Разработка урока на тему: «Текст -повествование с элементами описания»

РЯ-5- Урок
Тема: РР. Текст – повествование с элементами описания.
Цель: организовать деятельность по повторению сведений о типах текстов, наблюдению за строением текста – повествования с элементами описания и подготовке к сочинению по теме, показать, что описание в повествовательном тексте иногда обязательно – этого требует раскрытие смысла; создать условия для развития навыка создания текста – повествования с элементами описания; воздействовать на формирование наблюдательности, фантазии.
Оргмомент. Приветствие
1) Организация внимания: Ребята. Что вы видите на доске? (слова с название типов текстов)
-предположите тему урока.
2) Мозговой штурм: повторение типов текста. Найдите «портрет» каждого типа текста: работа в группе.
Описание
Отвечает на вопрос что произошло, представляет собой последовательность событий, можно нарисовать много картинок к тексту.


Повествование
Отвечает на вопрос Почему? Представляет собой объяснение связей и причин явлений, нельзя нарисовать ни одной картинки к тексту.


рассуждение
Отвечает на вопрос какой, содержит перечень признаков предмета, можно нарисовать только одну картинку к тексту.


- Скорректируйте записи на доске.
- Проверьте себя. Оцените работу знаком плюс, если выполнили верно, или знаком -
1) Определение типов текстов: - работа в группах группы
На рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох. Шагах в двух от меня пробежал круглый, встопорщенный ежик.
2) Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо.
3) Наверное, многие хотят иметь собаку. Но могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия. Собака- это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться.
2) Представьте ответ, построив предложение по схеме: Содержание текста отвечает на вопрос, содержит (или представляет) ., к нему можно (нельзя) нарисовать , значит это текст
= Оцените ответы знаком плюс или минус.
2. Формирование новых знаний.
1) Слово учителя. В чистом виде ни один из типов речи не встречается. Поэтому сегодня мы понаблюдаем, как соединяются повествование и описание в тексте, за ролью описания в тексте повествовательного типа, подготовимся к созданию текста такого типа самостоятельно.
2) Работа с текстом: Игра в «охотников».
- На столах у вас отрывок из рассказа   Георгия Алексеевича Скребицкого «От первых проталин до первой грозы». Прочитайте в группах. Чтение в группах (по предложению).
На следующее утро мы с Серёжей встали пораньше, напились поскорее чаю и побежали гулять с Джеком. Пес весело бегал в высокой густой траве, между кустами, вилял хвостом, ласкался к нам.
Набегавшись, решили мы идти играть в «охотников». Джек тоже отправился с нами. Мы сделали из обруча от бочки два лука, выстрогали стрелы и пошли на «охоту».
Посреди сада виднелся небольшой пенёк. Первый стрельнул в него Серёжа. Стрела ударилась о пенёк, отскочила и упала в траву. В тот же миг Джек подбежал к стреле, схватил её зубами и, виляя хвостом, принёс и подал её нам.
С тех пор Джек каждый день принимал участие в нашей стрельбе и подавал нам стрелы.
-Все ли вам понятно в тексте?
- Предположите, какие события могли предшествовать события утра? -30 секунд. Слушание.
- Предварительное сообщение – введение в ситуацию: Ребятам подарили собаку, но был уже вечер и поиграть со щенком им не удалось. Они с нетерпением ожидали следующего дня.
-Определите тип текста (повествование, т.к. рисуется последовательная картина действий, сменяющих друг друга, последовательность передается при помощи глаголов в форме прошедшего времени совершенного вида)
- Почему обращается именно к повествованию? – оцените
5.Работа по тексту. Уточнение темы текста:
-о чем говорится в тексте (об игре в охотников)
-что необычного, забавного в игре? Как распределились роли?
-как дети готовились к игре?
- Тема нашего урока – описание в тексте-повествовании. Найдите в тексте описательное предложение (Пес весело бегал.-даны признаки действий – весело – бегал - и признаки предмета - в высокой густой траве)
-С какой целью введено описание? (показать настроение героев, игривый характер щенка)- первый описательный элемент.
- Понятно ли вам, почему дети стали стрелять в пенёк?
-Как вы думаете, почему, охотясь, дети стали стрелять в пенёк?
-Какой же части текста здесь не хватает? (описания пенька)
-В каком месте текста напрашивается описание? Почему оно должно здесь быть? (Оно намечено одной фразой: Посреди сада виднелся небольшой пенёк - но само описание отсутствует).
-Как вы думаете, будет ли достаточным одного указания: он похож на Почему?
-Наша задача воссоздать его.
-Подумайте и опишите этот пенек – зверек. Попробуйте угадать мысль автора - группа
5. Создание элементов описательного плана - творческая работа. Представление.
6.А теперь сверим с авторским текстом. Прочитаем весь текст – чтение по предложениям. («Издали он был похож на зайца. По бокам у него торчали два сучка, будто уши»)
-Понятно ли теперь, почему дети стали стрелять в пенёк? Чье описание понравилось больше? Оцените свою работу.
Итог: Следовательно, с какой целью вводится описание в текст повествовательного типа? (помогает понять мысль автора, иногда описание в тексте повествовательного характера становится необходимым - этого требует его смысл, содержание).
Дома вам предстоит создать текст повествовательного типа с элементами описания, подготовиться к сочинению повествованию с элементами описания (можно по картине – цветная вклейка - Астана). Имеете представление о том, как это сделать? – запись дз.
7. Итог. Что узнали? Повторили? Научились?
8. Выставьте оценки членам своей группы и группе в целом (таблички с оценками)