Конспект урока по окружающему миру Развитие и размножение животных (3 класс)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17им. В.С.Завойко»
Петропавловск-Камчатского городского округа
План – конспект урока
по окружающему миру
3 класс
«Развитие и размножение животных»

учитель начальных классов
Смолина Светлана Юрьевна
Петропавловск –Камчатский
2014 – 2015 учебный год
Цель: познакомиться с особенностями развития и размножения животных
Задачи: формировать в рамках урока универсальные учебные действия
Личностные УУД :
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- умение определять своё отношение к миру.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
1.Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока;
- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения.
2.Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
- синтез как составление целого из частей;
- выбор оснований для сравнения;
- подведение под понятия, распознавание объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- выдвижение гипотез.
3. Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
технология проблемно - диалогического обучения
технология продуктивного чтения
технология оценки учебных успехов
технология групповой работы
Оборудование: учебник А.А.Плешаков « Мир вокруг нас»; рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир», 3 класс (часть 1); картинки (медведь, питон, карась, курица, бабочка, лягушка); индивидуальные карточки для групп, для учащихся; ноутбуки; интерактивная доска.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Структура и ход урока:
Этап
урокаДеятельность учителя Деятельность
учащихсяМотивация
к учебной
деятельности- У вас на партах разноцветные карточки. Покажите мне жёлтую карточку, если у вас радостное, хорошее настроение и коричневую, если настроение не очень хорошее.
- У меня тоже очень хорошее настроение и думаю, что наш урок будет интересным и познавательным.
Дети хором читают:
-Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
Актуализация
знаний. 1)-Какую группу живых существ изучаем?
-Как называется наука о животных?
-На сколько групп разделили животных?
-Перечислите группы животных.
-Давайте вспомним и составим схему, на какие группы по способу питания разделили учёные зоологи всех представителей царства животных? Для этого мне нужны помощники.
-А теперь к каждой группе надо поместить представителей. Мне опять нужны помощники.
-Нет ошибок? Всё правильно?
-Пройдём по нашей схеме и вспомним полученные знания.
- Как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?
-Какие животные питаются другими животными?
-Какое доброе слово можно сказать о хищниках?
-Как связаны живые существа между собой?
-С чего начинаются цепи питания?
2)-Для проверки полученных знаний проведём интерактивный тест.
У доски 2 ученика самостоятельно выполняют задание: Составить цепи питания животных.
-Животные.
-Зоология.
Учащиеся перечисляют группы животных
(Дети составляют на доске схему «Группы животных по способу питания» Приложение 1)
(Учащиеся помещают картинки животных к группам).
-Всеядные
-Хищники.
-Санитары леса.
-В цепи питания.
-С растений. (Учащиеся перечисляют цепи питания)
Учащиеся на компьютерах проходят тест (Приложение 2)
Создание проблемной
ситуации-Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко.
-С первыми лучами солнца семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки.
-Стебелёк растет.
-И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок
-Цветок хорошеет. Он тянется к свету, к солнцу.
- Ребята, как цветок тянется к солнцу, так и животные тянутся к жизни.
-Вспомните, вы все были маленькими. Как называют маленьких детей?
У кошки – котёнок.
У лисы - … (лисёнок)
У утки - … (утёнок)
У бабочки - … (гусеница)
У рыбы - … (малёк)
У кузнечика-…(личинка)
У змеи - … (змейка)
-Ребята, а кем в детстве была лягушка? А крокодил? Змея?
-Почему получились разные ответы?
-Вот видите мы не всё знаем о группах животных.
-Может вы уже догадались, что будем изучать сегодня?
-О чём вы хотите узнать сегодня на уроке? Поставьте вопросы. -дети присаживаются и закрывают голову руками
-дети поднимают руки, тянутся вверх
-дети потягиваются, расправляют плечи
-дети поднимают руки вверх, показывают распустившийся цветок
-дети улыбаются друг другу
-Ребёнок.
-Не всё знаем о животных)
Развитие и размножение растений.
1.Как размножаются насекомые?
2.Как размножаются рыбы?
3.Как размножатся рыбы, земноводные, рептилии?
4.Как размножаются птицы?
5.Как размножаются звери?
Открытие детьми новых знаний.
1)Коллективная работа по учебнику
2)Работа в группах
-На первый вопрос мы с вами ответим коллективно, а все ответы будем заносить в таблицу.
Учебник стр 100
-Как размножается бабочка?
-А кузнечик?
(Учитель на доске составляет схему)
-Изучать развитие и размножение животных своей группы вы будете на примере своего представителя.
1группа
Рыбы
2группа
Пресмыкающиеся
3группа
Птицы
4 группа
Звери
5 группа
Земноводные
Задание:
Прочитать научно-познавательный текст. Подчеркнуть основные этапы развития вашего животного. И с помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
Яйцо-личинка (гусеница)-куколка-бабочка
яйцо-личинка-взрослое насекомое
Систематизация полученных знаний – Какие из животных откладывают яйца?
-Какие из животных мечут икру?
-Чем отличается размножение зверей от других животных?
– Кто три раза родится?
-Вернёмся к нашим вопросам. Кто же у бабочки?
-А у змеи?
-У кузнечика?
-Но иногда природа преподносит разные сюрпризы. О некоторых из них я вам сейчас расскажу.
-Насекомые, пресмыкающиеся, птицы
-Рыбы, земноводные.
-Звери рождают детенышей
-Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое.
-Гусеница.
-Змейка.
-Личинка.
Показ презентации об утконосе,
колюшке,
морском коньке.
Итог урока. Релаксация. -Что нового узнали на уроке?
-Кому было интересно?
- А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно в течении урока, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было. Приложения.
12630168509000 ЖИВОТНЫЕ
190119012064002186939120640026822394064000left371475растительноядные00растительноядные
9239251123950насекомоядные00насекомоядные
38385751200150хищники00хищники

3705225145415всеядные00всеядные

Заяц, олень, ёж, ящерица медведь, лиса, рысь, песец
Лягушка, птицы, жуки
Ястреб, сова, волк, тигр
2.Интерактивный тест.
1) Как называют группу животных, которые охотятся на более крупных животных?
-всеядные
-хищники
-насекомоядные
2) К какой группе по способу питания относятся олень, заяц, ёж?
-растительноядные
-всеядные
-хищники
3)Какие из перечисленных животных относятся к хищникам?
-сова, волк, тигр
-медведь, рысь, лиса
-лиса, волк, сова
4)С чего начинаются цепи питания?
-насекомоядное животное
-растительноядное животное
-растение
5)Выбери верную цепь питания:
16573502667000059626523050500
88582534290000235267535242500
95821556197500230505056134000
3)Карточки для работы в группах.
1группа. Рыбы
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 102. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
2группа. Земноводные.
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 102. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
3 группа. Пресмыкающиеся.
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 102. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
4группа. Птицы.
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на страницах 102-103. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
5 группа. Звери.
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на страницах 103-104. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
4)Карточки для самостоятельной работы.
Вставьте пропущенные звенья в цепи питания.
-451485278130Кора дерева
0Кора дерева

93916590805.......…..
……
0.......…..
……
3476625253301500200977525425400057150025425400020383501885315005048251818640003333750113284000338963081280лиса0лиса19011902622550018954751056640004438651090930005010152336800039338252437765…
0…
center2447290медведь0медведь10382252447290…
0…
-4667252447290лягушка0лягушкаcenter1780540…
0…
9906001761490медведь0медведь-4953001732915малина0малина3781425989965…
0…
3418205961390сова0сова962025951865…
0…
-514350951865дуб0дуб