Семинар-практикум с элементами мастер-класса Использование мнемотехники в развитии речи детей


Семинар-практикум с элементами мастер - класса
«Использование мнемотехники в развитии речи детей» (слайд№1)
Цель:
оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных образовательных учреждений;
обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме;
реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники.
(слайд №2)
Девиз:
Послушай - и ты узнаешь,
Посмотри - и ты поймешь,
Сделай - и ты научишься.
Слайд №3
Ход семинара
Семинар условно поделен на три блока, которые условно вытекают из девиза
Первый блок: Послушай — и ты узнаешь,
Второй блок: Посмотри — и ты поймешь,
Третий блок: Сделай — и ты научишься.
Блок №1. «…Послушай - и ты узнаешь…». (слайд № 4)
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст (слайд № 5)
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
С какими проблемами вам приходилось сталкиваться? (работа с залом)
Существующие проблемы речи современных детей:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- бедность речи, недостаточный словарный запас.
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- плохая дикция (слайд № 6).
СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ: ЕСЛИ В 1970–1980-Е РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ БЫЛИ У КАЖДОГО 4-ГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ТО СЕГОДНЯ ТРУДНО НАЙТИ ДОШКОЛЬНИКА БЕЗ НАРУШЕНИЙ. УВЕЛИЧИЛОСЬ ЧИСЛО ДЕТЕЙ, У КОТОРЫХ РЕЧЬ НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДО 3 ЛЕТ (слайд №7).
О чем говорит статистика в нашем ДОУ?
С целью выявления детей с речевыми нарушениями ежегодно в апреле – мае проводится первичное логопедическое обследование детей 3-7 лет нашего ДОУ.
Так, в 2016 году было обследовано 242 ребенка и выявлено 169 детей с нарушением речи (почти 70%). Такую тенденцию мы наблюдаем из года в год, причем в сторону ухудшения (слайд № 8).
Среди родителей в последние годы весьма популярны мифы, связанные с речевым развитием ребенка. Предлагаю их прокомментировать.
МИФ 1. ЕСЛИ У РОДИТЕЛЕЙ ЕСТЬ РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ (НАПРИМЕР, КАРТАВОСТЬ), МАЛЫШ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭТО УНАСЛЕДУЕТ.
Наследуется не речевой дефект, а анатомическая предрасположенность к нему (короткая подъязычная связка, массивный язык, укороченное мягкое нёбо и проч.) 
МИФ 2. К ЛОГОПЕДУ НУЖНО ВЕСТИ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ С ЯВНЫМИ РЕЧЕВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
Речь не выправляется сама, так как формируется на основе постоянного активного общения. Если, несмотря на постоянные занятия, малыш в 2 года молчит, в 3 года он не научился выстраивать фразы, в 4 года не может сформулировать простые просьбы, пользуется жестами, до неузнаваемости коверкает слова (медведь – тиметь, бегемот – гидоп, обезьянка – мизяка), в 5 лет не может понятно рассказать о своих переживаниях, речь неразборчивая, нечеткая, проглатывает части слов (самолет – малет, виноград – наград, велосипед – сипед), неверно согласовывает слова (пять стулов, много деревов), неправильно употребляет предлоги (кошка вылезла под стола, ложка упала от стола), это говорит о задержке речевого развития – необходимо обратиться к логопеду!
 МИФ 3. С МАЛЕНЬКИМ ГОВОРИТЬ БЕССМЫСЛЕННО, ОН «НЕ ПОЙМЕТ», А В САДИКЕ «ВСЕМУ НАУЧАТ».
Безусловно, существуют дошкольные учреждения с заботливыми, образованными, любящими детей воспитателями, прекрасными специалистами. В таких садиках действительно научат многому! Но каждый родитель для своего ребенка всегда останется главным воспитателем – человеком, на которого малыш равняется. 
МИФ 4. КОМПЬЮТЕР – АДЕКВАТНАЯ ЗАМЕНА РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБЩЕНИЮ
Чтобы ребенок нормально развивался, родителям начиная с первых месяцев необходимо вслушиваться в его голосовые проявления, улыбаться, радоваться в ответ, реагировать, повторяя его лепет, а значит, общаться. Новорожденному мало рассказывать что-либо или читать книжки. Необходимо формировать у малыша желание, а затем потребность делиться мыслями, выражать свои просьбы, умение слушать и слышать собеседника, а затем себя. Ни одна компьютерная программа не заменит живого общения (слайд №9).
Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка?
Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.
Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?
На помощь приходят сюжетные картинки.
«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» Ушинский К.Д. (слайд № 10)
Память ребенка этого возраста – это его интерес (слайд № 11).
