Конспект урока на тему Правописание слов с разделительным мягким знаком (2класс)


Урок русского языка по теме:
«Правописание слов с разделительным мягким знаком»
Учитель начальных классов
Макарова Т.А.
Форма проведения: урок – учебное занятие.
Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Цель урока: создание условий для выведения правила написания разделительного мягкого знака в словах.
Формируемые УУД:
ПРЕДМЕТНЫЕ: - наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбор примеров слов с разделительным мягким знаком. Умение различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
А) Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель
урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Б) Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать
свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.
В) Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договари –
ваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.
Оборудование: мультимедийны проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы.

Базовый учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык: Учебник. 2 класс. В 2-х частях.-М.: «Просвещение»2012 г
Ход урока
Организационный момент. Проверка рабочих мест
Вы пришли сюда
УЧИТЬСЯ.
Не лениться, а
ТРУДИТЬСЯ.
Работать как?
СТАРАТЕЛЬНО.
А слушать как?
ВНИМАТЕЛЬНО.
Если хочешь отвечать…
РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ!
Если спросят?
НАДО ВСТАТЬ, ГРОМКО, ЧЁТКО ОТВЕЧАТЬ
- Один великий человек Мольер, он был французским театральным деятелем и жил в 17 веке, то есть примерно 400 лет назад, сказал: «Как приятно знать, что ты что-то узнал!»
- А вы как думаете, прав был Мольер? Почему?
- Давайте ответим на этот вопрос ещё раз в конце урока.
Мы начинаем урок русского языка, поэтому приготовим пальчики.
Физминутка.
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Актуализация опорных знаний.
Словарная работа
– Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.
Т...традь, мальч…к, п...льто, м…дведь. к…ньки , м…рковь.
– Что объединяет все слова? (Ь знак)
– На какие 2 группы можно разделить?
Чистописание
– Составим цепочку из букв, соединяя Ь с гласными буквами, которые обозначают 2 звука.
Повторение о ь, как показатели мягкости согласных на письме.
- Добавьте к данным словам (ЕЛ, МЕЛ, УГОЛКИ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте, объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?
- Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? (По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи.)
- Сделаем вывод, где в слове пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме. (На конце или в середине слова между согласными буквами).
Ь
показатель
мягкости
Постановка темы и задач урока. Введение нового знания. Ь – разделительный.
- Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке. (О роли Ь)
Буква эта - актриса, которая играет разные роли. Она станет сегодня героиней нашего урока.
- Мягкий знак - хитрый знак, не назвать его никак!Он не произносится, но в слово часто просится.Он так хорош, достоин чести, когда стоит на своём месте.
- Добавьте к данным словам (ПОЛЮ, СОЛЮ, КОЛЯ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте, объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?
- Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? (По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи.)
- Сделаем вывод, где в слове пишется разделительный мягкий знак. (В середине слова между согласной и гласной (е, ё, ю, и, я), не даёт образоваться слиянию, в этом случае между согласным и гласным звуком слышится мягкий звонкий звук [й']).
Ь
(е, ё, ю, и, я)
разделительный
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Разделительный мягкий знак)
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?
(Узнать, когда в словах пишется разделительный мягкий знак. Учиться писать слова с разделительным мягким знаком)ФизкультминуткаРабота по теме урока
- Откройте учебники на стр. 31. Прочитайте ещё раз название темы.
- На какой вопрос нам нужно ответить на уроке?
1. Упр. 51(стр.31)
- Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (Если после согласного звука слышится звук (Й), а потом гласный звук, то пишется разделительный мягкий знак.)
2. Упр.52 (стр.32)
3.Работа над правилом.
Физкультминутка
- Услышав слово, в котором пишется разделительный Ь - встань
Гроздья, пальто, шьёт, пьёт, ольха, Дарья, бульвар, Наталья, капелька, братья, сосулька, Ольга, светильник, ненастье, раздолье, ель Закрепление изученного материала
Упр.53(стр.32)
Упр. 54(стр.33)
- Прочитайте сведения о языке. Почему разделительный мягкий знак – это орфограмма?
Рефлексия
Самостоятельная работа в парах по карточкам с последующей проверкой.
Итог урока
- Вспомним слова Мольера (Жан-Бати́ст Покле́н).
- Что вы нового сегодня узнали?
- С какой буквой в словах мы сегодня работали? Чем она особенная?
- Какие роли выполняет в русском языке мягкий знак?
- В каких случаях в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме, а когда разделительный мягкий знак?
- Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?
- Какие задания показались трудными?
- Что вы получили от этого урока?
- За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?
Домашнее задание
Упр. 55, выучить правило на с.32.