Конспект урока в 4 классе на тему Вариации на тему рококо. Чайковкий.


План-конспект урока музыки в 4 классе «П.И.Чайковский «Вариации на тему рококо»
Цель урока: сформировать представление о многогранности творчества замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Задачи
Обучающая: закрепить понятие: музыкальная форма, эпоха, музыкальные инструменты.
Развивающие:
- развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;
- развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля Петра Ильича Чайковского.
Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к музыке композитора Петра Ильича Чайковского, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.
Коммуникативная:  понимать и принимать различные позиции других людей, отличные от собственной.
Регулятивные:
- оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критерием.
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Новизна идей: внедрение ФГОСов на уроке музыки в начальной школе, метапредметные связи (музыка, МХК, изобразительное искусство, литература.)
 
Ход урока
1.                  Вход учащихся в класс под музыку П.И.Чайковского «Январь» (цикл «Времена года»).
Учитель на фоне музыки:
Был избран свыше русский гений,Ему был послан слуха дар.Он слышал музыку ВселеннойИ пил её святой нектар…
(Елена Макеева «Русский гений»).
Ребята, вы узнали музыку, под которую вошли в класс? Кто её написал?
Дети: Это Петр Ильич Чайковский «Январь» из цикла «Времена года».
Учитель: Вы догадались, о ком говорилось в стихотворении Елены Макеевой, которое вы только что услышали?
Дети: О Петре Ильиче Чайковском.
Учитель: Какая по характеру пьеса «Январь»?
Дети: Неторопливая, задумчивая, плавная с движением.
Учитель: Верно. Петр Ильич Чайковский написал много незабываемых музыкальных произведений. Какие из них вам уже знакомы?
Дети: Пьесы из цикла «Времена года», «Детский альбом».
Учитель: А сегодня мы познакомимся с его «Вариациями на тему рококо» для виолончели с оркестром.
2. Ознакомление с новым материалом. Метапредметные связи (музыка, МХК, изобразительное искусство, литература.)
Учитель: Вариации – это форма музыкального произведения. Графически можно обозначить их так: А А1 А2 А3 А4.  А означает основную тему (играю мелодию темы). А1 – изменение этой темы (играю начало), А2- Ещё одно изменение этой темы (играю второе изменение темы). Итак, каждое изменение темы – это новая вариация. А какие ещё формы музыкальных произведений вы знаете, и как они обозначаются графически?
Дети: Двухчастная АВ, трехчастная АВА, куплетная.
Учитель: Верно. А теперь вы знаете ещё форму вариаций. В эпоху рококо были популярны домашние концерты.
Учитель: Посмотрите, как художники изображали такие концерты.
Чтобы понять произведение Петра Ильича Чайковского, необходимо познакомиться с той эпохой, которой эта музыка была посвящена. Стиль рококо появился во Франции в 17 веке. Его название переводится – раковина, т.е. декоративная ракушка. Художники, архитекторы, композиторы стали творить произведения в этом стиле. Им была свойственна лёгкость, игривость, насмешливость. Давайте перенесёмся в ту эпоху.
Мы входим в прекрасный замок.
 Поднимаемся по лестнице, богато украшенной позолотой и лепниной.
И попадаем в прекрасный зал, на стенах которого висят замечательные картины… В этом проходят балы и концерты. Петр Ильич Чайковский очень любил эпоху рококо и подтверждением того – его вариации на данную тему.
 Давайте послушаем тему и первую вариацию и выберем те слова, которые соответствуют их характеру (звучит тема и первая вариация).
Дети: Медленно, отрывисто, взволнованно, прерывисто.
Учитель: Согласна с вами, давайте послушаем 2 вариацию. Определим её характер и сравним её с 1 вариацией (звучит вторая вариация).
Дети: Медленно, плавно, задумчиво, мечтательно, завороженно.
Учитель: Что между ними общего и в чём различия?
Дети: Они обе медленные, неторопливые, но первая вариация отрывистая, а вторая плавная.
Учитель: Очень хорошо. Теперь слушаем 3 вариацию и сравниваем её с первыми двумя
Звучит третья вариация.
Дети: Протяжная, певучая, грустная, трогательная. Она похожа на вторую вариацию тем, что плавная, но из трёх вариаций она самая грустная.