Наши корифеи педагоги мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Следует еще раз напомнить, что она основывается на том, что мозг человека гораздо проще "опирается" на образы, и именно по ним запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом, проще. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок (слайд 12-14)
Поэтому – тем эффективным крючком, способным зацепить знания и удержать их в памяти и является мнемотехника. В переводе с греческого «искусство запоминания»
Метод мнемотаблиц
Как показала практика, метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Мнемотаблицы:
- являются дидактическим материалом по развитию речи;
- используются для пополнения словарного запаса и развития речи;
- применяются при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть (слайд №16)
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
Развитие речи и пополнение словарного запаса.
Преобразование образов в символы.
Развитие памяти, внимания и образного мышления.
Развитие мелкой моторики (слайд №17)
На столах видите памятки по использованию мнемотехники – это будут ваши «путеводители» на нашем семинаре и, надеемся, в дальнейшей вашей работе.
Блок №2. «… Посмотри - и ты поймешь…» (слайд № 18).
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский (слайд№19)
Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Марка Туллия Цицерона и Квинтилиана. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники. Пользовались мнемотехникой Аристотель и Гиппократ (слайд № 20)
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично (слайд № 21)
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».
Обратите внимание на выставочную зону и материалы, предложенные нашими коллегами. Эти практические материалы будут для нас опорой. Итак, рассмотрим приемы мнемотехники.
Приемы мнемотехники: мнемодорожка (слайд № 22)
Мнемодорожка – схема, в которую заложена обучающая информация, но не в большом количестве. Используется на первых порах обучения. К примеру, загадка для детей младшего возраста «Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками»
Следующий пример, речевая игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемодорожку (слайд № 23).
Как у бабушки Наташи Ели вкусную мы кашу Каша пшенная с дымком С хлебом, с маслом, с молоком.Взяли мы большие ложки,
Съели все до самой крошки.Вот, какая каша у бабушки Наташи!
Прием мнемотехники: мнемотаблицы (слайды № 24)
Мнемотаблица – схема, в которую заложена обучающая информация в большем размере, чем в мнемодорожке.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (работа с памяткой).
Примеры (слайды №25, №26)
Очень удобно пользоваться методом мнемотаблицы при составлении описательных рассказов (слайды № 27-28).
Можно составить план пересказа текста «Любимый фрукт»
(практическое задание для двоих участников семинара)
Груши- это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов. (слайды № 29-30)
Составление рассказов по лексической теме «Весна» (слайды № 31-33)
(практическое задание для троих участников семинара представителей трех возрастных групп).
Составление плана пересказа сказки (слайды № 34, 35)
Составление рассказов-описаний по теме «Игрушки» (слайд № 36)
Схема описания домашних птиц (слайд № 37)
Использование мнемотаблиц в дидактических упражнениях
«Однокоренные слова» (слайд № 38)
Алгоритмы действий (слайд №39)
Заучивание песен с помощью мнемосхем (работа в выставочной зоне)
В мнемосхемах, мнемотаблицах также используются метод коллажей. Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры ... Все они взаимосвязаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь, как раз и предстоит маленькому исследователю. Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка.
«Ключевые моменты» (слайд № 40)
Видео отрывки из опыта работы (№1, №5, песня «Осень модница»)
В первом эпизоде прошу обратить ваше внимание на первую страницу памятки и пункт о преодолении робости и застенчивости.
В последнем видео эпизоде, как вы уже, наверное, обратили внимание и может кто-то уже провел параллель, что дети, если позволите, я выражусь именно так: как «Юлий Цезарь» - совмещают несколько действий одновременно (ручной труд, пение).
Музыкальная пауза (слайд № 41)
Блок № 3 «...Сделай - и ты научишься!» (слайд № 42)
Цитата к блоку (слайд № 43)
«Где снег – там и след» (слайд № 44)
«Много снега – много хлеба» (слайд № 45)
«Снег земле-кормилеце, что теплый кожух» (слайд № 46)
«Речи - как снег, а дела – как сажа» (слайд № 47)
Стихотворение «Наша Таня громко плачет» (слайд № 48)
Практическое задание «Зашифрованное слово» (слайд № 49)
Практическое задание «Составь предложения» (слайд №50)
Практическое задание «Угадай и расскажи стихотворение» (слайд №51)
Практическое задание «Азбука рисунков» (кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы) (слайд №52).
Задание в конверте (слайд № 53)
1. Зарисуйте пословицу «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
2. Зарисуйте загадку про лейку.
У меня в саду есть тучка,
Тучка «понарошку».
Я возьму ее за ручку
И полью картошку.
3. Зарисуйте скороговорку
Валенки у ВаленькиНевелики, не маленьки.
В снег провалились,
А с ног не свалились. (М Шварц)
Зарисуйте потешку.
Купим сыну валенки
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Составь коллаж к стихотворению с элементами рисунка на стихотворение «Посидим в тишине» Е. Благинина (слайд № 54)
Подведение итогов (зарисовка отзывов о семинаре в мнемосхему).
Музыкальная пауза №2. Песня «От улыбки» по мнемосхеме. (слайд №55)

Благодарим за активное участие в проведении семинара-практикума.
Желаем успехов в воспитании детей!