Презентация Современные формы работы классного руководителя с родителями


«Современные формы работы классного руководителя с родителями»Работу выполнила классный руководитель МОУ гимназия №12 г.Твери Скрябина Светлана Витальевна Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия школы и семьи направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и классного руководителя создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и дает наилучший результат при условии системы работы как совокупность взаимосвязанных воспитательных действий, вытекающих из целей и задач воспитания. В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья. Социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)Постановка воспитательных задач («перспектив») общих для класса или отдельных групп, учеников класса.Планирование воспитательной работы – составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, родительских собраний и т.д.Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.Анализ и оценка результатов воспитания или диагностика развития совместной деятельности семьи и школы. Формы взаимодействия педагогов и родителей (организация совместной деятельности )Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков.Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, социально значимые проекты по расчистке территории, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием.Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнований, конкурсов, КВН, домашних клубов выходного дня, родительских школ по интересам.Открытые уроки: организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.Родительское собрание: школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение; основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Система классных родительских собраний вызывает наибольший интерес у родителей, помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей. Формы взаимодействия педагогов и родителей (организация совместной деятельности, продолжение) Родительский лекторий: знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих во взаимоотношениях родителей и детей.Диспут: размышление по проблемам воспитания- одна из интересных для родителей форм повышения родительской педагогической культуры, проходит в непринужденной обстановке и позволяет всем включаться в обсуждение проблемы.Ролевые игры: форма КТД по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерные темы: «Утро в нашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет».Методика предусматривает определение темы, состава участников, роли, обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры(важно проиграть несколько вариантов) и совместно обсудить оптимальный способ действий.Посещение семей: форма индивидуальной работы педагога с родителями, знакомство с условиями жизни ученика(в настоящее время используются нечасто.Переписка с родителями: письменная форма информирования родителей с использованием Интернета: успехи детей, советы, поздравления, обязательна доброжелательность тона . Формы взаимодействия педагогов и родителей (организация совместной деятельности, продолжение) Встречи родителей с администрацией и учителями - предметниками: консультации педагогов и формирование общих требований с учетом возможностей и интересов родителей, педагогов, детей; организация работы исследовательского характера, деятельности кружков, клубных форм работы в выходные дни. Индивидуальные формы работы с родителями требуют от классного руководителя больших усилий, изобретательности, но и эффективность их намного выше. Система работы классного руководителя предусматривает вовлечение родителей в школьное самоуправление. Родители –своего рода социальные заказчики и должны иметь возможность влиять на успешную деятельность школы (общественная организация родителей «Перспектива», Совет гимназии, общешкольные собрания, общешкольный родительский комитет, комиссии и т.д.).Классный родительский комитет: под руководством классного руководителя планирует, готовит и проводит совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организации досуга, а так же анализирует и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся:Родительские вечераРодительские чтенияДень открытых дверейИндивидуальные консультацииРодительский лекторийГрупповые консультацииТематические консультацииВедение тетрадей общенияВнеклассные дела с участием родителейТренингиРодительские собрания с участием детейТематические мероприятия, проводимые родителями«На площадку в выходной мы выходим всей семьей!» –спорт в воскресенье«Эрудированная семья»-интеллектуальные игры«Моя родословная» –привлечение к осознанию значимости семейных ценностей Немного о диагностике.Психолого-педагогическая диагностика – это не диагностика психолога в чистом виде. Это- работа классного руководителя. Без использования психолого-педагогической диагностики НЕВОЗМОЖНО спланировать воспитательную работу в классе, наладить отношения с родителями. Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Сотрудничество школы и семьи- это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии его лучших качеств.