Учитель: Верно. Нам осталось послушать последнюю, четвёртую вариацию (звучит четвёртая вариация).
Дети: Эта вариация совсем не похожа на остальные. Она быстрая, стремительная, восторженная, торопливая, бойкая. Она самая быстрая из всех вариаций.
Учитель: Хорошо. Скажите, вам понравились вариации Петра Ильича Чайковского?
Дети: Да, они очень напевные, мелодичные. У них очень красивая мелодия.
Учитель: Я рада, что эта музыка вам понравилась.
3. Ритмическая пауза.
Учитель: А теперь мы немного подвигаемся. Вставайте и готовьте свои ладони (прохлопываю ритмические рисунки на 2, 3, 4 четверти. Дети повторяют). Садитесь, ребята, продолжим наш урок
Знаете ли вы, что в эпоху рококо многие музыкальные инструменты были немного другими? Они выглядели и назывались иначе. Давайте познакомимся с ними.
 Это колёсная лира или харди–гарди - струнный щипковый музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипку с тремя струнами.
 Это виола да гамба – предшественница виолончели. Это струнный смычковый музыкальный инструмент, который по форме отличается от виолончели и держали его часто как гитару.
 Лютня – струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом и загнутым грифом.
 Барочная гитара – это переходный инструмент между лютней и современной гитарой.
Учитель:А вот этот инструмент в эпоху рококо выглядел так же, как и сейчас. Этот клавишно-духовой музыкальный инструмент называется орган. Он имеет пять ручных клавиатур и одну ножную. Множество рычагов и пять педалей. Для того, чтобы играть на нём, необходима очень хорошая координация – попробуйте играть сразу двумя рукам и двумя ногами, да ещё успевать подкручивать нужные рычаги и нажимать педали. Человек, играющий на органе, – просто волшебник!
Учитель: Посмотрите, сколько труб у органа. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Одни длинные, другие короткие,  а ещё широкие и узкие.
Учитель: Всё правильно, они отличаются длиной и шириной. От размера труб зависит их звук.
Учитель: А теперь мы посмотрим на современный музыкальный инструмент – скрипку и сравним её с харди-гарди. Чем они похожи и чем отличаются?
Дети: Формой они похожи, но на харди-гарди 3 струны, а не 4, как у скрипки.
Учитель: А ещё харди-гарди щипковый инструмент, а скрипка какой?
Дети: Смычковый.
Учитель: Точно. А звук скрипки напоминает человеческий голос.
Учитель: А чем виолончель отличается от виолы да гамба?
Дети: Своей формой. А ещё у виолы да гамба нет ножки, на которой она стоит.
Учитель: Верно, эта ножка называется шпиль. Звук у виолончели ниже, чем у скрипки. Вспомните вариации, которые мы сегодня слушали – ведь там виолончель солировала.
4. Рефлексия.
Учитель: Для того, чтобы закрепить наши знания, давайте ответим на следующие вопросы.
1. Что такое вариации?
А) Это форма.
Б) Изменение.
В) Перевоплощение.
Слово «рококо» означает:
А) Орнамент.
Б) Раковина.
В) Украшение.
Кто из русских композиторов написал вариации в стиле рококо?
А) М. И. Глинка.
Б)  М .П. Мусоргский.
В) П. И. Чайковский.
4.  Сколько вариаций в стиле рококо мы слушали?
А) Одну.
Б)  Три.
В) Четыре.
Учитель: Вы молодцы!
( Давайте попрощаемся с замечательным стилем рококо вот таким стихотворением Натальи Алмаевой :Я серебряной иголкой
Вышью наш роман на шёлке.
Так изыскано - легко,
В нежном стиле рококо…
Пусть на вышитой подушке –
Ты пастух, а я пастушка…
Яркой нитью голубой
Вышью взор лукавый свой …
5. Вокально-хоровая работа.
Учитель: А на прощанье давайте споём песню Петра Ильича Чайковского «Девицы -  красавицы» из оперы «Евгений Онегин».
Распеваемся и поём.
Вывод: Мы сегодня снова послушали музыку замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. И вновь оценили потрясающую мелодичность и современность его произведений.
6. Домашнее задание: найдите стихи, которые подходили бы к одной из «Вариаций на тему рококо»