РАБОЧАЯ ПРОРГАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ — ЗДОРОВЬЮ УЧИТЬСЯ!»


«ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ - ЗДОРОВЬЮ УЧИТЬСЯ!»
Программа факультативного курса «ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ - ЗДОРОВЮ УЧИТЬСЯ!» предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Курс является важным фактором в плане формирования “ новообразования” у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья.
Цели курса - Формирование культуры здоровья.
Задача курса – формирование убеждений, представлений учащихся о том, что единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, – это изменение отношения самого человека к собственному здоровью. Для этого нужно знать свой организм, желать быть здоровым и прилагать к этому усилия, т.е. вести здоровый образ жизни.
Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена Государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги но и представители широкой общественности и политики. Сегодня 20–25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.
В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья.
Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека.
Программа курса “ Здоровью надо учиться” предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Курс является важным фактором в плане формирования “ новообразования” у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья.
Цели и задачи курса.
В основе данного предмета лежат принципы:
– “Здоровье через образование”;
– гуманизация образования;
– осуществление целостного подхода к воспитанию;
– соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
– деятельностный подход в обучении.
Основным составляющими программы предмета являются цели:
- Отношению к здоровью как к ценности.
- Формирование представления о себе как здоровом человеке.
- Переживание возможности утраты здоровья (мысль об этом должна порождать – тревогу).
- Способность использовать всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причём “энергия опасения” должна преобразовываться в “энергию действия”.
- Овладение знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека.
- Понимание необходимости осознания и соблюдения правил гигиены в целях укрепления и сохранения здоровья.
- Понимания причин ухудшения здоровья населения страны.
- Формирование культуры здоровья.
- Понимание потребности здорового образа жизни.
- Развивать умение работать с различными источниками информации.
Задача курса – формирование убеждений, представлений учащихся о том, что единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, – это изменение отношения самого человека к собственному здоровью. Для этого нужно знать свой организм, желать быть здоровым и прилагать к этому усилия, т.е. вести здоровый образ жизни.
Предлагаемый курс “Здоровью надо учиться” является новым в системе биологического образования. Необходимость подобного курса объясняется усложнением экологической ситуации и снижением уровня здоровья населения России и НПР, а также недостаточной культурой здорового образа жизни.
Реализация курса «Здоровью надо учится» 2016-2017 учебный год. 5 класс(35ч) 1 час в неделю. Авторская программа 2009 год Т. Орехова, Т. Кружилина
Содержание курса поможет учителю в развитии коммуникативных умений учащихся, познании радости общения, восхищении духовными и физическими качествами человеческой личности, стремлении к духовному и физическому совершенству.
Особенностью программы является практикум, который включает в себя деятельность по наблюдению, измерению, тестированию, формулированию гипотез, проведению опытов (они позволят получить данные и сформулировать оценки, соматометрии учащихся, их работоспособности и тренированности, режима питания, ритмического характера жизненных функций и др.).
Содержание программы
I. Введение (1 ч.)
Валеология – наука о здоровье. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье. Анализ состояния своего здоровья. Практическая работа «Оценка моего здоровья».
II. Роль физического воспитания в укреплении здоровья (3 ч.)
Понятие о физическом воспитании. Влияние физического воспитания на организм. Особенности физического воспитания мальчиков и девочек. Значение утренней зарядки; гигиенические требования к её выполнению.
Практическая работа. «Упражнения для утренней зарядки».
Урок – игра «Формула здоровья».
III. Инфекционные заболевания и их профилактика (3 ч.)
Понятие об инфекционных заболеваниях. Способы защиты организма от инфекции. Признаки инфекционного заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний. Гигиенический режим во время болезни.
Практическая работа. Разработка памяток (Профилактика инфекционных заболеваний).
IV. Основные сведения об организме человека (7 ч.)
Структура и функции опорно-двигательной системы. Правильная осанка. Причины нарушения осанки. Движение, показатели силы выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации. Структура и функции пищеварительной системы. Уход за полностью рта. Профилактика кариеса. Необходимость сознательного отношения к питанию. Гигиенические требования к продуктам питания и режиму питания. Признаки нормального пищеварения. Пищевые отравления. Расстройство пищеварения. Пищевые отравления и меры первой помощи при них. Заболевания глаз. Профилактика зрения. Структура и функции системы кровообращения. Влияние нервных и физических нагрузок на систему кровообращения: боли в области сердца, одышка. Вредные факторы, влияющие на сердечно-сосудистую систему. Органы дыхательной системы. Профилактика заболеваний дыхательной системы. Гигиена дыхания. Органы мочевыделительной системы. Заболевания и профилактика. Гигиена мочевыделительной системы. Упражнения, развивающие мышцы и кости скелета. Приемы определения осанки и свода стопы. Изучение информации на этикетках пищевых продуктов. Практическая работа «Формирование осанки», «Разработка физминуток для укрепления зрения». Практическая работа «Рациональное питание школьников»
V. Вредные привычки и здоровье (2 ч.)
Вредные привычки, их влияние на организм. Курение – вредная привычка. Вредные вещества табачного дыма. Пассивное курение. Влияние курения на организм школьников. Наркотические вещества, их вред. Алкоголь – наркотическое вещество. Пивной алкоголизм. Влияние алкоголя на функционирование организма. Урок – тренинг «Я и здоровый образ жизни».
