Консультация для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ



Программное содержание
Репертуар
Методические указания


I квартал
II квартал
III квартал


Первая младшая группа

Знакомить детей с народными песнями ,несложными по содержанию и ритмическому рисунку.
Различать колыбельную и плясовую.
Подпевать повторяющиеся музыкальные фразы. Активизировать разговорную интонацию.
«Колыбельная»,
«Сорока-сорока»,
«Ладушки»
«Колыбельная»,
«Заинька-зайка»,
«Петушок»,
«Я лесочком-то шел»
«Колыбельная»,
«Сова-совушка»,
Весенние заклички
Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка». Потом его укачивают, а когда проснется , стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор ( песенки, потешки, пеструшки, переходящие от разговорной к мелодической интонации ). Предложить детям и воспитателю использовать этот материал в группе и дома.

Вторая младшая группа

Расширять объем песенного репертуара. Учит детей активнее проявлять себя в жанре колыбельной и плясовой. Появляется новый жанр- игровая песня.
Продолжать активизировать разговорную интонацию. Слышать и правильно интонировать в пределах терции
«Колыбельная»,
«Пастушок»,
«Арина»
«Колыбельная»,
«Коваль-ковалечек»,
«Ай, ду-ду»,
Зимние колядки
«Колыбельная»,
«На зеленом лугу»,
«Кукушечка»,
Календарные весенние и летние заклички»

Тексты по-прежнему понятны и доступны для инсценирования и удобны для активного подпевания. Например, последняя строчка повторяется несколько раз или с последней строчки начинается следующий куплет. Предлагаются песни с вопросом и ответом: сначала педагог спрашивает, а дети отвечают, затем спрашивать помогает кто-нибудь из детей, а при ответе можно выбрать солиста. Солисты появляются и при инсценировании: кто-то играет на дудочке («На зеленом лугу»), а все дети поют и т.д.

Средняя группа

Увеличивать объем песенного репертуара, добавив хороводные песни. Поощрять переход от разговорной к певческой интонации. Слышать и правильно интонировать в пределах терции, кварты
«Колыбельная»,
«Зайка во поле капустку рвет»,
«На торгу-торгу кругом»
«Колыбельная»,
«Иванушка-пастушок»,
Ай, чу-чу»,
Зимние колядки. Масляничные

«Колыбельная»,
«Скок, скок-по
·скок»,
«Вода ты, водица»,
Весенние заклички


Предложить ребенку ситуацию, в которой необходимо самостоятельно действовать: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай». Усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т.д.). Вводится понятие «обрядовая песня» (колядки, масленичные)

Старшая группа

Расширять объем песенного репертуара, добавив песни шутливо-комического характера. Перейти от разговорной интонации к певческой. Слышать и правильно интонировать в пределах кварты, квинты
«Колыбельная»,
«Как у наших у ворот»,
«У нас по кругу», «Соловейко, не летай по полю»
«Колыбельная»,
«Как у нас-то козел», «У меня квашня»,
«Вербочка»,
Зимние колядки
«Колыбельная»,
«Жил я у барина», «Прялица», «Махоня».
Весенние обрядовые песни. Троицкие песни.

Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. Детей просят попробовать себя в роли «учителей». «Поем для малышей и обучаем их». Вводится новый жанр-частушка. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание)-упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.

Подготовительная к школе группа

Закреплять умение петь частушки. Расширять знакомство с жанрами народной песни: строевая , лирическая. Слишать и правильно интонировать в пределах квинты. Учит петь на опоре открытым звуком, с четкой артикуляцией. Стремиться в пении использовать цепное дыхание

«Колыбельная»,
«Шел да пошел», «Пошла млада», «Из-за рощи зеленой»(строевая казачья)
«Колыбельная»,
«Как на тоненький ледок», «Шили девицы ковер», «Ай все кумушки домой», «Уж ты зимушка-зима». Календарные: рождественские колядки
«Колыбельная»,
«Передай Москве поклон», «Камаринская», «В саду Маша гуляла». Календарные: волочебные , троицкие песни
Режиссура песен усложняется, появляются характерные роли: лирическая («Пошла млада»), задорная (строевая), комично-шутливая («Шили девицы ковер»). Предоставляются большие возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе часто проводятся занятия со взрослыми и детьми других групп. С девочками-«уроки материнства» (из опыта школы «Веретенце»). Специально двухголосию детей не обучают, но во время пения они могут самостоятельно подстраиваться к голосам взрослым.





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315