Использование проектных технологий в современном естественном образовании выпускная работа курсы повышения квалификации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИГУ «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИ»
Отдел методики преподавания
учебных дисциплин
Использование проектных технологий в современном естественном образовании
Выпускная работа
Мирошниченко
Светланы Михайловны,
слушателя курсов повышения квалификации учителей биологии
и химии, учителя ГБОУ
«Успенская гимназия №1»
Луганск
2017
Содержание
Введение …………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование проектного обучения
в школе …………………………………………………………………....6
1.1. История развития проектного обучения ………………………….7
1.2. Метод проектов: создание педагогических условий………….…..9
1.3. Этапы организации проектной деятельности…………………….12
Глава II. Технология организации проектного обучения на уроках
биологии ……….……………………………………………………...…16
2.1 Учебно-проектная деятельность на уроках биологии ……….….16
2.2 Использование методов проекта на уроках биологии…………..19
Заключение ……………………………………………………………....24
Литература……………………………………………………………..…27
Введение
Актуальность проектного обучения в общеобразовательных учреждениях еще раз подчеркивает необходимость поиска перспективных педагогических технологий, направленных на формирование конкурентоспособной личности. Известно, что проектное обучение формирует особый педагогический стиль учебного заведения, готовит ученическую молодежь к самостоятельной, взрослой жизни, учит критически мыслить, а главное – принимать решения в нестандартных условиях.
В процессе проектной деятельности исследуются некоторые особенности проектного подхода к обучению и воспитанию, формированию компетенций, направленных на определение способов деятельности.
Таким образом, суть проектного обучения предусматривает системное и последовательное моделирование тренировочного решения проблемных ситуаций, требующих от участников образовательного процесса поисковых усилий, направленных на исследование и разработку оптимальных путей их решения (проектов), их непременной публичной защиты и анализа итогов внедрения.
В процессе проектной деятельности, дети овладевают определенными компетенциями, направленными на определение способов деятельности, избрание для себя практического вида деятельности, овладение практической деятельностью, оценки результатов этой деятельности.
Главная задача метода проектов – показать учащимся их заинтересованность в приобретенных знаниях, которые могут и должны, им пригодится в жизни.
Именно поэтому главным преимуществом проектной деятельности является то, что ребенок с большим интересом выполняет ту деятельность, работает с той информацией, которую выбирает самостоятельно. Вот почему метод проектов доставляет большое удовольствие ученикам, как во время работы, так и при защите, поскольку дети видят результаты своего труда.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Цель данной работы:
- изучение содержания и методов проектной технологии обучения в образовательной практике;
- выработка умений использовать проектную технологию в преподавании биологии и химии.
Изучение построить на основе современных источников научной и учебной литературы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1) проанализировать опыт проектной деятельности, изложенный в педагогической литературе;
2) выделить основные возможности, а также проблемы данного метода;
3) изучить содержание проектной технологии;
4) раскрыть всю необходимость внедрения метода проектов в обучение школьников на современном этапе.
Объектом исследования в работе является технология проектной деятельности на уроках биологии.
Данная тема является достаточно изученной на уровне теории, но тем не менее анализ педагогической действительности показывает, что потенциал метода проектов в силу инерционных издержек используется учителями- практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.
Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, Л.Э.Левина, и др. Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития школы посвящены исследования Л.В.Городией, Л.М.Иляевой, А.А.Карачева, П.С.Лернера, Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцева и др.
Для написания работы использовались труды Е.С. Полат «Метод проектов: история и теория вопроса» (5,6) в которых раскрывается история и теория проектных технологий в системе образования. В работе И.С. Сергеева «Как организовать проектную деятельность» (8) даются рекомендации организации проектной деятельности в образовательном процессе. Характеристика современной педагогической технологии проектов дана в работе Н.А. Заграничной «Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде» (3). Проблемы и перспективы развития по данной теме исследовались на основе материалов периодической печати и информационных сайтов.
Глава I. Теоретическое обоснование проектной деятельности в школе
"Единственный путь, ведущий к знаниям,
- это деятельность".
Бернард Шоу
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее” (5). В конце XX в. проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности. Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно- урочной системе. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Проектное обучение – целенаправленная учебная деятельность, направленная на достижение конкретной цели по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских и практических задач.
Использование проектного обучения дает возможность развивать у учащихся коммуникативные навыки и умения, такие как, умение работать в группе, исполнять различные роли, отстаивать свою позицию и знакомиться с различными точками зрения на одну проблему, умения брать ответственность за выбор решения, проявлять взаимоуважение и оказывать взаимопомощь, умения поделиться своими идеями и найденной информацией, решать спорные вопросы.1.1 Историческая справка о методе проектов
Метод проектов — не новое явление в педагогике. Возник он в начале ХХ века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-З0-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально ею называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.
