Программный продукт «Конструктор уроков. Биология»: содержание, возможности использования при подготовке и проведении урока.


Программный продукт «Конструктор уроков. Биология»: содержание, возможности использования при подготовке и проведении урока.Болотова Наталья Васильевна, учитель биологии МБОУ Лицей № 1
г. Аксай, 2013г
В настоящее время на рынке электронных образовательных ресурсов появилось достаточное количество программных продуктов, разработок, электронных приложений к учебно - методическим комплектам, позволяющих учителю качественно подготовиться к проведению современного урока. Но зачастую материалы обучающих CD-дисков «привязаны» к определённой учебной линии, строго выдерживают формат учебного пособия. Учитель, вынужден либо одновременно «открывать» все необходимые медаобъекты, и использовать их в уроке разрозненно, либо создавать свою презентацию (как правило, используя MS Office Power Point), затрачивая дополнительные физические и временные ресурсы.
«Конструктор уроков. Биология» изд. ООО «Интерграфика», Издательство «Просвещение» - это программный продукт, включающий в себя различные медиаобъекты, позволяющий учителю быстро подобрать необходимый материал для проведения урока биологии, тут же создать свою авторскую презентацию, снабдив её необходимым текстом и сохранить данную разработку для дальнейшей работы. Созданный ресурс можно использовать и для мультимедийной презентации и для работы на интерактивной доске. «Конструктор» позволяет использовать уникальные медиатеки, соответствующие требованиям и содержанию современного образования, это - анимации, модели, видео, фотографии и рисунки, схемы, таблицы, статьи из рубрики «Это интересно», «Хрестоматия», интерактивный лабораторный практикум, система тестирования. Таким образом, это электронный
образовательный ресурс направленный как на обучение, закрепление, так и на проверку знаний учащихся.
Разработчиками данного программного ресурса - ООО «ИнтерГрафика» и Издательством «Просвещение», уже выпущено 3 CD для 6,7,8 классов.
Как работать с «Конструктором».Интерфейс продукта обеспечивает удобную и понятную навигацию. В меню находятся кнопки «Файл», «Шаблон», «Отчёт», «Примеры», которые дублируются соответствующими виджетами (рис.1) Кнопки перехода к основным разделам «Подготовка урока», «Презентация урока», «Подготовка отчёта», «Помощь» отображаются в одном и том же месте верхней части экрана.

■^Конструктор уроков
Шаблон
Примеры
ш
Рисунок 1. Интерфейс "Конструкторауроков"
Помимо основных кнопок есть кнопки для перехода к соответствующей дисциплине
(«Ботаника», «Зоология», «Анатомия», «Общая биология») (рис.2).

Рисунок 2. Кнопки для переходов по классам, дисциплинам, разделам
Ресурс, предназначенный для определённого класса, обозначается подсвеченной кнопкой, например, как на рисунке 2. При установке всех дисков (6,7,8) на ПК активными становятся все
классы и все дисциплины. Надо отметить, что «Конструктор» работает и без диска в дисководе, тем самым устраняя необходимость каждый раз менять диск для соответствующего класса.
Для удобства использования данного программного продукта предусмотрен раздел «Помощь», в котором подробно описаны все шаги по работе с диском (рис.3)
Конструктор основан на материале для учебно - методического комплекта «Сферы. Биология», издательство «Просвещение», Москва.
Интереснымпредложением
является возможность не только использовать ресурсы данного продукта, но и добавлять собственные (рисунки в формате jpeg/jpg, анимации в формате swf).

Рисунок 4. Основные поля "Конструктора"
Как подготовить урок с помощью«Конструктора».Основной интерфейс программного продукта, помимо управляющих кнопок и виджетов включает в себя 2 поля (рис.4):
Вкладки поиска медиаобъектов, состоящая из разделов «Тема урока», «Материалы по темам» с соответствующей системой фильтрации (отмечая галочкой либо все, либо конкретные объекты можно быстро их найти).
Разделы урока, это поле условно поделено на основные этапы урока.
Для удобства и быстрого поиска медаобъектов в «Конструкторе» создана система поиска (рис.5):
по темам,
Рисунок 3. Содержание раздела "Помощь "
по ключевым словам,

• по таксону.Для поиска по темам необходимо во вкладке «Темы уроков» выставить галочку либо в подходящем разделе, либо выбрать все разделы. В блоке «Материалы по темам» появятся соответствующие медиаобъекты. Для поиска по ключевым словам, необходимо открыть вкладку «Ключевые слова» в строку поиска ввести искомый термин или фразу. В блоке
«Найдено» появятся искомые объекты. Поиск по таксону характерен для биологии, для этого необходимо открыть вкладку «Таксон» и в предоставляемых полях указывать критерии поиска (царство, отдел/тип, класс, порядок/отряд, семейство). Список подходящих объектов появится в блоке «Найдено».

