ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКА МЛАДШИХ КЛАССОВ К ЖИЗНИ И УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МНОГОКУЛЬТУРНОГО СОЦИУМА


ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКА МЛАДШИХ КЛАССОВ К ЖИЗНИ И УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МНОГОКУЛЬТУРНОГО СОЦИУМА
«Россия: национальный вопрос»
«Это – кропотливая работа государства и общества,
требующая очень тонких решений, взвешенной и
мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии».
Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств,
но и нахождение общих для всех ценностей»
/В.В. Путин/
В настоящее время в мировом образовательном сообществе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот входят такие понятия, как образовательное пространство и образовательный регион, поликультурная образовательная среда, образовательные технологии, поликультурная педагогика и другие.
Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания. МКОУ «Среднеикорецкая СОШ» является инновационной образовательной площадкой по направлению «Школа поликультурного образования», где важной частью современного образования, способствующей усвоению учащимися знаний о других культурах, традициях, образе жизни, духовных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем является повышение этнической идентичности будущего поколения.
Современное образование должно обеспечивать преемственность поколений, развитие и сохранение родного языка, этнокультурных традиций. Важной частью современного образования становится поликультурное образование, которое направлено на ознакомление учащихся с другими культурами, традициями, ценностями, помогает формированию толерантности, предполагающего самоуважение и признание ценностей других этносов.
В современной России развитие поликультурного образования обеспечит необходимую основу для гармонизации отношений между представителями различных культур.
В нашей школе обучаются дети разных национальностей, а современное образование в условиях возрождения этнической культуры должно обеспечивать преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие родного языка и этнокультурной традиции в нравственном воспитании подрастающего поколения, превращать общечеловеческие ценности в конкретные, узнаваемые в этнокультурном плане. Стратегия возрождения этнокультуры включает: признание роли родного языка, образование учителей на родных языках, развитие культуры, включая как содержательную составляющую, так и обеспечение материальными ресурсами, признание ценностей культуры в образовании. Возрождение и сохранение этнической культуры в современных условиях становится возможным только в случае определения, сохранения и развития центральной темы культуры этноса, через её использование в повседневной педагогической практике, посредством системы образования.
В поликультурном обществе с особой остротой возникают вопросы о национальных особенностях образования. Проблема национальной специфики образования всегда стояла остро. Теоретическое осмысление новой концепции образования ведет к осознанию необходимости разработки новых, инновационных моделей высшего образования и подготовки на их основе специалистов, способных профессионально осуществлять свою деятельность в новых социально-исторических условиях, овладевать не только сугубо специальными знаниями в конкретной области, но также иметь возможность выражать полученные знания на иностранном языке, передавать их другим народам и культурам. В 4 «А» классе, где я работаю, обучается мальчик - немец по национальности, хоть и с рождения проживает в России, но по корням родственников по линии папы они немцы, он прекрасно общается в классе со сверстниками, рассказывая о прекрасной стране Германии, об обычаях и традициях немецкого народа. Одноклассники с огромным удовольствием слушали защиту проекта на уроке окружающего мира по теме «Семейное древо», где он предоставил фотографии дедушки и бабушки - немцев и рассказал о поколениях родных папы.
Также в моём классе есть дети, находящиеся под опекой, с непростыми судьбами, которые нуждаются в поддержке и внимании. Поэтому работа в поликультурном пространстве востребована, как никогда. Так, например, в 2015 году, в 3 классе, дети моего класса защищали проект, который назывался «Подарок маме». Проект актуален в наше время, потому что для каждого человека мама — самый главный человек в жизни и только счастливые дети растут в дружной семье и под опекой счастливой матери.
  Цель данного проекта - это воспитание достойного человека с любовью, чуткостью и заботой относящегося к матери, к женщине.
       Эпиграфом  к проекту стали слова  Р. Рождественского:
На земле хороших людей немало, 
Сердечных людей немало,               
И все-таки, лучше всех на земле — мама.
Моя мама.          
В содержание практической деятельности по реализации проекта входило три этапа, они тесно связаны с общешкольным планом,  расширяют  кругозор учащихся,  развивают творческие способности.
На подготовительном этапе были намечены основные мероприятия, которые хотели бы провести дети для своих мам. Также обучающиеся получили информацию о том, что Указом Президента РФ в 1998г. был   установлен праздник «День Матери в Российской Федерации», который отмечается в последнее воскресенье ноября.
  На втором этапе – практическом, прослеживались межпредметные связи, были разучены песни, стихи, частушки, подобраны пословицы, поговорки,  высказывания о маме, подготовлены   рисунки, открытки, составлены смс, написаны сочинения, изготовлены плакат-поздравление, открытый лист, принесены фотографии мам, отобран  материал для докладов. Самым ответственным стал третий этап. Цель данного этапа - это воспитание любви и уважения к матери, способность сохранять  семейные традиции, сплачивать коллектив детей и взрослых.
