Урок по литературе в 8 классе. Тема : С.Есенин. Поэма «Пугачев». Образ предводителя восстания в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».


8 кл УРОК
Дата:
Тема: С.Есенин. Поэма «Пугачев». Образ предводителя восстания в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».
Цели урока:
Образовательные:
раскрыть жанровое своеобразие драматической поэмы С.А.Есенина «Пугачёв» и углубить знания учащихся о творчестве рязанского поэта;
сравнить образ Пугачева в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэму С.Есенина «Пугачев»;
определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства.
ответить на вопрос: «Почему образ Пугачева так притягателен для поэта?»
Развивающие:
создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации;
развивать способности высказывать свое мнение и аргументировать его.
Воспитательные:
помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;
воспитывать интерес к истории и самостоятельному чтению;
формирование активной жизненной позиции учащихся.
Задачи:
Метапредметные:
- сформировать умение планировать и оформлять учебный проект, используя        оборудование и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями;
- сформировать умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные:
- формировать готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формировать гуманистические и демократические ценностные ориентиры.
Методы обучения:
проблемный;
исследовательский.
Педагогические технологии:
проблемного обучения;
компьютерные технологии.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Средства обучения:
С.Есенин «Пугачев», народная песня.
Видеофрагменты художественного фильма "Капитанская дочка"
«Своя игра", подготовленная учащимися 8 «А» класса под руководством учителя
Презентация " Образ Пугачева"
Музыкальная запись Кипелова.
Словарная работа: бунт, разбой, бунтовщик.
Ход урока
Оргмомент. ( 1 мин.)
Учащимся предлагаются карточки на выбор, которые объединены 3 темами. В соответствии с выбранными карточками, ребята делятся на 3 группы.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Стадия вызова. (3-4 мин.)
Просмотр видео-отрывка.
- Кто является действующим лицом в данной сцене? (Пугачев). Образу какого исторического лица будет посвящен наш сегодняшний урок?
- Решите ребус. Уберите латинские буквы. (Появляется слово «Есенин»). Предположите. Как могут быть связаны Пугачев и Есенин?
- Запись темы и числа на инструкционной карте. Тема: С.Есенин. Образ предводителя восстания в поэме «Пугачёв». Образ предводителя восстания в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».
- Сформулируйте цели, которые мы должны поставить перед собой на уроке.
Актуализация знаний. «Своя игра». (5 мин.)
- Вы знакомы, ребята, с Пугачевым как историческим лицом. Мы с вами знакомы и с творчеством А.С.Пушкина, и с творчеством С.Есенина. Предлагаю в форме «Своей игры», которую подготовили ребята, вспомнить отдельные факты, связанные с ними.
Т.к. вы работаете в группах, вспомните, как правильно организовать работу в группе.
Слово учителя. ( 3-4 мин.)
В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Обратимся к датам:
1773–1774 гг. – восстание Пугачёва.
1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого друзья А.С. Пушкина.
1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории.
1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”.
19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.
Учащиеся на интерактивной доске соединяют дату и событие. При отсутствии интерактивной доски данное задание может быть выполнено устно.
Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины? Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.
1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.
1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.
Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности.
Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве?
Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.
Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.
Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва.
Работа в группах. (5-6 мин.)
Задания группам:
1 группа: рассказать о Петре 3
2 группа: сообщение об эпохе Екатерины 2
3 группа: сообщение о Пугачеве
Сообщение представителей от групп. Материал для групп подготовлен заранее или учителем или самими учащимися.
Вывод:
Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину.
Звучит рок-баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина. [4] (5:50)
Надо мною - тишина, Небо, полное дождя, Дождь проходит сквозь меня, Но боли больше нет.
Под холодный шепот звезд Мы сожгли последний мост, И все в бездну сорвалось. Свободным стану я От зла и от добра…
Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву. “Мятеж вздымает паруса” в трагедии С. Есенина. Человек как часть стихии – таков Пугачёв у Пушкина, когда возникает из снежных вихрей вожатый. Часть стихии, столь же неразумная и неуправляемая.
В чём же предназначение Пугачёва?
Кто такой Пугачев? Баловень судьбы, народный герой или бунтовщик?
Физминутка.( 1 мин.)
Выполняется выбранная учителем физминутка, затем предлагается следующее задание.
Встаньте. Присядьте. Возьмите под стулом листок и напишите свой ответ-предположение.
Листочки собираются. Ответы частично зачитываются. ( До урока под каждый стул в отсутствие учащихся нужно наклеить стикер!)
В конце урока мы посмотрим, изменится ли ваше мнение.
Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий.
Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.
Бунтовщик – участник бунта.
Разбой – нападение с целью ограбления, убийства.
Разбойник – человек, занимающийся разбоем. [6]
Сопоставительная работа.
- Прочтите народную песню.
- Как народ писал о Пугачеве?
- Каким показан в песне Пугачев?