В нашей стране метод проектов начал использоваться одновременно с зарубежными школами. Но использование "метода проектов" под руководством Станислава Теодоровича Шацкого в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения? Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:
отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
слабая разработанность методики проектной деятельности;
не алгоритмизированность проектной деятельности.
Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития, как за рубежом, так и в нашей стране. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, необходимо глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования(6).
Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы. Четкое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов. Метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей. Применение исследовательских методик (например, исследование биотопов, биоценозов; создание серии репортажей из разных ареалов по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема распространения СПИДа, проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, флору и фауну и пр.). Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания.
Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей. Использование проектного метода обучения позволит: — индивидуализировать обучение; — актуализировать знания и умения; — изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы; — выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме; — организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы (1) .      Главная педагогическая цель любого проекта — формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости. Внешние (видимые) компетентности проявляются, как правило, в форме умений и способов деятельности. Поэтому один из понятных и вполне грамотных путей формулировки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков.
1.2 Создание педагогических условий для использования метода проектов
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности.
Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а учеников - о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность(4).
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он потребует работы по определенному алгоритму:
- постановка проблемы;
- формулировка гипотезы;
- планирование действий;
- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;
- подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т.д.);
- защита, презентация проекта.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Прикладной проект. В этом проекте с самого начала четко обозначается результат деятельности его участников:
- проект математического закона или свода правил;
- модель какого-то объекта, процесса доказательства теоремы;
- конструкторский проект и т.д.
По числу участников:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые.
По продолжительности:
- краткосрочные (разработаны на нескольких урока; мини-проекты);
- среднесрочные (от недели до месяца);- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
По характеру контактов:
- внутриклассные;
- внутришкольные;
- региональные;
- межрегиональные (в рамках одного государства);
- международные.
1.3. Этапы организации проектной деятельности
Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления у учащихся. По мнению И.Т Тарасовой: «Проект - это 6 П» - проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация - портфолио.
1. Проблема
На первоначальном этапе происходит рассмотрение изначально неформализованной задачи, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся. Здесь учителю необходимо заострить внимание учащихся на конечном продукте деятельности, показать значимость проекта, его целесообразность и дальнейшее применение, то есть результат выполненного проекта должен быть, что называется, "осязаемыми" [если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)].
2. Проектирование
Совместно с учащимися формулируем цели, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта. Учащиеся предлагают собственные идеи, высказывают предположения по реализации идей проекта. Происходит разбиение участников проекта на несколько групп, каждая из которых будет строить свою собственную деятельность. Важно четко сформулировать, каким образом, в дальнейшем, произойдет слияние результатов работы каждой из групп воедино, договориться о стандартах каждой из частей конечного продукта. Каким образом будут оформлены результаты деятельности. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей) между членами команды.
3. Поиск информации
На данном этапе происходит сбор информации. Основными инструментами являются: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Учитель играет роль наблюдателя за всеми участниками проекта, может косвенно руководить деятельностью; учащиеся выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Каждая из групп занимается сбором материала, работает независимо от других групп. Главным является то, что учитель не должен вмешиваться в деятельность учащихся, показывать более быстрый и правильный способ достижения цели. Учащиеся самостоятельно ставят и решают возникающие по мере выполнения проекта проблемы, привлекают для решения этих проблем знания из разных областей, учатся самостоятельно мыслить. Таким образом, учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
4. Продукт
Оформление конечных результатов деятельности. Синтез полученных результатов каждой из групп. Формулирование выводов. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся. Учащиеся оформляют результаты своей деятельности Реализация частей, составляющих проект (оценка использования различных источников информации, планирования деятельности, применения различных эффектов).
5. Презентация
Защита проектов в различных формах (устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов). Коллективное обсуждение, экспертиза, выводы, подведение итогов, выводы, выдвижение новых проблем исследования. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок (Оценка внешнего вида проектной работы; оценка поставленных задач; оценка по защите проекта). Критериями оценки являются:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
6. Портфолио
Это оформление материалов проекта в единый логический труд, имеющий четыре блока: полный комплект проекта с приложениями (демонстрационные материалы, документы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки и пр.), доклад, тезисы, аннотация. Грамотно оформленная проектная папка позволяет: организовать работу каждого участника проектной группы; создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом; объективно оценить ход работы над завершенным проектом; судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта; сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме проектов (7).    Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.     Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах: • развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию,  развитии критического мышления; • самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени; • решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области; • представление итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению; • сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).