Все обучающиеся класса приняли участие в школьных конкурсах: рисунков - «Милой маме», фотовыставке - «Моя мама лучше всех!» Лучшими сочинениями «Профессия моей мамы» стали работы Поймановой Валерии, Рудакова Артёма. Необычны были смс для мам в стихах Смольникова Сергея. За месяц было получено наибольшее количество пятёрок по всем предметам. Интересными были доклады «Женщины в нашей семье» Тимошиновой Ангелины, Тимошиновой Марии.
Кульминацией третьего этапа стал классный час «Святая мать добром спасёт», где учащиеся представили свои презентации. Наиболее соответствовали теме классного часа презентации Смольникова Сергея, Тимошинова Никиты. На классный час были приглашены мамы.  Итогом проекта стало оформление папки – отчёта «День матери».
Приобщение детей к культурному наследию в «МКОУ Среднеикорецкая СОШ» предполагает:
эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
развитие музейной и театральной педагогики;
проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
Идея поликультурного образования базируется на реализации модели непрерывного образования, основными целями которого являются:
формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности обучающегося по отношению к собственной культуре;
воспитание уважения к истории и культуре другого народа;
создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
формирование способности обучающегося к личностному культурному самоопределению.
На внеклассных мероприятиях начальной школы между 3 и 4 классами в течение 2015-2016 учебного года были проведены различные воспитательные мероприятия с целью развития толерантного отношения к людям других национальностей, изучение культурного наследия народов мира. Формы и методы работы по формированию этнической толерантности разнообразны. Мы использовали только некоторые из них.
В системе внеклассной работы воспитание толерантности в поликультурном социуме может реализовываться при помощи участия в различных общешкольных мероприятиях: чтение и обсуждение книг, демонстрация фильмов с последующим обсуждением, знакомство с произведениями прикладного искусства разных народов, посещение музеев, театров, выставок и т.д., беседы, классные часы, организация викторин.
Большое воспитательное значение имеют коллективные творческие работы, когда ученик вносит свой вклад в общее дело. Коллективная творческая деятельность способствует формированию у детей доброжелательного отношения и эмоционального принятия людей, эффективного взаимодействия при решении общих задач, толерантности в поликультурном детском коллективе. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга, учатся терпеливо относиться к высказываниям и мыслям одноклассников, при этом сохраняя свою яркую индивидуальность.
В современном обществе изменилась социальная ситуация развития детей: увеличился объем информированности учащихся, что оборачивается порой негативной стороной (информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка). Современные школьники относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от поколения к поколению.
Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками ввиду крайней загруженности. Это препятствует формированию коммуникативной компетенции, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

Формы и методы работы, которые были предложены обучающимся на мероприятиях в рамках проведения методической недели начальных классов «Все мы разные и все похожи», были различными. Стараясь показать сценки на примере сказок, художественных произведений, произведений фольклорного жанра, можно формировать толерантное отношение к окружающим.
Сначала обучающиеся разных национальностей приветствовали друг друга.
Участники мероприятия получали карточки (по принципу экзаменационных билетов) с названием страны.
Целью мероприятия было:
оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе.
познакомиться с приветствиями разных народов.
На различных этапах игры участники команд были дружными и сплочёнными командами:
1. Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах (предлагается на выбор страна листочки с названиями стран)
- объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
Слова учителя: «Теперь Вы стали чуточку ближе друг другу, почувствовали энергию другого человека, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни» прочувствовали все участники мероприятия.
«Я предлагаю вам сегодня попутешествовать по знакомым и незнакомым местам. Итак, первая остановка…» И продолжалось путешествие в страны, о которых дети рассказывали сказки, читали стихи, эссе и т.д., а главное, на последнем мероприятии смогли подготовить и представить костюм страны, которую представляли. На мероприятиях присутствовали родители и учителя, поэтому отлично видна связь в поликультурном воспитании: УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ-ОБУЧАЮЩИЙСЯ.
Основополагающими принципами поликультурного образования являются:
принцип диалога и взаимодействия культур;
контрастный принцип овладения содержанием поликультурного образования;
принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.