- Какой вывод можно сделать из прочитанного произведения об отношении народа к Пугачеву?
Запишите вывод в 1 колонку.
- Вы просмотрели отрывок из фильма. Назовите автора и произведение.
- Посмотрите небольшой кинофрагмент и скажите, по какому это произведению и кто его автор? - Каким увидели вы здесь Пугачева?- Почему?( Пугачев здесь показан очень жестоким человеком, хладнокровным и равнодушным к чужим человеческим судьбам)- Вот каким увидел Пугачева один из художников. - Всегда ли Пугачев был таким? Что еще нам рассказывает о нем Пушкин?(проявляет свое великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным по отношению к Гриневу, которого он мог запросто казнить. Во 2-й главе мы видим его добрым мужичком, вожатым, который выводит заблудившихся путников к ночлегу)Запишите вывод во 2 колонку.
Чтение стр. 89-91
Как объясняет Пугачев (в поэме Есенина) причину своего появления в этих местах?
В чем он видит свое предназначение?
Чтение монолога Хлопуши. Стр. 93.
- Как народ относится к Пугачеву?
Чтение монолога Пугачева. Стр. 94.
Обратимся к последним строкам поэмы Есенина.
Что явилось причиной этих невидимых слез, этого крика души? Погибшая надежда. Обреченность.
Есть ли жалость к себе?
Есенин верно передал настроение Пугачева перед казнью, как вы считаете?
Вывод: запишите вывод в 3 колонку. Зачем пришел Пугачев к Яику? Как относится народ к Пугачеву?
Ответ на проблемный вопрос. ( 2 мин.)
В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?
В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Поэт отверг кровавый путь преобразований.
Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?
Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.
Ответьте теперь еще раз, кто и для вас Пугачев – герой или бунтовщик?
Творческое задание: ( 5-7 мин.) Песня Кипелова.
- Где и кем были бы вы: в лагере Пугачева или его противником? Одним из возглавляющих восстание или рядовым казаком в стане Пугачева, если вы выбрали бы примкнуть к нему?
Индивидуальное или парное задание: сравнить речь Пугачева в «Капитанской дочке» Пушкина и в поэме Есенина. Сделать вывод.
Несколько ответов по желанию.
Вывод выполнивших индивидуальное задание записывается в 3 колонку.
Рефлексия. ( 2 мин.)
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
не понравилось…
меня удивило…
Оценка учащимися своей работы. Выставление оценок.
Домашнее задание:
Прочитать рассказ И.С.Шмелева «Как я стал писателем».
Кроссворд / сообщение о И.С.Шмелеве / рассказ-миниатюра «Как я готовился к сочинению»

По горизонтали:
3. Какое чувство связывало Машу Миронову и Петра Гринева?
5. Что такое фортеция?
7. Только что выпавший снег.
8. Кто сообщил об участии Гринёва в дуэли его родителям?
11. Какие книги брал Петр Гринев у Швабрина?
По вертикали:
1. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за..?
2. Крытая повозка.
4. Слуга, ухаживающий за верховой лошадью господина.
6. Город, в который был отправлен на службу Петр Гринев.
9. Что в «Капитанской дочке» Пушкин называет бессмысленным и беспощадным?
10. Предводитель народного восстания.
Приложение 1
Инструкционный лист
_____________________
_____________________
Дата:
Тема:_____________________________________________________________
Проблема:_________________________________________________________
1 2 3
Фольклор
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» С.Есенин «Пугачев»
Емельян ты наш родный батюшка!На кого ты нас покинул?Красное солнышко закатилось…Как осталися мы сироты горемычны,  Некому за нас заступиться,Крепку думушку за нас раздумать.
«казнит так казнит, милует так милует»
П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне
«А разве нет удачи удалому?» 
"В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо". "Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. "«…Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой» .__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
Прочитать рассказ И.С.Шмелева «Как я стал писателем».
Кроссворд / сообщение о И.С.Шмелеве / рассказ-миниатюра «Как я готовился к сочинению»

По горизонтали:
3. Какое чувство связывало Машу Миронову и Петра Гринева?
5. Что такое фортеция?
7. Только что выпавший снег.
8. Кто сообщил об участии Гринёва в дуэли его родителям?
11. Какие книги брал Петр Гринев у Швабрина?
По вертикали:
1. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за..?
2. Крытая повозка.
4. Слуга, ухаживающий за верховой лошадью господина.
6. Город, в который был отправлен на службу Петр Гринев.
9. Что в «Капитанской дочке» Пушкин называет бессмысленным и беспощадным?
10. Предводитель народного восстания.
