Урок по МХК для 11 класса по теме «Русский авангард»








Мировая художественная культура.
Конспект урока на тему: «Мастера русского авангарда» из раздела «Художественная культура XX века»,
11 класс.













Выполнила: Коротицкая Анна Владимировна учитель по Мировой художественной культуры г. Магнитогорска Челябинской области.
Электронный адрес: anyakorot@mail.ru




Конспект урока по МХК, 11 класс

Тема раздела: «Художественная культура XX века»
Тема урока: «Мастера русского авангарда». 1 час.
Цели:
Обучающая: развитие и закрепление темы раздела «Художественная культура XX века»; познакомить с новым понятием авангардизм. Овладение умением анализировать художественные произведения В. Кандинского, К. Малевича, П. Филонова, В. Татлина и вырабатывать собственную эстетическую оценку.
Развивающая: использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Воспитывающая: воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства.
Задачи урока:
1. Повторение пройденного материала.
2. Русский авангард. Начало русского авангарда.
3. Особенности русского живописного авангарда.
4. Абстракционизм В. Кандинского.
5. «Аналитическое искусство» П. Филонова.
6. Супрематизм К. Малевича.
7. В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма.
8. Судьба русского авангардиста.
Тип урока: урок расширения и углубления в тему.
Форма урока: урок – лекция.
Жанр урока: урок – презентация.






Ход урока

Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем, знакомиться с разными направлениями в искусстве XX столетия. Слайд 1
Слайд 2
- С какими направлениями и стилями мы уже с вами познакомились? (с искусством символизма, модернизма, конструктивизма; зарубежное изобразительное искусство – программность, кубизм, фовизм, примитивизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, поп – арт.).
- Каковы главные отличительные черты новых стилей, направлений и исторические предпосылки их возникновения? (учащиеся кратко выделяют отличительные черты стилей и всех направлений 20 столетия).
-Сегодня мы познакомимся с еще одним направлением в искусстве 20 века это «авангардизм». Слайд 3
- Что вы можете рассказать про это направление в искусстве? (ответы по желанию учащихся).
- Сам термин «авангард» заимствован из военной терминологии и не представляется идеальным в применении к искусству. Он страдает жестокостью и не может сообразовываться с природой художественного мышления. Но он принят, и мы не ищем ему замены.
Слайд 3
- Авангардизм (фр. передовой + отряд) - название ряда течений в искусстве 20 века, порывающих с существующими нормами и традициями реализма. Авангардисты рассматривают искусство как особую, лишенную социальной значимости эстетическую сферу, постоянно экспериментируют в поисках новых форм.
Слайд 4
Русский авангард. Начало русского авангарда.
- История русского авангарда начинается с 1910 года. Русские художники усваивали европейские традиции, но и создали свой национальный стиль. Древнерусская иконопись, народные лубочные картинки, примитивизм детских рисунков помогали им создавать новую художественную реальность.
- «Русский взрыв был вполне закономерен и исторически оправдан» (Д. В. Сарабьянов). В конце 1910 года в Москве устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 года под этим названием организовали общества, просуществовавшее до 1917 года, и проводили выставки с участием русских и иностранных художников. Художники и поэты дразнили публику, «бубновые валеты» выражали свой протест против художественного застоя. Художники возвращали живописи способность пользоваться Толькой её присущими свойствами – цветом, линией, пластикой. Они увидели красоту в самой поверхности холста. Интерес к предмету, к массе, к объему, вылепленному цветом и красочным «тестом» – все это сделало популярным жанр натюрморта. Пейзажи, портреты русских авангардистов становились чем – то близким натюрморту. «Бубновые вылеты» не стремились к монументальности, к фреске, используя в лучшем случае форму панно, сближая его с вывеской. Все эти устремления соединяются с темпераментной стихийностью, с азартным напором, с уличной громогласностью – все это типично для русского авангарда.
Слайд 5
Особенности русского живописного авангарда.
Учитель: Первые выставки «Бубнового валета» стали свидетелем того, что русская живопись начала вхождение в полосу авангардного движения, которое развернулось в 1910 – 1920 –е годы. Оно становится программным, проектным, сопровождается манифестом или устной декларацией, подкрепляется теоретически, без чего авангард не существует. В писаниях авангардистов слышны отзвуки современных им научных открытий или философских концепций. Научные предположения выглядят наивными иногда, но этот недостаток восполняется в самом творчестве, где интуиция выступает на первый план и ставит художественный образ на уровень новейших научных открытий. Вырабатывается тип художника, как бунтаря, протестанта. Качеством русского авангарда является отрицание традиций предшественников. Еще одним из главных отличительных особенностей является следующее: произведение искусства создает новую реальность. Художники вступали в мир неведомый. Их образы – реальность вторичная или реальность идеальная. В ней на совершенно особый маневр построены взаимоотношения частей вселенной и мелких явлений и вещей, находящихся в кругу представления человека. Особенностью является также его многоликость. Фамилии нескольких авангардистов - Кандинский, Ларионов, Гончаров, Малевич, Татлина, Матюшин - чтобы понять, что каждый из них самостоятелен, независим, и неповторим.
Слайд 6
При всем своеобразий и известных достоинствах русской живописи ХVIII-ХIХ вв. ее представителей нельзя определить как новаторов. Авангард, был для русского искусства непривычен. Тем удивительнее стремительное формирование новаторской живописи.
Живопись шагнула к последнему слову художественного изобретательства.
Какую-то роль сыграл революционный порыв, которым была охвачена Россия в 1900-1910-е гг.
В ситуации революционного накала возможность художникам-авангардистам вкусить радость отрицания всего того, что им непосредственно предшествовало.
В самом творчестве авангардистов, которые, выдвигая определенные идеи, доводили до крайней точки их реализацию. Такая тенденция характерна для Ларионова, Малевича, Татлина..
В России утопизм авангардного движения проявляется в отрыве от предшествующего опыта. Выражается в представлении о пути через искусство к идеальному новому миру.
Слайд 7
Не случайно русские авангардисты вынашивали идею четвертого измерения, интересуясь идеями Ч. Г. Хинтона и П. Д. Успенского стараясь приноровить их учения к творческим целям.
Утопия авангарда сродни многим утопиям большой истории искусства. Самая крупная из них утопия Ренессанса столь сильно поразила человечество.
Человек, почувствовавший власть над миром и постигший вкус управления им, родился во времена Ренессанса. Авангард дал новую вспышку этой жажде власти, хотя, казалось бы, он словно возвращается туда, откуда вырвался Ренессанс. Но в своем порыве выдвигали новую собственную идеальную концепцию миропорядка.
Для Малевича, Кандинского, Филонова процесс создания картины был приближен к таинству. Творец-художник уподоблялся божеству, становился личностью исключительной, по меньшей мере «председателем земного шара» (как именовал себя поэт Велимир Хлебников).
Слайд 8