Поликультурное образование способствует формированию умений и навыков поведенческой культуры личности в условиях неизбежной глобализации общественного устройства. Более того, сегодня ребенок становится активным субъектом образовательного процесса наряду с другими субъектами – педагогами и родителями. Взаимодействие всех субъектов процесса образования в условиях поликультурного общества предполагает сотрудничество на базе диалога взаимных интересов. Особая роль в этом процессе отводится педагогу, поскольку именно педагог – самая важная фигура для ученика в системе образования
Таким образом, на первый план выдвигается не только квалификация и профессионализм педагога, но и его личностные качества, его мировоззрение и социальная позиция. Только во взаимодействии педагога с учеником происходит развитие личности ребенка. Педагог определяет комплекс специфических методов и приемов воздействия на ребенка, применение которых обеспечивает решение важных образовательный и воспитательных задач, поставленных в ходе учебного процесса. А в условиях поликультурной среды эти задачи приобретают острый социальный оттенок, требующий от педагога максимальной терпимости и любви к детям. Более того, педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, специфику его интересов, а также среду обучения, которая в условиях многонационального общества становится поликультурной. Педагог контролирует деятельность обучающихся по нескольким направлениям:
развитие навыков и умений ребенка в конкретной области знания в контексте поликультурной среды;
получение и усвоение знаний о поликультурной среде;
формирование рефлексивной культуры.
Однако самыми главными и наиболее эффективными методами контроля практической деятельности обучающихся являются такие методы контроля, как написание эссе, заполнение анкет, проведение тестирования и т.д.
Педагог как субъект образовательного процесса обеспечивает воздействие на ученика как субъекта образовательного процесса, разрабатывает системный подход при изучении многих социальных явлений, учитывает социокультурную реальность и этнокультурные характеристики ребенка. При этом ученик становится активным субъектом обучения. Взаимодействие педагога направлено на включение ребенка в учебную деятельность, признание его индивидуальных особенностей, формирование у него самостоятельного мышления, суждения и поступков, независимо от авторитетов. Таким образом, во главу угла ставится личность ребенка как субъекта взаимодействия в процессе обучения и культурного развития.
Для этого разрабатываются методы теоретического анализа, проводится экспериментальная работа, апробируются методики внедрения концепции поликультурного образования учащихся на базе учебных дисциплин. Как уже указывалось выше, активно используются методы тестирования, анкетирования учащихся, а также проведение интерактивных бесед, дискуссии, семинаров, круглых столов и кейсов.
Особая роль в этом процессе отводится родителям как еще одному субъекту – участнику образовательного процесса в условиях поликультурного общества. Взаимодействие с родителями заключается в том, что именно педагог готовит взрослых к новой роли – роли родителей ребенка, обучающегося в поликультурной среде. Оно осуществляется через всевозможные педагогические приемы. Семинары для родителей, консультации по вопросам учебно-воспитательной деятельности, открытые уроки, дни открытых дверей, мастер-классы, психологические тренинги и т.д. В результате родители становятся субъектом образовательного процесса. Что в условиях поликультурной среды становится особенно важным, поскольку они, со своей стороны а педагог – с другой стороны, оказывают необходимую помощь и поддержку своему ребенку в процессе его становления как личности, способной выстоять и противостоять не только трудностям жизни в условиях многонационального общества, но и оставаться человеком с большой буквы, иными словами, быть готовым к пониманию и уважению инокультур.
Таким образом, при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса – педагога – ученика – родителей – реализуется главная цель образования обучающихся – подготовка достойных членов общества, которое сегодня представляет собой многонациональное государство. Взаимодействие субъектов процесса образования обусловлено сущностью поликультурного образования, которая заключается в том, что феномен «поликультурное образование» - специфическое явление педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся социокультурной идентичности, а также представлений о поликультурном пространстве, о развитии многонационального общества и о деятельности в реалиях такого общества. Цель процесса образования в таких условиях определяется именно формированием индивида. Готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии с представителями других национальностей.
На этой базе выстраивается диалог взаимных интересов. Важность такого образования состоит в том, что оно формирует личность, открытую для общения, а главное - ведет к снижению социальной напряженности в обществе.
После проведенного обзора можно сделать вывод о том, что поликультурное образование является сложным многоаспектным педагогическим феноменом, который может рассматриваться как вид целенаправленной социализации обучающихся, обеспечивающий сформированность социокультурной компетенции, предполагающей развитие самосознания студентов как культурно-исторических субъектов, испытывающих потребность в культуроведческом самообразовании как средстве освоения плюралистической картины мира. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Это - модель «оркестра», в котором признаётся равноправность, незаменимость, уникальность и самоценность каждого из инструментов, приветствуется их разнообразие и многообразие. При этом имеется некий связующий компонент, объединяющее начало, благодаря чему должна возникнуть симфония звука или гармония вкусовых ощущений – российская идентичность.
А мы, как педагоги, должны способствовать «настройке оркестра», т.е., стать тем связующим звеном, которое сплачивает и объединяет таких разных и таких уязвимых детей. Наша задача – воспитывать многогранную личность в поликультурном пространстве.