Урок по музыке для 7 класса «Старинная музыка: стиль рококо»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан (Школа - центр компетенции в электронном образовании)
Урок музыки по сингапурской методике
на тему:
«Старинная музыка: стиль рококо»
Разработала учитель музыки
МБОУ «Гимназия №3»
г. Чистополя Республики Татарстан
Харчева Марина Витальевна
2014 год
План урока в 7 классе
Тема: Старинная музыка: стиль рококо
Цель : Продолжить музыкальное путешествие по стилевым направлениям и проследить за изменениями в развитии музыкального искусства, используя современные технологии сингапурской методики
Задачи: а) развивающая:
1. Познакомить учащихся с понятием «рококо» (стилевое направление 17- 18 века в культуре европейских стран)
2.Познакомить с особенностями стилевого развития ( В основе этого стиля вкусы и стиль жизни придворного общества того времени ( светские приёмы, балы, развлечения).Поэтому под хорошей понималась музыка ясная , доступная, призванная доставлять наслаждение. Этот стиль ещё называют галантным стилем ( с франц. gallant – учтивый, изысканный)
3.Обратить внимание на особенность развития мелодии произведений и тематическое строение произведений ( мелодия насыщена мелизмами – украшениями) , темы не вызывают глубоких раздумий и переживаний( тема природы- голоса птиц, танцы, пасторальная тема).
4.Познакомить с творчеством композиторов стиля рококо Д.Скарлатти, Ф.Куперена, Ж.. Рамо.
б) обучающая:
1.Используя структуры «Тик- ТЭК –Тоу», Конэрс, Ол райт раунд робин, модель фрейер , финк-райт-раунд робин, выделить основные черты стиля рококо.( правильное обоснование определение стиля, особенности декоративной вычурности в искусстве, музыкального развития, творчества композиторов.)
2.Выполнить проверку знаний по изученной теме «Барокко» с помощью сравнительной таблицы.
3. Используя структуру «Модель фрейера» обобщить знания ребят по новой теме.
Оборудование: проектор, колонки, компьютер;
Дидактические материалы: таблица тестовых заданий по теме: «Барокко», листки бумаги для ответов, миниатюрные портреты композиторов разных стилевых направлений
Мультимедийная поддержка: видеофильм на музыку Ж.Ф.Рамо, презентация : «Черты стиля рококо»
Музыкальное оформление: прелюдия И.С.Баха, Симфония А.Вивальди. Г.Гендель Чакона, Ф.Куперен «Маленькие ветряные мельницы»,Дакен «Кукушка», музыка балета 17 века, Ж.Люлли «Марш»
Ход урока:
1.Сегодня мы продолжаем путешествовать и попытаемся шагнуть на следующую историческую ступень развития музыкального искусства, познакомимся с новым музыкальным стилем музыки.
Звучит Марш Ж.Б.ЛюллиСтруктура «Куиз- куиз- трэйд» ( спроси- спроси- обменяйся карточками») поможет вспомнить материал прошлого урока. На листочках сверху записываем вопрос, в согнутой нижней части – ответ. Встали, смешались под музыку и нашли себе пару. Задаём вопрос партнёру и если правильно ответил – похвалите его! Затем поменяйтесь ролями. Поднимаем руку и ищем следующего партнёра.)Сели на места и ученик под номером 1 прочитает свои вопросы и ответы.
2. Выполнить самостоятельную работу по проверке знаний о стиле Барокко. Структура «Релли тэйбл» поможет вам в этом .( два участника по очереди записывают ответы на одном листе бумаги. Участник под номером 2 чертит таблицу, а участник 2 начинает работу). Партнёр под номером 3 каждого стола отвечает. В конце урока сдайте свои работы.
3. Урок продолжается . Внимание! .Знакомимся с новым музыкальным стилем. На доске слайд с новой темой: «Старинная музыка: стиль рококо»
Вопрос: Что такое рококо?
Структура «Конэрс» (Углы) поможет нам в этом. Перед вами 4 угла и 4 вопроса. Вы должны выбрать и встать в тот угол , ответ которого вам кажется более полным и правильным. Найдите пару и обсудите свой выбор. Затем ответьте.
1 угол «Перевод с французского «Декоративная ракушка»
2 угол «Основной элемент украшения «
3 угол «Музыкальное направление 17- 18 века»
4 угол « Стилевое направление в культуре европейских стран 17 – 18 века»
4. Внимание на доску .Проверяем свои предположения и смотрим ( презентация « Рококо в искусстве»)
Вопрос : Вы получили удовольствие от этой красоты?
-Да!
- Что вам показалось необычным,но часто встречающимся почти в каждом виде искусства.
Структура « Финк- райт- раунд робин» ( подумай- запиши- обсуди в команде) поможет нам найти правильный вопрос на этот вопрос. Записываем каждый и проговариваем каждый в команде свой ответ. Партнёр под номером 4 отвечает.
- Именно поэтому этот стиль имеет название галантный. С французского языка «учтивый, изысканный»
5.Следующий вид искусства – музыка , тоже перенял эти особенности. Подскажите какие?
Сейчас вы послушаете произведение Франсуа Куперена « Маленькие ветряные мельницы»
- продолжаем обсуждать .»Финк- райт- раунд робин»
Партнёр под номером 2 отвечает ( мелодия обильно украшена )
-Называются такие мелодические украшения – мелизмы.
6.- Я думаю,не только Франсуа Куперен представил эти особенности. Ещё один композитор хочет вам представить своё творчество: Жан- Филипп- Рамо. Смотрим на доску.(Видео с музыкой Ж.Ф.Рамо)
Дополняем творчество композиторов другими именами. Распределите их правильно, взависимости от направления :Франсуа КуперенИоганн Себастьян Бах
Жан- Филипп Рамо
Луиджи БоккериниАнтонио Вивальди
Доменико Скарлатти7. Мы обобщаем свои знания , полученные на уроке и используем структуру «Модель Фрейера»
Согните дважды листок бумаги, загните кончик угла, разверните и запишите в центральном квадрате понятие Рококо. В левом верхнем углу «Определение стиля»,в правом верхнем углу «Черты стиля»,в левом нижнем углу«Примеры», в нижнем правом углу «Имена композиторов».
Партнёр под номером 1 представляет свои ответы.
Итак, представление стилевого направления в искусстве под название рококо получило ещё одно представление – в вашей работе !