Приложение 2
Биография Есенина
Биография Сергея Есенина
Дата рождения: 3 октября 1895 годаДата смерти: 28 декабря 1925 годаМесто рождения: село Константиново, Рязанская губернияСергей Александрович Есенин - известный русский поэт, Есенин С.А. - последователь имажинизма и крестьянской лирики, родился 3 октября 1895 года в селе Константиново. Его отец Александр Никитич Есенин был крестьянином, который переехал с семьей в Москву и работал приказчиком в небольшой мясной лавке. Мать поэта Татьяна Федоровна Титова жила с мужем недолго, когда ребенку было 2 года она уехала работать в Рязань, а воспитывали Есенина бабушка и дедушка по линии матери. Дед был зажиточным крестьянином, в доме также жили три дядьки Есенина, которые учили его верховой езде, плаванию и полевой работе. Большое влияние на творчество поэта оказали рассказы бабушки, которая познакомила внука с фольклором и народным творчеством. Именно ее рассказы, частушки и песни стали причиной любви Есенина к поэзии и подтолкнули его к написанию собственных стихотворений. Дедушка также обучил Есенина грамоте по церковным книгам. В 1904 году Есенин начал обучение в земском училище села Константиново, а пятью годами позднее он поступил в церковно-учительскую школу, которую закончил в 1912 году с дипломом учителя. После получения диплома Сергей отправился в Москву к отцу, он работал вместе с отцом в мясной лавке, а затем начал работать в типографии И.Д. Сытина. В 1913 году он начала посещать Московский городской народный университет Шанявского. Его первые стихи были опубликованы в 1915 году в журнале "Мирок". Писать собственные стихотворения он начал еще будучи ребенком.
В 1915 после первых публикаций он познакомился с Городецким и Блоком. Эти имена уже были значимыми для русской литературы. В Петрограде Есенин начал военную службу и был назначен в Царское село. Однажды он даже выступил со своими стихами перед императрицей Александрой Федоровной. Его первый самостоятельный сборник стихов "Радуница" увидел свет годом позже. Этот сборник, наполненный печалью, грустью и любовью к родной природе, сделал поэта популярным, принес ему общественное признание, обратил на него внимание критиков. Есенин познакомился с имажинистами ближе к 20-м годам. Он сразу же увлекся идеями создания глубоких образов, метафорой. Именно после увлечения новыми идеями он выпустил множество сборников стихов, которые также были приняты публикой довольной тепло. В этот период свет увидели сборники "Исповедь хулигана", "Стихи скандалиста", "Москва кабацкая" и большая поэма "Пугачев. 
Приложение 3
Индивидуальное задание (может быть парным или групповым)
Эпитет - это не просто признак предмета (ДЕРЕВЯННАЯ палка) , а образная характеристика какого-либо лица, явления, предмета обычно посредством выразительного метафорического прилагательного. Например, "тихий голос" - здесь нет эпитета, а "ЯРКИЙ голос" - здесь эпитет ЯРКИЙ. Теплые руки - нет эпитета, ЗОЛОТЫЕ руки - есть.
Олицетворение —вид метафоры, наделение неодушевлённых или абстрактных предметов признаками и свойствами человека.
Метафора (от греч. metaphora — перенос) — это перенос наименования по сходству, например: спелое яблоко - глазное яблоко (по форме) ; нос человека — нос корабля (по расположению) ; шоколадный батончик — шоколадный загар (по цвету) ; крыло птицы — крыло самолёта (по функции) ; завыл пёс — завыл ветер (по характеру звучания).
В чем сходство и в чем различие между героем Есенина и Пугачевым в романе Пушкина «Капитанская дочка»?
Сравните речь Пугачева в «Капитанской дочке» и в поэме «Пугачев».
1.Кто использует в речи простонародные слова. пословицы, поговорки, иные формы фольклора? Назовите, приведите примеры. Говорит ли этот факт о близости героя к народу, о том, что герой является выходцем из народа?
Предчувствует ли герой свою казнь? Почему он не желает отдаться на милость императрицы? Используя какие формы фольклора. Он иносказательно об этом говорит?
Является ли герой защитником народа или баловнем судьбы. Оказавшимся в нужное время в нужном месте?2. Какой герой использует в речи обилие метафор, олицетворений, эпитетов? Приведите примеры.
Зачем герой явился на берег Яика?
3. Сделайте вывод:
У А. С. Пушкина Пугачевский бунт – это стихия …………… и ……………. Это разорение деревень, шайки разбойников повсюду, произвол и беззаконие. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » – вот гуманизм позиции автора. С. А. Есенин в восстании видит справедливое ………………………………. Нарушен мирный труд крестьян, после смерти Петра III Екатерина отдала все «под надзор своих дворян» . Теперь повсюду «стонет Русь от цепких лапищ» .
Образы героев тоже раскрываются по-разному. Пушкинский Пугачев –_____________________________________________________________________________________
Речь его выдает в нем выходца из …………… Он использует……………………………………………….(примеры)………………………………………….
У Есенина Пугачев любит …………., мечтает о достойной ………….. для своего…………..
Ему важно, чтобы крестьяне могли заниматься ……………………………………………………………….
Отличается герой и весьма выразительной речью, насыщенной ……………………………………………………………………………………………….. ( примеры с названием худ.-изобраз. средства).