«РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ «Загадочный мир животных» ДЛЯ 4 КЛАССА


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учителя начальной школы г.Братска Иркутской области
Винниковой Елены Георгиевны
«РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ «Загадочный мир животных» ДЛЯ 4 КЛАССА
(название задачи)
Название проектной задачи «Загадочный мир животных»
ПРЕДМЕТ, НАБОР ПРЕДМЕТОВ Окружающий мир, литературное чтение, математика, технология
КЛАСС 4 класс
ТИП ЗАДАЧИ Одновозрастная предметная
ЦЕЛИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Формирование умений учащихся пользоваться информацией, представленной в разных видах, на ее основе осуществлять набор оптимального решения.
Сотрудничество учащихся в группах (коллективно-распределенная деятельность) при решении общей задачи.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ, НА КОТОРЫЕ ОПИРАЕТСЯ ЗАДАЧА Знания о животном мире леса.
Умение работать с разными видами текстов.
Умение вычленять требуемую информацию, представленную в разных видах.
Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками)
КАКИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
УМЕНИЯ проявляют Работа в группе: организация работы, распределение заданий между учащимися группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
ПЛАНИРУЕМЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ Демонстрация учащимися:
усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
умения, работая в группе, создать конечный “продукт” и представить свои результаты.
СПОСОБ И ФОРМАТ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ В  процессе  решения  задачи  оценивается:
1. Владение  учащимися  необходимым  предметным  материалом
2. Умения  правильно  выполнять  задания
3. Умение  взаимодействовать  в  малой  группе  при  решении  проектной задачи
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ Набор текстовых заданий, листы для оформления конечного «продукта», цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, природный материал, пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски.Этимологический словарь.
Этапы решения проектной задачи (сама задача)
Описание проблемной ситуации.
Воспитатель детского сада вместе с ребятами делают телепередачу «Загадочный мир животных». Они обратились к нам в школу, чтобы мы помогли подобрать материал.
Мы будем работать в 2 группах. Первая группа – «Разработчики», вторая – «Оформители».
Давайте повторим правила работы в группах.
В группе должен быть организатор обсуждения.Каждый может высказать свою версию решения.Один говорит, а остальные слушают.Каждая версия обсуждается в группе.В группе согласуется общее решение.Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
Для решения этой задачи каждой группе будут предложены задания. Вы узнаете некоторые интересные сведения о животных леса. Но самое главное задание, которое вам предстоит выполнить в конце второго урока, 1 группе – представить материал для телепередачи, 2 группе – оформить выставку.
Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей.
Задание 1
Почему нас так назвали?
Одних  животных  назвали  по  их  внешнему  виду  или  по  цвету; других по  тому,  что  они любят  есть,  а  третьих – по   тому,  что  умеют  делать. А  вот  названия  многих  птиц  образовались  из  звуков,  которые  они  издают.
Те - тер!  Те - тер!  - тетерев.    Синь – синь! – синица.
Чи – чи!  Чи – чи!  - чиж                                          Дро – тро!  Дро – тро!  - дрозд.
Узнай, используя «Этимологический словарь», почему так назвали
Медведь –
Волк –
Белка –
Лисица –
Задание 2
Что я знаю о жизни животных?
Викторина.
1. У  какого  зверя  в  листопад  ещё  родятся  дети? 
2. Каких  зверей  называют  «шатунами»?
3. Какой  лесной  житель  сушит  грибы  на  деревьях?
4. Эта  птица  выводит  птенцов  в  суровую  зимнюю  пору.
5. Пользу  или  вред  приносят барсуки  зимой?
6. Птенцы какой птицы не знают своей матери?
Задание 3
Кроссворд  «БОГАТСТВО  ЛЕСА»
Лес -  богатство  страны.  А  что  составляет  богатство  леса?  Деревья, травы,  животные, грибы – это  всё  составляет  богатство  леса.  Хорошо  ли  вы  знаете лесных  обитателей? Разгадайте кроссворд.
1. Самый  чистоплотный  зверь  в  наших  лесах. ( барсук)
2. Хищный зверёк- обитатель тайги с ценной шерсткой. ( соболь)
3. Большая  лесная  птица,  которая  зимой  на  ночь  ныряет  в  снег. ( глухарь)
4. Маленькое  проворное  животное,  которое  раньше  называли  «векша»?  ( белка)
5. Птица,  у  которой  длина  языка  15 см.  ( дятел)
6. Лесная  дикая  кошка.   ( рысь)
7. Птица,  выводящая  птенцов  зимой.  ( клёст)
8. Всеядное  лесное  животное,  которое  в  поле  любит  лакомиться  овсом. ( медведь)
9.Животное  наших  лесов, могучее,  с  высокими  сильными  ногами,  широкими  копытами,  обладает  
самым  громким  голосом.   ( лось)
10.Хищное  животное, которое  обладает отличным нюхом, что  помогает  ей чувствовать  добычу  даже 
глубоко  под  снегом.   ( лиса)
11. Большая  лесная  птица,  весной  устраивающая  токовище.   ( тетерев)
12.Какую птицу называют главным солистом наших лесов. ( соловей)
13. Дикая  лесная  свинья.  ( кабан)
Задание 4
Вы видите 3 пословицы, две из них связаны общим смыслом, а третья к ним не подходит. Найдите лишнюю пословицу, попробуйте объяснить их смысл.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Трусливому зайке и пенек – волк.
Двух зайцев гонять – ни одного не поймать.
Вспомните и запишите свои пословицы, где упоминаются животные леса.

Задание 5
Дорогие ребята!
Предлагаем вам сыграть в танграм. Танграм – старинная китайская игра-головоломка. Она возникла четыре тысячи лет назад. Сущность ее заключается в складывании из семи частей, полученных разрезанием квадрата определенным образом, различных фигур, а так же в придумывании новых.
Правила игры просты. В состав каждой фигурки должны входить все семь частей, при этом они не должны перекрываться. Прежде чем начать игру, вам необходимо сделать заготовки.
Вам предлагается группой из 2-3 человек собрать фигуру любого животного из частей и наклеить её на лист бумаги формата А4. Желаем удачи.
Итоговое задание задачи. Создание реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
1 группа представит разработанный материал для телепередачи, 2 группа – подготовленную выставку по теме проектной задачи.
Выступления от каждой группы.
- Спасибо, ребята, вы помогли приготовить материал для телепередачи.
Рефлексия. Лист самооценки группы.