VI. Гигиенические основы учебного труда (5 ч.)
Гигиена и ее роль в укреплении здоровья. Режим школьника. Работоспособность – важное качество человека. Правила, способствующие поддержанию высокой работоспособности. Роль полезных привычек. Правила гигиены при выполнении домашнего задания. Двигательный режим. Правильное чередование труда и отдыха. Питание школьников. Школьник и сотовый телефон. Практическая работа (разработка физминуток). Блиц – опрос «Состояние Вашего здоровья». Тестирование «Правильно ли я питаюсь». Проект «Влияние сладостей на здоровье школьников», «Грязные руки, чем они опасны». Практическая работа «Изучение информации на этикетках пищевых продуктов». Ток-шоу «Жить здорово».
VII. Личная гигиена школьника (5 ч.)
Мой внешний вид. Гигиена кожи. Уход за ногтями. Гигиена волос. Гигиена одежды и обуви. Ежедневные гигиенические процедуры (для девочек и мальчиков). Практическая работа «Правильный уход за полостью рта». Игра «Береги здоровье».
VIII. Факторы среды и здоровье (5 ч.)
Воздух и здоровье. Воздушная пыль и бактерии. Болезни, передающиеся через воздух. Грипп, насколько он опасен! Температура окружающей среды и здоровье. Переохлаждение. Обморожение. Меры первой помощи. Роль закаливания в укреплении здоровья. Способы закаливания. Вода в жизни человека. Водоснабжение. Болезни, передающиеся через воду. Влияние почвы на здоровье человека. Болезни, передающиеся через почву. Шум и здоровье. Мир звуков, в котором живёт человек и их влияние на организм. Значение света в жизни человека. Освещение жилища. Нарушения зрения и их профилактика. Жилище и влияние его на здоровье. Гигиенический режим жилища (нормы вентиляции, отопление). Красота и гармония в природе – залог хорошего здоровья.
Полярная ночь и ее влияние на здоровье школьников.
Практическая работа «Санитарная оценка школьного помещения и температурного режима». Проектная работа «Мой дом, моя улица, мой город – как условия моего здоровья».
IX. Психология здоровья. Психика человека и психическое благополучие. (4 ч.)
Психическое благополучие как составная часть здоровья. Умение избегать психического перенапряжения. Потребность в сопереживании.
Простейшие приёмы и методы снижения эмоционального возбуждения. Выбор собственного способа регуляции.
Характерные особенности психического состояния при выполнении домашних заданий. Как избежать монотонии. Настроение и его влияние на деятельность человека. Настроение в школе и после неё (самоанализ).
Признаки и причины утомления. Стресс как психическое состояние в экстремальных условиях. Влияние стресса на здоровье (сердце, сосуды, иммунитет, работоспособность). Формирование адекватной положительной самооценки. Формирование индивидуальности. Как найти своё место в коллективе. Итоговый урок «Здоровье нужно всем».
Перечень литературы.
Андреев Ю.А. Три кита здоровья , Санкт-Петербург,1991.
Белов В.И. Энциклопедия здоровья: молодость до 100 лет, М., 1994.
Волошинов Е.В. Маш Р.Д., Беляев В.И. Практикум по гигиене, М., 2002.
Магомедова Т.И., Канищива Л.Н. Формирование здорового образа жизни, Волгоград, 2007.
Попов С.В. Валеология в школе и дома, Санкт-Петербург, 1999.
Видиокассеты (диски).
“Анатомия, физиология и гигиена
Проблемы экологии.
Косметология, И.Веселова, г. Казань.
Интернет – сайт http://www.nature.ru – сайт МГУ (Россия) по всем разделам биологии, медицины.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ - ЗДОРОВЬЮ УЧИТЬСЯ!»
