Урок на тему  Джаз-дух нашего времени для 3 классов


Тема: Джаз-дух нашего времени
Класс:3 класс
Цели: развивать познавательную и слушательную способность учеников посредством джазовой музыки;
Задачи урока:
−систематизировать знания по пройденным темам, развивать музыкальный слух, музыкальную память, творческое мышление и воображение;
−способствовать развитию словарного запаса по музыкальной терминологии, умениям отвечать полными предложениями;
− воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный.
Методы: по источнику получения знаний – словесный, наглядный, слуховой, сравнение. По характеру познавательной деятельности – объяснительно−иллюстративный, частично – поисковый.
Форма работы: коллективная, в парах;
Оборудование: видеозаписи к теме урока, слайды, картинки с изображениями музыкальных инструментов, материал для повторения пройденной темы, листочки со словами песни “Мистер Жук”.
Игры: « Волшебная шляпа», “Выбери инструменты”.
Ход урока
Музыкальное приветствие
«Прозвенел звонок» правильное интонирование звукоряда. Повторение движения мелодии за учителем.
Начался урок.
-Ребята, сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю послушать и посмотреть видеозапись и определить его имя.
(Просмотр видеозаписи)
У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.
Д.: Джаз.
У: Тема нашего урока «Джаз–дух нашего времени».
Итак, ребята, какие цели мы ставим на этот урок? Чему мы должны научиться?
(Учащиеся ставят цели сегодняшнего урока)
Ребята, наше состязание между рядами продолжается. Мы будем следить за дисциплиной и за тем как вы активно работаете.
   Но прежде чем мы перейдем к этой теме  проверим ваше домашнее задание. На прошлом уроке мы познакомились с симфоническим оркестром.
 Проверка д/зПроведение  игры «Волшебная шляпа»
У.: Моя волшебная шляпа выберет отвечающего.(В шляпе вопросы по пройденной теме)
Вопросы:
Назовите количество групп музыкальных инструментов, входящие в состав симфонического оркестра?(4)
Какие инструменты входят в состав струнно-смычковых инструментов? (скрипка, альт, виолончель, контрабас)
Какие инструменты в деревянно-духовую группу? (флейта, дудочка, кларнет, фагот, гобой)
Какие инструменты входят в состав  медно-духовой группы? (труба, тромбон, валторна, саксофон)
Что входит в ударную группу? (барабаны, тарелки, треугольники)
Где можно услышать симфонический оркестр? (филармония, театр оперы и балета)
Изучение нового материала
Джаз вырос в разных местах, но родился в городе Новый Орлеан. В начале 19 века этот город являлся самым многонациональным музыкальным городом. Новый Орлеан был главным центром работорговли, которая по-прежнему терпела страна только что провозгласившая, что люди равны от рождения. Именно они создадут самое американское из всех искусств – джаз.
Джазовая музыка– это само воплощение Америки.
Джаз– это искусство импровизации. Вся идея импровизации неразрывно связана с жизнью американских рабов. Это общение, диалог на языке музыки.
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.
 Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
Джаз – ровесник XX  века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик, по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.
Просмотр видеофрагмента ( Костанайский джаз-бенд)
Физминутка(Po pow Pay – повторяют движения за пингвинятами.)
3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Сейчас я бы  хотела познакомить вас с известными джаз-музыкантами, певцами,композиторами, которые считаются  легендами  джаза. Одна из таких джаз-певица Элла ФитцжеральдПросмотр видеофрагмента «Элла Фитцжеральд».
Сейчас хотелось бы сказать что джаз используют в мультфильмах, таких как «Том и Джерри» давайте посмотри маленький отрывок
- Просмотр видео фрагмента из мультфильма «Том и Джерри»
А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок.
                      ИГРА “Выбери инструменты”
 Для этого нам написать инструменты, характерные лишь для него.
 ( Учитель включает фрагменты звучания муз.инструментов, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).
Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Разучивание песни “Мистер Жук” 
Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди1) Исполнение учителем
Анализ:
У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?
Д.: Джазовом.
У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?
Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.
- разучивание по фразам;
- первый куплет со словами;
4) пение стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.
После исполнения – похвала:
– С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.
“Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.
Рефлексия:
У:. Если вам всё понятно, то поднимите большой палец вверх. Если у вас есть вопросы, то поднимите палец в сторону. Если вам ничего не понятно, то опустите палец вниз.
Вопросы на закрепление материала:
1) В каком городе впервые родился Джаз? (Новый Орлеан)
2) На какие стили делится джаз? (Спиричуэл,блюз,Регтайм)
3) Музыка особого ритмического склада?(Рэгтайм)
4) Песня с грустным, печальным оттенком?(Блюз)
5) Песни северо-американских негров религиозного содержания?(Спиричуэл)
6) Видео Эллы Фицджеральд записанно в какие годы?(1969)
7) Из каких  групп  инструментов  состоит джаз-бэнд? (Медно-духовые, деревянно-духовые и ударные, а также рояль, контрабас)
8) Первая леди джаза? (Элла Фрицджеральд)
9) Сколько лет джазу? (более 100)
10) Искусство импровизации? (Джаз)
11)С какой песней мы сегодня познакомились? (Добрый жук)
Домашнее задание:
Работа по альбомам( повторение темы, выучить слова песни.)