Программа кружка Волшебный стежок


ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат»
Рассмотрено на Утверждаю
Заседании МО воспитателей зам.директора
Протокол № от по воспитательной работе
Руководитель МО Бодулина Г.Р…………..
Бодулина Г.Р…………..
Программа кружка
«Волшебный стежок»
Составила: воспитатель
Симолова Ф.В.
г. Козьмодемьянск
2014г.
Пояснительная записка.
Актуальность.
История возникновения ручной вышивки уходит далеко в глубь веков- ни кто до сих пор не может точно сказать, где и когда впервые появилось это искусство. Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия у всех народов. В старину все женщины владели этим искусством. Секреты ручной художественной вышивки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Сейчас эта связь утрачена, поэтому задача кружковой работы- приобщение к народным традициям, воспитание интереса к различным видам декоративно- прикладного творчества.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Интерес к ним у школьников существенно зависит от того, на сколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности детей данного возраста, а именно:
-желание практически действовать с предметами и получить определенные осмысленные результаты;
-желание чувствовать себя способным создать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Приобщение детей с ОВЗ к обучению древним ремеслам, в частности вышиванию, создает условия для решения проблем социальной защищенности подрастающего поколения, сущность которой в их профессиональной ориентации и трудовой занятости. Педагог учит воспитанников творить, развивать у них образное и пространственное мышление, фантазию, тем самым, способствует формированию творческой личности.
В основу данной программы заложена идея труда. Вышивание воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, усидчивость самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе и развитию навыков общения, повышение уровня самооценки, уверенности в собственных силах.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев рук, самоутверждаться, проявляя индивидуальность, получая результат своего художественного творчества. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, особенно детей с ОВЗ, в частности к вышиванию- значимая частица трудового обучения, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни, в выборе профессии.
Цель:
Ознакомление детей начальной школы с доступным их возрасту видом художественного труда- вышиванием, создание условий и предпосылок для развития творческого потенциала личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
-обучить приемам вышивки «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный»; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля рои работе с тканью, нитками и инструментами (ножницами, иголкой); ознакомить с закономерностями взаимодействия цветов; вооружить практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
Коррекционно- развивающие:
-проводить коррекцию познавательной деятельности детей с ОВЗ на основе развития пространственного воображения;
-развивать творческую активность; приобщать детей к народным традициям; развивать мелкую моторику рук, усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое дело до конца; развивать глазомер, внимание.
Воспитательные:
-воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание художественного вкуса; привитие интереса к вышивке; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно- прикладного искусства.
Условия реализации программы.
Материально- техническая база (нитки мулине, иголки, ножницы, пяльцы, ткань);
2Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, иллюстрированные альбомы, готовые изделия, работы детей);
Методическое обеспечение (методическая литература, таблица с образцами узоров вышивания, фотографии);
Техника безопасности (острые предметы ,ножницы, передавать друг другу только вперед кольцами; иголку-вперед ушком; нельзя вкалывать в одежду иголку, хранить только в игольнице);
Физкультминутки (для глаз, рук, туловища);
Принципы реализации программы:
-доступности и последовательности;
-научности;
-учет возрастных особенностей и вида школы;
-наглятности;
-связи теории с практикой;
-межпредметности;
Место проведения:
-хорошо освещенная комната ;-рабочие места по количеству детей;
Срок реализации программы: 2016-2017 – 2017-2018 уч. годы.
Программа расчитана на детей с ОВЗ 9- 11 лет (2-3 классы).
Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю в течении учебного года.
Длительность занятия 30 минут.
Форма организации - групповое занятие.
Количество участников -8-10 детей.
Формы обучения:
-индивидуальный;
-групповой;
Методы обучения:
-словесные (беседа, рассказ);
-наглядные (показ материалов, схем, журналов, альбомов, старинных и современных образцов);
-практические ( выполнение работы при непосредственном участии педагога и самостоятельно);
-конкурсы, выставки (участие в различных конкурсах, выставках);
Диагностика:
1.Начальная диагностика (сентябрь, октябрь, ноябрь)-анкетирование, наблюдение;
2.Промежуточная диагностика (декабрь, январь) анкетирование, наблюдение;
3.Участие в школьных, городских, районных выставках-(март, апрель);
4.Итоговая диагностика (май );
Ожидаемые результаты:
1.Овладение каждым ребенком правилами безопасного пользования иголкой и ножницами.
