Доклад (Курсы повышения квалификации)


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК КОМАНДА, РЕАЛИЗУЮЩАЯ ЕДИНСТВО ЛИЧНОСТНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ.Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше.А. С. Макаренко ПРОЕКТ ПОДГОТОВИЛИ:СЛУШАТЕЛИ КУРСОВ «Управление профессиональным ростом педагогического коллектива»: г.АлматыКулмаганбетова Багит МендагалиевнаАубакирова Алмагуль МынжасаровнаМаринко Людмила ВладимировнаБосжигитова Самира Каликановна ЦЕЛЬ: ОПРЕДЕЛИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВИЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.ЗАДАЧИ:НАЙТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ «КОМАНДА», «КОЛЛЕКТИВ», «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ»;ВЫЯСНИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЧНОСТНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ;ИЗУЧИТЬ ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕКТИВА НА ЛИЧНОСТЬ;СОСТАВИТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА. КОМАНДА - небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность (М. Армстронг) Понятие «команда» является междисциплинарным и широко употребляется в менеджменте, социологии, психологии спорта, а также педагогике.   Команда представляет собой высший уровень развития группы, совместная деятельность которой построена для достижения определенных целей,  с опорой на индивидуальные особенности, достижения каждого и с ориентацией на общий успех. При этом индивидуальные достижения зависят от эффективного взаимодействия членов команды при сохранении ими своей индивидуальности.  Команда формируется на основе какого-либо  коллектива.  Педагогическая команда – это группа педагогов образовательного учреждения и других субъектов (родители, учащиеся, субъекты социума, социальные партнеры и т.д.), созданная для решения стратегических и тактических задач развития организации ОБРАЗОВАНИЯ.   ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ:эфективное конструктивное межличностное взаимодействие; ярко выраженная личная ответственность, профессионализм каждого сотрудника команды, положительное мышление, следовательно, ориентация на общий, а не индивидуальный успех, способность согласованно работать на общий результат, дисциплинарное поведение, дух команды и др. Педагогические команды формируются в организациях и школах, отличающихся, прежде всего:сильной мотивацией успеха, незаурядным стремлением к успеху как организующему принципу деятельности педагогов в команде для решения задач развития образовательного учреждения, включая задачи инновационного характера развития. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагогаценности,  которые связаны с ролью педагога в профессиональной и социальной среде; помогают расширять круг его общения;  самому развивать свою творческую индивидуальность;  дают возможность свои прагматические потребности удовлетворять и позволяют самореализоваться.  Педагогическая деятельность определяется гуманистическими параметрами, поэтому педагогические ценности имеют гуманистическую сущность и природу.  От того какое место отводит педагог  ценностям в своей жизни, зависит и его  профессиональное и социальное поведение. Педагогические ценности часто тесно переплетаются с личностными целями ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.); ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.). Все педагоги, психологи, социологи утверждают:Педагогический коллектива является  мощным рычагом управления, потому что он создаёт энергичную, эффективную и ответственную группу людей с большим потенциалом. При этом индивидуальные достижения зависят от эффективного взаимодействия членов команды при сохранении ими своей индивидуальности.   Известно, также, что люди по-разному проявляют и чувствуют себя, работая в разных коллективах. Одни коллективы способствуют проявлению лучших сторон личности человека, а другие сублимируют хорошее и подпитывают плохое. Особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив. Важными составляющими успешной деятельности образовательного учреждения являются вовлечение работников в управление, повышение их квалификации, создание благоприятного психологического климата,  стимулирование педагогического коллектива к творческой деятельности, слаженная работа управленческой команды. Личностные цели = педагогические цели => право на личностное пространство; право быть независимым; право на успех; право быть выслушанным и принятым всерьез; право отвечать отказом, не чувствуя себя виноватым; право просить, что хочешь, не чувствуя себя эгоистом; право на ошибку и ответственность за нее; право на чувства. Стимулы профессионального развития:Мотивы работника школы к труду:Мотив самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельностиМотив личного развития, приобретения новой информацииМотив самоутверждения, достижения социального успеха.Потребность в причастности к делам коллектива.Мотив состязательности Вознаграждения, которые могут использоваться за эффективное профессиональное развитие: Содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, её распространении в районе. Повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе; устанавливать наиболее удобный график работы.Направление на курсы.Содействие в аттестации.Предоставление времени на методическую работу.Дополнительные дни к отпуску.Направления на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом. Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати.Привлечение к руководству методическими подразделениями школы.Получение права на проведение семинаров, тренингов, лекций для своих коллег.Моральное (награждение грамотами, объявление благодарности) и материальное (денежные премии, улучшение материально-технического состояния кабинета) вознаграждение.Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе.Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы. Участие в принятии управленческих решений.Аттестация кабинетов с назначением соответствующей надбавки к зарплате.Содействие в выдвижении на участие в конкурсах профессионального мастерства. При органическом сочетании мотивов, стимулов в коллективе эффективно решаются следующие задачи:улучшение психологического климата в организации и повышение духа ее сотрудников;совершенствование практики подбора кадров;модернизация организационной структуры;оказание помощи коллегам в развитии их способностей;сплочение коллектива в единую команду;формирование доброжелательной атмосферы в коллективе;помощь в преодолении стрессов;достижение соответствия между внутренним складом человека и его работой (выработке индивидуального стиля деятельности);устранение конфликтов;снижение текучести кадров;разумность кадровой политики (расстановки) и др. Практика позитивной мотивации должна содействовать улучшению качества образовательного процесса и помочь работникам:добиваться поставленных целей;получать хорошие возможности карьерного роста;адаптироваться к происходящим переменам;сформировать чувство собственного достоинства и адекватно оценивать возможности;профессионально развиваться и помогать в этом другим ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВАустойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;отчетливо выраженная однородность состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу(единство целей, мотивация успеха, профессионализм и т.д.);высокая степень сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;структурированность – определенная четкость и конкретность распределения функций, прав и обязанностей, ответственность между членами коллектива;организованность, то есть - упорядоченность, подчиненность коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;открытость - то есть готовностью к принятию новых членов; СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!