Глава 2. Использование проектных технологий на уроках биологии
2.1 Учебно-проектная деятельность на уроках биологии
    Главной задачей современной школы и современного урока биологии является научить школьника самостоятельно учиться, получать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки. Вызвано это все более увеличивающимся потоком информации, который обрушивается на человека ежеминутно. Использование традиционной системы обучения, когда учитель дает сумму знаний, ученик получает, закрепляет на практических занятиях, учитель затем контролирует качество усвоения, эти задачи решить не может.
    Основным требованием к методу проектов является:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Я считаю, что в процессе изучения той или иной темы в курсе биологии перед учеником нужно ставить проблему, решая которую, он вынужден искать информацию, способы решения проблемы, анализировать результаты решения, корректировать свою исследовательскую деятельность (методика поставленных задач). Эта методика делает учебный процесс более эффективным, так как обучающийся лучше усваивает полученные знания и может выбрать оптимальный набор информации, необходимый ему в жизни.
Организовать решение задач можно через учебно-проектную деятельность. Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов (2).
   Применение проектного метода обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных тем.  В зависимости от объема проекта различается и его оценка: сравнение работ участников проекта, степень индивидуальности можно осуществить внутри группы, класса, если проект небольшой, затрагивает небольшую тему.
   Ниже предложен список таких умений и навыков, формирующихся в процессе проектной деятельности, который, естественно, может быть дополнен и расширен. 1. Рефлексивные умения: • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;     
• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: • умение самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать способ действия, привлекая знания из различных областей; • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); • умение находить несколько вариантов решения проблемы; • умение выдвигать гипотезы; • умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. Навыки оценочной деятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: • умения коллективного планирования; • умение взаимодействовать с партнерами; • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; • навыки делового партнерского общения; • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Менеджерские умения и навыки: • умение проектировать процесс (продукт, изделие); • умение планировать деятельность, время, ресурсы; • умение принимать решения и прогнозировать их последствия; • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). 6. Коммуникативные умения: • умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.); • умение участвовать в дискуссии; • умение отстаивать свою точку зрения; • умение находить компромисс; • навык интервьюирования, устного опроса и т.д. 7. Презентационные умения и навыки: • навыки монологической речи; • умение уверенно держать себя во время выступления; • артистические умения; • умение использовать различные средства наглядности при выступлении; • умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проект означает самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы и, как правило, является результатом коллективной работы, предусматривающей сотрудничество учащихся. Учащиеся получают задание, которые не являются обязательными для каждого, но заинтересованные ребята работают в паре, группе или индивидуально. Они качественно улучшают знания и повышают оценку за определенную тему.
Положительные стороны проектного образования:
Углубление знаний учащихся по предмету;
Помогает выявить способности ученика;
Развивают интерес к науке, умение работать с литературой;
Умение ставить эксперимент, проводить наблюдения, выступать с докладами.
Использование проектного образования позволяет:
Индивидуализировать обучение;
Актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников;
Позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе;
Помогает выполнять работу в собственном ритме;
Использовать полученные знания в практическом применении;
Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;
Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.
2.2 Использование проектных технологий на уроках биологии
Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Такое обучение отличается от того, где необходимо «запомнить и ответить», где есть готовая формула, в которую надо только подставить значения. Ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Словом, речь идет о проектировании решения тех или иных проблем. Отсюда и название метода – метод проекта.
Метод проектов открывает перед каждым школьником возможность проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность, т.е. попробовать испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное для себя и сконцентрировать на этом свои желания, силы, возможности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и осознать самореализацию главного участника – обучаемого.
Структура ученического проекта
№ Разделы матрицы проекта
Название проекта: «Мы едим, чтобы жить…?»
Тематическое поле: используются знания по биологии, экологии, валеологии, химии, медицины
Проблема: Мы на уроках биологии теоретически изучаем процессы питания и пищеварения, но недостаточно компетентны в вопросах рационального питания и мало знакомы с заболеваниями, вызванными неправильным питанием.
Цель проекта:
Для учеников: - Выявить влияние продуктов и культуры питания на здоровье человека.
Для учителя: Сформировать у учащихся представление о продуктах питания, о культуре питания на здоровье человека.
Задачи:
Для учеников:
- Изучить особенности работы пищеварительной системы человека, используя различные информационные источники,
- рассмотреть влияние режима питания на здоровье человека,
- познакомиться с понятиями «биологически активные добавки», «биологически активные вещества»,
- узнать, какие заболевания могут возникнуть в результате неправильного питания,
их профилактику,
- составить буклет с рекомендациями по рациональному питанию человека.
Выявить влияние продуктов и культуры питания на здоровье человека.