Рисунок 5. Система поиска "Конструкторауроков"
Перечень медиаобъектов можно отобразить в виде списка или плитки. В нижней части этого блока находится перечень типов медиаобъектов, которые можно отфильтровать, нажав на соответствующую иконку. Все типы медаобъектов показываются по умолчанию (рис.6).

Рисунок 6. Работа с медиаобъектами
Поле «Разделы урока» начинается строкой «Тема урока», в которую тема вбивается в ручную. Оно состоит из блоков соответствующих структуре урока, эти разделы можно переименовывать, добавлять,удалять,
перемещать,пользуясь
стрелками. На каждый этап отведено определённое времяработы(в
конструкторе это условно по 10 минут), которое так же можно редактировать (рис.7). Для того чтобы добавить медиаобъект в урок, нужно выбранный объект из блока «Материалы по темам» способом перетаскивания переместить в необходимый раздел урока. Помещённые медиаобъекты можно менять местами, переименовывать, перемещать в другие разделы. Для удаления медиаобъ екта способом перетаскивания поместить его в корзину (рис.8).
В каждый раздел урока можно добавить свой текст, для этого
необходимо нажать кнопку . Так же можно добавить свой медиаресурс (рисунки и анимации в определенном формате)


используя кнопку (рис.9)
Рисунок 9. Помещение авторского текста
Все помещённыересурсы: тексты,

Рисунок 10. Режим редактирования слайдов

медиаобъекты можно редактировать, для этого необходимо кликнуть по объекту два раза. Помимо этой функции есть ещё интерактивная панель инструментов (можно использовать для интерактивной доски), которая позволяет так же работать с объектами: выделять разными цветами, подчеркивать, стирать, увеличивать. Каждый созданный слайд можно сопроводить комментариями, для этого есть специальное поле (рис. 10.)

В данном программном продукте предусмотрена функция создания и сохранения шаблона урока, который, создав один раз, можно использовать и в дальнейшем. В шаблоне сохранятся структура и время (рис.11)
Открытие/Сохранение шаблона
Of«H IVim к !ифти» L _ 1
.. ' 1 ■■ уромя Прозоитлция у ром л У Подготовка отнотл J Помощи
£1 Hjej J Рисунок 11.Создание шаблона
Для сохранения урока необходимо выбрать в меню Файл - Сохранить или Сохранить как, чтобы открыть уже существующий урок, необходимо выбрать Файл - Открыть, затем открыть папку где лежит нужный урок и открыть его. Для открытия или сохранения урока можно использовать кнопки быстрого доступа (рис.12).
Рисунок 12. Сохранение урока
Подобрав все необходимые медиаобъекты к уроку во вкладке «Подготовка к уроку», можно просмотреть получившийся учебный ресурс в разделе «Презентация урока». С права на экране отборажается план урока с медиаобъектами, их можно увидеть, кликнув мышкой. Раздел «Инструменты» содержит виртуальный инструментарий учителя, в поле «Комментарий» можно просмотреть свои пометки к данному слайду(рис.13).
Конструктор урока отличается от других подобных ЭОРов наличием функции - составление отчёта об уроке. Отчёт представляет собой шаблон плана- конспекта урока с указанием всех необходимых позиций.
Причём некоторые позиции предлагаются выбрать из списка, а что-то учитель вписывает самостоятельно. При желании можно копировать в данный шаблон имеющиеся описания уроков. Примечательной особенностью является то, что шаблон отчёта сохраняет заданную ранее структуру урока и автоматически размещает выбранные мебиаобъекты в плане - конспекте. Шаблон содержит «Навигацию отчёта», что очень удобно при переходе к выбранному пункту. Раздел «Справочные материалы» - в помощь учителю, он содержит необходимую информацию по нормативному обеспечнию и методике преподавания дисциплины (рис.14).
Отчёты сохраняются в формате doc. в сформированной папке., имеют грамотное методически выдержанное оформление и презентабельный вид (рис.15).

Рисунок 13. Пример созданного отчёта
В заключении хотелось отметить, что в настоящее время «Конструктор уроков» можно назвать наиболее адаптированным для учителя и учебного процесса электронно-образовательным ресурсом. Так как в нём сочетаются и достаточная наглядность, большой набор различных медиаобъектов, интерактивность, возможность работать со средой как в процессе подготовки, так и в процессе демонстрации созданного урока, и что немаловажно хорошая методическая поддержка при составлении отчёта о проведенном уроке.Хочется надеется, что даный ресурс будет востребован учителями образовательных учреждений.
Использованный ресурс
Руководство пользователя (раздел Помощь на CD). ООО «Интерграфика», ОАО «Издательство «Просвещение».
>J1|
£ •
Рисунок 13. Презентация к уроку

Рисунок 14. Шаблон отчёта
Конструктор уроков и медиатека ресурсов к курсу «Биология. 6,7,8 класс» (3 CD) ОАО «Издательство «Просвещение». 2012 г.