Урок русского языка Причастие как особая форма глагола (7 класс)


Урок № 13
Тема: «Причастие как особая форма глагола».
Цель урока: научить определять причастие как особую форму глагола.
Цели обучения: организация деятельности учащихся по восприятию,
осмыслению и первичному закреплению новых знаний; создание условий для практического применения ЗУН; умение составлять опорный конспект по теории; умение представить свою работу для публичного обсуждения; умение работать в паре и группе; привитие интереса к изучению предмета.
Результаты (для учеников уровней А,В,С): знают, что такое причастие как особая форма глагола; умеют составлять опорный конспект по теории параграфа; умеют отбирать основную информацию и оформлять ее в опорный конспект; умеют применять полученные знания на практике; умеют работать в паре и группе, соблюдая правила работы.
Оборудование: интерактивная доска, конфеты, маркеры и ватман.
Ход урока
«Сии глагольные имена служат к сокращению
человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
М.В.Ломоносов.
1. Введение.
Орг.момент.: создание коллаборативной среды. Стратегия «Круг
радости»
Проблемная ситуация: прочитайте эпиграф к уроку. Ответьте на
вопрос, что это за часть речи? Определение учениками темы и цели урока.
1.3. Деление на группы: стратегия «Конфета» (ученики выбирают понравившуюся конфету и рассаживаются по группам).
2. Основная часть.
2.1. Работа с предложениями, данными на интерактивной доске. Задание: замените предложения (устно) синонимичными конструкциями.
1) Детей, которые вернулись из лагеря, встречали родители. (ответы детей – Вернувшихся из лагеря детей встречали родители.)
2) Туристы расположились в лесу, который находился в трех километрах от озера.(ответы детей – Туристы расположились в лесу, находящемся в трех километрах от озера.)
3) Листья, которые опали с тополя, покрывали дорожку. (ответы детей – Опавшие листья покрывали дорожку.)
2.2. Организация восприятия. Составление опорного конспекта по теме «Причастие как особая форма глагола». Парная и групповая работа по теории темы. Стратегия «Карусель». Задание: 1) прочитать теорию § 5; 2) отобрать основную информацию, отобразив ее в опорном конспекте; 3) передать по часовой стрелке свой конспект другой группе для обсуждения и дополнения.
По такой схеме дети работают над § § 6, 7, 9, 10-14, 16.
2.3. Редактирование опорного конспекта вместе с учителем.
2.4. Алгоритм работы по опорному конспекту после его составления:
1) учитель читает первый блок конспекта;
2) учитель повторно читает первый блок конспекта, класс шепотом повторяет вслед за учителем;
3) 2-3 ученика самостоятельно читают вслух конспект;
4) «чтение с подглядками»: ученик пробует по памяти рассказать первый блок, но у него есть право в любой момент обратиться к тетради;
5) «чтение без подглядок» 1 блока.
Опорный конспект № 1 «Причастие как особая форма глагола»
ПРИ – особая форма глагола
ЧАС – обозначает признак по действию
ТИЕ – какой? какая? какое?
Признаки глагола Признаки прилагательного
Вид (с – нсв) Род
Возвратность (настоящее и прошедшее время) Число
Переходность Падеж
Действительные Страдательные
Предмет сам производит действие Предмет испытывает на себе
действие со стороны
Образуют краткую форму
Причастный оборот – прич.+ зависим. сл.
(__________) CУЩ…
СУЩ., (___________), … …СУЩ., (____________) .Образование действительных причастий
Наст.вр. нсвI спр II спр ^ ^
- ущ - - ащ -
- ющ - - ящ -
_______________________________
________________________________________________________________
^ ^
- вш - - ш -
Неопр.ф. пр.вр.
Образование страдательных причастий
Наст.вр. нсв перех.
I спр II спр ^ ^
- ом - - им –
- ем -
________________________________________________________________
^
- нн –
- енн - - ённ - - т –
Неопр ф.перех.
Синтаксическая роль
Полная форма Краткая форма
Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов. Рефлексия «Сегодня на уроке мне…»
3.2. Д/з: выучить опорный конспект.