2.Овладение основными приемами работы в технике «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный».
3.Развитие внимания, памяти, глазомера, художественного вкуса и творческих способпостей.
4.Овладение навыками культуры труда на всех этапах трудового прцесса и навыками работы в коллективе.
5.Овладение умениями эпизотически включать ручной труд в игровой сюжет (вышивание для кукол одежды, салфетки и др); использовать умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров).
Первый год обучения.
Цель: создание условий для детского коллективного творчества как средства реализации личности.
Задачи:
Научить основным приемам вышивания.
Развивать образное и пространственное мышление,мелкую моторику рук, сенсомоторную согласованность в работе глаз и рук, развивать трудовую итворческую активность.
Воспитывать интерес к прикладному творчеству, аккуратность,усидчивость, настойчивость в достижении результатов.
Прогнозируемые результаты:
-Сформированность детского коллектива;
-Сформированность мотивации воспитанников к занятиям.
Учащиеся должны знать:
-технику безопасности при работе с иголкой, ножницами;
-технологию выполнения простейших швов;
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться иголкой,ножницами;
-выполнять простейшие швы по начерченной линии;
Калентарно тематическое планирование занятий.
Месяц Тема занятия Количество
занятий
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май 1.Беседа: «История вышивки».
Рассматривание вышитых изделий, альбомов.
2.Знакомство с инструментами для работы.
Инструктаж по технике безопасности.
3.Изучение основ -техника выполнения стежка «вперед иголкой».
4.Выполнение стежка «вперед иголкой» на ткани по прямой линии с помошью нанесенных точек.
Вышивание на ткани техникой «вперед иголкой» контурных узоров.
Вышивание на ткани контурных узоров.
1. Изучение основ- техника выполнения стежка «стебельчатый».
2. Выполнение стежка «стебельчатый» на ткани по прямой линии.
Вышивание на ткани контурных узоров.
Вышивание на ткани контурных узоров.
Вышивание на ткани контурных узоров.
Завершение работ. Выставка работ. 1
1
1
5
8
8
1
7
8
8
8
8
Второй год обучения.
Цель: продолжить обучение вышиванию от простого к сложному, создание условий для развития творческого потенциала.
Задачи:
1.Отработать и закрепить умение вышивать в технике «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный».
2.Расширить представление об окружающем мире, учить внимательно вглядываться в различные предметы, видеть детали.
3.Воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.
Прогнозируемые результаты:
-Преобретение практических трудовых навыков;
-Освоение системы системы знаний изучаемого предмета;
-Расширение кругозора в области прикладного искусства;
Учащиеся должны знать:
-Технику безопасности при работе с иголкой, ножницами;
-Технологию вышивания в технике «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный»;
Учащиеся должны уметь:
-Вышивать по знакомым техникам;
-Вышивать на ткани по готовому рисунку;
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Вышивание на ткани техникой
«стебельчатый» контурных узоров по выбору учащихся.
Вышивание на ткани техникой «стебельчатый»
Вышивание на ткани техникой «стебельчатый».
Изучение основ- техника выполнения стежка «тамбурный».
Вышивание на ткани контурных узоров техникой «тамбурный».
Вышивание на ткани контурных узоров техникой «тамбурный».
Вышивание на ткани техникой «тамбурный».
Вышивание на ткани техникой «тамбурный»
Завершение работ. Выставка работ выполненных за год. 1
7
8
8
1
7
8
8
8
8
Литература:
1.Акиева Н.К.,ТрегубоваЕ.Н. «Марийская национальная вышивка» методические рекомендации, г.Йошкар-Ола,2003г.
2.Соловьева Г.И. «Орнамент марийской вышивки», г.Йошкар-Ола,2002г.
3.Крюкова Т.А. «Марийская вышивка», г.Ленинград, 1951г.
4.Степанова И. «Маритур» встречи с марийской вышивкой, г.Йошкао-Ола, 2005г.
5.Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. Под ред. Т.Н. Головиной , М.,1972г.
6.Селевко Г.К, Технологии воспитания и обучения детей с проблемами, М., НИИ школьных технологий, 2005г.