Для учителя:
- Сформировать информационную компетентность у учащихся, научив их пользоваться различными источниками информации,
- сформировать коммуникативную компетентность, путем приобщения учащихся к работе в группах,
- Сформировать познавательную компетентность, через стимулирование к движению к новым знаниям,
- научить анализировать, выделять главное, составлять буклеты.
Сформировать у учащихся представление о продуктах питания, о культуре питания на здоровье человека
Результат:
Подготовить буклет, с рекомендациями по рациональному питанию.
Выработать у учеников следующие компетентности:
- информационную,
- коммуникативную,
- познавательную,
- умение анализировать, обобщать, через составление буклета с рекомендациями.
7. Доминирующий вид деятельности: ознакомительно-ориентировочный
Предметно-содержательная область: межпредметный проект
Характер координации проекта: с открытой координацией
Количество участников:
Группы по 4-6 человек
Характер контактов: внутренниеПродолжительность: средней продолжительности.
Учебные предметы, содержание которых включено в проект: биология, химия, валеология, гигиена, экология, медицина.
8 .Надпредметная информация: работа с новейшими информационными источниками, правила составления буклетов.
9. Количество школьников: 2-3 группы по 4-6 человек
10. Материально-технические ресурсы: тетрадь, возможность использования компьютера, чертежная бумага, маркеры, краски.
11. Время: месяц, на каждый этап работы не более недели
12. Формы работы:
- лекции,
- фронтальные беседы,
- встреча со специалистами,
- работа с различными источниками информации,
- самостоятельная работа,
- групповая работа,
- круглый стол.
13. Презентация буклетов проводится в форме «круглого стола».
Литература: при работе над проектом может быть использована любая научная информация, касающаяся темы проекта.
Заключение
На сегодняшний день в обществе актуальна потребность в творчески мыслящих людях, способных к самостоятельности и нестандартному решению проблем. Считаю, что проектная технология одна из тех, которые позволяют решать эти задачи. Метод проектов позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания. В процессе работы над проектом школьниками приобретаются важные качества: умение самостоятельно мыслить, делать правильный выбор, предвидеть результат. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Проектное обучение – целенаправленная учебная деятельность, направленная на достижение конкретной цели по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских и практических задач.
Использование проектного обучения дает возможность развивать у учащихся коммуникативные навыки и умения, такие как, умение работать в группе, исполнять различные роли, отстаивать свою позицию и знакомиться с различными точками зрения на одну проблему, умения брать ответственность за выбор решения, проявлять взаимоуважение и оказывать взаимопомощь, умения поделиться своими идеями и найденной информацией, решать спорные вопросы. Проектный метод обучения как никакой другой способствует повышению степени самооценки каждого ученика, участвующего в проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Проектировочный стиль мышления, соединяя в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, открывает каждому доступ к информационному ресурсу образования, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. В процессе творческой деятельности происходит сдвиг в умственном развитии учащихся, выражающийся в творческом преобразовании знаний и умений, готовности и способности самостоятельно добывать новые знания, т. е. организовать свою познавательную деятельность в соответствии с возникающей проблемой.
Использование на уроках метода проектов в сочетании с другими формами организации учебной деятельности учащихся является необходимым условием современного урока биологии и химии, т.к. обеспечивает наиболее полное и целостное усвоение материала.
Подытожив все выше изложенное, необходимо отметить следующее:
- проектная работа учащихся, прежде всего, пробуждает интерес школьников к предмету;
- правильно организованная научно-исследовательская деятельность  помогает сформировать основные умения и навыки у учащихся по исследовательской культуре: выявление и постановка проблемы, сбор данных и их обработка, овладение методами научного исследования, защита своей исследовательской деятельности, правильное  оформление своей работы;
- приобретенные учащимися  умения и навыки позволяют применять и развивать их  в своей жизни в различных видах деятельности. Опыт показывает, что полученные умения и навыки проектной работы, учащиеся успешно применяют, обучаясь в высших учебных заведениях;
- формировать умения и навыки проектной работы учащихся можно как на консультациях, посвященных научно-исследовательской деятельности так и на занятиях, используя при этом различные приемы и методы: работа с литературой, решение познавательных и проблемных задач, написание учащимися эссе, сообщений, тезисов, проектов. Эти методы наиболее эффективны, так как побуждают ученика к исследованию;
- итогом организации научно-исследовательской деятельности учащихся является активное участие школьников в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, на которых занимают призовые места.
Литература.
Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе/ А.В. Бычков. — М., 2000
Заграничная Н.А., Добротина И.Г, Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде.-М.: Интеллект-Центр, 2014.
Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения/ В.В. Гузеев// Директор школы. — 1995. — № 6.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000 9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 – 47 Полат, Е.С. Как рождается проект / Е.С. Полат. — М., 1995.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- М.: Аркти, 2012.