Конспект открытого занятия по основам грамоты и письма в старшей группе


Конспект открытого занятия в старшей группе по основам грамоты и письма
Білім беру саласы/ Образовательная область/: «Қатынас»-«Коммуникация»
Тақырыбы/ Тема/: «В гостях у Царицы звуков»
Мақсаты/Цель:
Продолжать учить проводить звуковой анализ слова.
Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные
Закрепить умение разгадывать ребус, называть слова с заданным звуком.
Развивать память, внимание, мышление.
Воспитывать желание активно работать на занятии, доброжелательное отношение друг к другу.
Көрнекі құралдар/ используемый материал/:
Карточки-схемы для звукового анализа слова «ЛИМОН»
Коробочки с фишками
Предметные картинки со звуком «Ль» и «Л»
Звуковые часики на каждого ребенка
Цветные карточки для игры со звуками.
Ребусы
Әдіс-тәсілдер/ методы-приемы/:круг радости, сюрпризный момент, разгадывание ребусов, звуковой анализ слова, игра, Физминутка.
Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/:: гроза-найзағай, крот-көртышқан, дятел-тоқылдақ, волк -қасқыр.
Сөздік жұмыс/Словарная работа:: слово, звук, буква, ударный звук.
Ход занятия:
Организационный момент. Предлагает встать в круг радости:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть Я!
Ребята! Скажите мне, пожалуйста, а вы хотите идти в школу? Готовы идти в школу? А чему вы хотите там научиться? (Ответы детей)
Стук в дверь. Входит Царица: Здравствуйте дети! Я Царица звуков и букв. Я слышала, что вы хотите пойти в школу? Чтобы идти в школу нужно много знать. А вы готовы идти в школу? Вот у меня есть портфель. Он не простой, а волшебный. Внутри портфеля есть много заданий. Если вы правильно выполните все задания, то вас всех возьмут в школу. Выполняйте задания, а я посижу и посмотрю.
Ну что, ребята готовы проверить свои силы и свои знания? Давайте откроем портфель, посмотрим, какое первое задание.
1-е задание. Разгадать ребус. Воспитатель выставляет картинки с изображением ребуса на доску, дети отгадывают слова. Ну что, Царица, справились с первым заданием? Я думаю, наши дети очень хорошо умеют разгадывать ребусы.
2-е задание. Фея приготовила для вас часики, но они не простые, а звуковые. Они показывают не время, а слова. Поверните стрелочку на слово, в котором есть звук: «Г», «К», «С», «Б», «Л». Дети выполняют задание, поднимают руки, называют слова.
3-е задание. Предлагает отгадать загадку:
Ярко жёлтый, ароматный,Кислый, но на вкус приятный.Как хорош с чаем он.Называется……..(лимон). Давайте попробуем провести звуковой анализ этого слова. Дети проводят звуковой анализ слова самостоятельно, затем приглашается один ребенок к доске и проводит звуковой анализ слова вместе с воспитателем.
Скажите слово ЛИМОН так, чтобы мы услышали первый звук. Звук ЛЬ произносится твердо или мягко? (мягко). Поставьте фишки, обозначающие следующие звуки. (Перечисляет). Сколько всего звуков в слове ЛИМОН? (пять). Прочитайте слово. Назовите согласные звуки в этом слове и покажите их на схеме. (ЛЬ, М, Н) Сколько в слове гласных? (два). Назовите гласные. Какой звук ударный? (звук О) Отметьте ударный звук черной фишкой. Какой по счету в слове ударный слог? (второй).
Загадывает загадку: В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд приятель!»
И ставит подпись ……..ДЯТЕЛ
Молодцы! Давайте, вспомним физминутку про дятла
Дятел долго дуб долбил,
Клювом дятел дуб долбил.
Тук, тук, тук, тук,
Пауков найдет он тут.
(Дети выполняют физминутку самостоятельно)
4-е задание. Нужно выбрать правильные картинки со звуком «Ль» и «Л». На столе лежат карточки с предметными картинками, каждый ребенок выбирает для себя картинку (дается каждому ребенку индивидуальное задание) с заданным звуком. После выполнения задания, спрашивает 3-4 детей, какие картинки они выбрали, сравнивают с картинками других детей.
5-е задание. Игра «Чудесный мешочек» Воспитатель предлагает поиграть в игру, назвать слова, соответствующие шарику в мешочке.
Какие бывают звуки? Какими фишками обозначаем мягкие согласные звуки? Твердые согласные звуки? Вот сейчас и проверим, как вы умеете называть слова на эти звуки. Дети называют слова на звук, который соответствует цвету шарика(красный-гласный звук и т.д.)
Ну что, Царица, справились дети с твоими заданиями? Готовы они идти в школу?
Царица: Конечно, готовы, они просто молодцы!!! Я даже для них приготовила угощенье. Раздается угощение, занятие заканчивается.
Ожидаемый результат:
Знают, чем отличаются звуки от букв, какие бывают согласные звуки, чем они отличаются между собой.
Имеют навык самоконтроля, разгадывания ребусов.
Умеют самостоятельно проводить звуковой анализ слов; определяют заданный звук в слове; дифференцируют мягкие и твердые согласные звуки; определяют ударный звук в слове.