Урок – практикум (обобщающее повторение) 8 класс Тема: «Помоги себе сам»


Урок – практикум (обобщающее повторение) 8 класс Тема: «Помоги себе сам» Цель: «Сформировать умения у обучающихся правильно действовать в возникших нестандартных, критических ситуациях» Оборудование: газовая плита, телефонный аппарат – 2 шт., сотовый телефон – 2 шт., выключатель – 2 шт., кран (манометр) с трубками, красная лента для имитации огня, пилот – 2 шт., ёмкости для воды, песка – 4 шт., плотная ткань – 2 куска, лоток – 2 шт. Когда, в каких ситуациях вы должны сами себе помочь? Могут ли возникнуть такие ситуации дома? (беседа с обучающимися) Мы все живём в домах, где есть газ, электричество. Они служат нам. Создают тепло и уют. А как? Когда газовая горелка горит, то мы видим голубое пламя. Оно очень красивое и послушное. Одним щелчком выключателя мы можем погасить или зажечь электрическую лампочку. Но давайте подумаем, всегда ли газ и электрическая энергия будут подчиняться нам? Могут ли они быть грозными, опасными? Могут ли они разрушать, обжигать, взрывать? Ход урока:Ребята делятся на две команды – ( костерок и огонёк). Им предлагаются примеры чрезвычайных ситуаций дома и на улице. Ребята, обсудив между собой ситуации, должны показать и рассказать о своих действиях. Ситуация №1 Вечер. Темно. Дома нет никого. Зашли на кухню (макет кухни) и почувствовали сильный запах газа. Ваши действия? - включить свет с помощью выключателя;- позвонить по домашнему телефону взрослым (телефон стоит в кухне);- позвонить по сотовому телефону взрослым (в кухне)- выбежать на улицу и позвонить по телефону. Результат : 1. Правильно – табличка «Молодец» - объяснение – почему? 2. Неправильно – табличка «Взрыв» - объяснение – почему?(Нельзя использовать: выключатель, домашний телефон, сотовый телефон - почему? Ваши действия – быстро выйти на улицу и позвонить родителям и позвать соседей, позвонить пожарную охрану «01». Действия взрослых - выключить газ и открыть окна и двери).Что нужно делать, чтобы не возникла данная ситуация? (беседа) Ситуация №2Труба, по которой проходит газ к газовой плите, имеет кран. С помощью которого можно перекрыть газ (макеты - газовой плиты, пламени) Открываем, зажигаем газ и вдруг, там где находится кран, вспыхивает пламя. Ваши действия? - закрываем газовый кран на трубе;- пламя заливаем водой;- пламя засыпаем песком;- накрываем огонь плотной тканью. Результат: Правильно – табличка «Молодец» - объяснение – почему? 2. Неправильно – табличка «Взрыв» - объяснение – почему?(Нельзя использовать: песок, воду– почему? Ваши действия – накрыть плотной тканью, вызвать пожарную охрану «01» – почему?)Что нужно делать, чтобы не возникла данная ситуация? Ситуация №3 Комната. Смотрите телевизор. Один дома. Вдруг из телевизора пошёл дым и появилось небольшое пламя. Ваши действия?- залить пламя водой;- засыпать пламя песком;накрыть пламя тканью;отключить телевизор. Результат: 1. Правильно – табличка «Молодец» - объяснение – почему? 2. Неправильно – табличка «Взрыв» - объяснение – почему?(Нельзя использовать: песок, воду – почему?Ваши действия: отключить телевизор, набросить плотную ткань, позвать взрослых, позвонить в пожарную охрану «01»- почему?).Что нужно делать, чтобы не возникла данная ситуация? Ситуация №4 Лето. Во дворе промывали детали мотоцикла бензином. Бензин разлился по земле и загорелся. Ваши действия? - засыпать песком или забросать землёй;- залить водой;- накрыть плотной тканью Результат: 1. Правильно – табличка «Молодец» - объяснение – почему? 2. Неправильно – «Взрыв» - объяснение – почему?(нельзя использовать: воду – почему?Ваши действия: засыпать песком или забросать землёй, накрыть плотной тканью - почему?)Что нужно делать, чтобы не возникла данная ситуация? Подведение итогов: (рефлексия)Проведём анализ своей деятельности по итогам урока:-что вы можете делать сами без помощи взрослых?-какие трудности вы испытывали в процессе работы?-теперь я знаю, понимаю…….-теперь я могу объяснить как……., почему…..?-теперь я могу применить ………. Литература:А. В. Пёрышкин учебник «Физика» 8 класс.А. В. Пёрышкин учебник «Физика» 7 класс М.Е. Тульчинский «Качественные задачи по физике»;Ю.В Щербакова «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях»;Я.И. Перельман «Занимательная физика»И.Я. Ланина «Не уроком единым»