в их деятельность.
Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы.
Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет.
Как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться? Я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке и во внеурочное время являются:
*игровая деятельность,
*создание положительных эмоциональных ситуаций,
*отбор увлекательного дидактического материала, включающий элементы новизны и неизвестности.
Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно предложить все задания в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширит объём знаний и концентрацию внимания.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся, развития способностей творческой личности, развития индивидуальности я решила включить детей в игру «Построим город Радости», в котором на улице успеха можно построить свой дом, посадить клумбы с цветами.
По русскому языку мною были созданы «Индивидуальные маршруты», которые предлагаются для работы всем учащимся в конце первого класса и оговариваются правила работы:
* можешь выполнить только те задания, которые тебя заинтересовали
* можешь выполнять задания по темам не по порядку
* можешь обратиться за помощью к консультанту, учителю, родителю
* можешь использовать учебную, дополнительную литературу
* можешь задания не выполнять
В этой папке 12 основных тем по русскому языку, все задания представлены в игровой форме.
Темы
1.Заглавная буква в словах.
2.Правописание безударных гласных в корне слов.
3.Правописание согласных в корне слов.
4.Раздельное написание предлогов.
5.Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
6.Разделительные знаки ь и ъ.
7.Сочетание чк,чн,чт.
8. Слова с двойными согласными.
9.Правописание непроизносимых согласных.
10.Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
11. Частица не с глаголами.
12.Правописание гласных и согласных в приставках.
В начале каждой темы детям предлагается повторить правила правописания или выучить его самостоятельно, дан образец выполнения задания. Все задания маршрута расположены от простых к более сложным. Темы можно выполнять с опережением, самостоятельно.
После выполнения очередной темы ребята «высаживают» цветочки на клумбе возле своего домика.
Кто-то из ребят выполняет все задания быстро, а кто-то заканчивает маршрут только к третьему классу. Первые результаты такой работы были видны уже на уроках русского языка. При изучении данной темы, ребята, которые самостоятельно ознакомились с ней и выполнили достаточное количество заданий, на уроке были активными помощниками учителя, вели учеников за собой.
Учитель отслеживал работы учащихся по каждой теме и проводил диагностику.
За свою работу ребята получали орден «Умник» и «Умница», который вывешивается на классном стенде около фотографии ученика.
По математике приготовила карточки с нестандартными, занимательными задачами. Учащиеся выбирают любую карточку, могут взять несколько, но по правилу, карточка дается на одну неделю. Выполнив задания одной карточки, дети «строят свой домик», закрашивают один кирпичик. В первом классе задания проверяет учитель. Ребята, которые выполнили все задания, переходили на другой уровень «Мудрая сова», где получают ордена. По условию второго уровня, все задания проверяют сами дети или консультанты. На следующем этапе работы предлагалось включиться в игру «Стань звездой».
К третьему и четвертому классу учащиеся могли выбирать папку по предметам: русский язык, математика, литература, окружающий мир, где собраны олимпиадные задания, задания повышенного уровня. Таким образом, шла подготовка учащихся к олимпиадам гимназического и городского уровня. Результатом такой работы - призовые места на городских олимпиадах в выпускном классе.
Можем сказать, что дидактическая игра «Построим город Радости» оправдывает себя во всех отношениях – она повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, и вносит радость в жизнь ребёнка, позволяя вести обучение в зоне ближайшего развития. Игра создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. А поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это важная задача учителя в обучении детей.



















13PAGE 15


13PAGE 14115