2016-2017 уч.год№ Название разделов и тем курса Кол-во
часов Дата Примечание
Раздел I «Введение» 1 1. Валеология – наука о здоровье. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье. Анализ состояния своего здоровья. Практическая работа «Оценка моего здоровья». 1 Раздел II. Роль физического воспитания в укреплении здоровья 3 2. Понятие о физическом воспитании. Влияние физического воспитания на организм. Особенности физического воспитания мальчиков и девочек. Значение утренней зарядки; гигиенические требования к её выполнению. 1 3. Практическая работа. «Упражнения для утренней зарядки». 1 4. Урок – игра «Формула здоровья». 1 Раздел III. Инфекционные заболевания и их профилактика 3 5. Понятие об инфекционных заболеваниях. Способы защиты организма от инфекции. Признаки инфекционного заболевания. 1 6. Профилактика инфекционных заболеваний. Гигиенический режим во время болезни. 1 7. Практическая работа. Разработка памяток (Профилактика инфекционных заболеваний). 1 Раздел IV. Основные сведения об организме человека 7 8. Структура и функции опорно-двигательной системы. Правильная осанка. Причины нарушения осанки. Движение, показатели силы выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации. 1 9. Практическая работа «Формирование осанки» 1 10. Структура и функции пищеварительной системы. Уход за полностью рта. Профилактика кариеса. Необходимость сознательного отношения к питанию. 1 11. Гигиенические требования к продуктам питания и режиму питания. Признаки нормального пищеварения. Пищевые отравления. Расстройство пищеварения. Пищевые отравления и меры первой помощи при них. Тестирование «Правильно ли я питаюсь». 1 12. Практическая работа «Рациональное питание школьников». 1 13. Практическая работа «Изучение информации на этикетках пищевых продуктов» 1 14. Заболевания глаз. Профилактика зрения. Практическая работа «Разработка физминуток для укрепления зрения». 1 Раздел V. Вредные привычки и здоровье 2 15. Вредные привычки, их влияние на организм. Курение – вредная привычка. Вредные вещества табачного дыма. Пассивное курение. Влияние курения на организм школьников. Наркотические вещества, их вред. Алкоголь – наркотическое вещество. Пивной алкоголизм. Влияние алкоголя на функционирование организма. 1 16. Урок – тренинг «Я и здоровый образ жизни». 1 Раздел VI. Гигиенические основы учебного труда 5 17. Гигиена и ее роль в укреплении здоровья. Режим школьника. Работоспособность – важное качество человека. Правила, способствующие поддержанию высокой работоспособности. Роль полезных привычек. Правила гигиены при выполнении домашнего задания. Двигательный режим. Правильное чередование труда и отдыха. Школьник и сотовый телефон. Практическая работа (разработка физминуток). 1 18. Блиц – опрос «Состояние Вашего здоровья». 1 19. Проект «Влияние сладостей на здоровье школьников», 1 20. Практическая работа «Изучение информации на этикетках пищевых продуктов». 1 21. Ток-шоу «Жить здорово». 1 Раздел VII. Личная гигиена школьника 5 22. Мой внешний вид. Гигиена кожи. Уход за ногтями. Гигиена волос. Гигиена одежды и обуви. Ежедневные гигиенические процедуры (для девочек и мальчиков). 2 23. Практическая работа «Правильный уход за полостью рта». 1 24. Игра «Береги здоровье». 2 Раздел VIII. Факторы среды и здоровье 5 25. Воздух и здоровье. Воздушная пыль и бактерии. Болезни, передающиеся через воздух. Грипп, насколько он опасен! Температура окружающей среды и здоровье. Переохлаждение. Обморожение. Меры первой помощи. Роль закаливания в укреплении здоровья. Способы закаливания. 1 26. Вода в жизни человека. Водоснабжение. Болезни, передающиеся через воду. Влияние почвы на здоровье человека. Полярная ночь и ее влияние на здоровье школьников. 1 27. Практическая работа «Санитарная оценка школьного помещения и температурного режима». 1 28. Проектная работа «Мой дом, моя улица, мой город – как условия моего здоровья». 2 Раздел IX. Психология здоровья. Психика человека и психическое благополучие. 4 29. Психическое благополучие как составная часть здоровья. Умение избегать психического перенапряжения. Потребность в сопереживании.
Простейшие приёмы и методы снижения эмоционального возбуждения. Выбор собственного способа регуляции. 1 30. Стресс как психическое состояние в экстремальных условиях. Влияние стресса на здоровье (сердце, сосуды, иммунитет, работоспособность). Формирование адекватной положительной самооценки. Формирование индивидуальности. Как найти своё место в коллективе. 1 31. Характерные особенности психического состояния при выполнении домашних заданий. Как избежать монотонии. Настроение и его влияние на деятельность человека. Настроение в школе и после неё (самоанализ). Признаки и причины утомления. 1 32. Итоговый урок «Здоровье нужно всем». 1 Итог: 35