В других европейских странах ранний авангардизм получил не столь разноплановое воплощение. Но даже самые великие из них Пикассо или Брак приближаются друг к другу, но их творческие концепции лежат не на таком большом расстоянии друг от друга, какое отделяет творчество Малевича от Татлина, Татлина от Филонова, а Филонова от Шагала.
На рубеже XIX и XX вв. в временном отрезке разворачивается ряд стилевых вариантов и идейно-художественных движений. Таким образом, до конца реализуется тот потенциал многообразия, который обязан своим происхождением скорее ситуации, чем традиции.
В России, пожалуй, как нигде, в 1910-е гг. сложилась ситуация, подходящая для самореализации.
Стали захлестывать волны того живописно-поэтического шторма, который готов был смыть с лица земли все прежние культурные институты.
За выставками, устроенными на балаганный манер, следовали диспуты, где разгорались жаркие споры. Художники и поэты предпринимали гастрольные поездки, стараясь разнести идеи и образцы нового творчества по городам и весям России.
Русская авангардная живопись вобрала в себя национальные традиции русской культуры.
Слайд 9
Абстракционизм В. Кандинского.
- Абстракционизм (фр. абстрагирование) – направление в живописи, скульптуре и графике 20 века. Абстракционисты отказывались от изображения реальных предметов и явлений, произведения представляет сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.
- Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944) абстрагировал реальность, зашифровывал предмет беспредметной формой или, наоборот сохраняя мосты между предметностью и беспредметностью.
Слайд 10
Первые этюды и картины, написанные в окрестностях Мюнхена, создавали впечатление бескрайности окружающего мира, поражали необычной яркостью цветовой гаммы. Романтическая приподнятость ранних пейзажей и жанровых сцен из народной жизни характерна для произведений этого периода. «Синий всадник» (1903), мчащийся на коне, на фоне зеленого пейзажа, идеальный романтический образ, который можно рассматривать в качестве эпиграфа к творчеству Кандинского. Синий всадник, символизирующий власть над иррациональной психической энергией, воспринимался как проявление высшего духовного начала.
Слайд11
Главным предметом экспериментов художника становилось пространство, в котором он пытался построить новые взаимоотношения между миром реальным и абстрактным. Разрушение предметности явилось прелюдией к смелой абстракции художника. В статье «Ступени» (1918) Кандинский подчеркивал, что «предметность вредна моим картинам». Несмотря на отсутствие сюжета, в созданном им беспредметном мире все же можно было узнать очертания реальных объектов: всадников и дам в кринолинах, дома, башни и колокола, фонтаны и пушки. В пейзажах угадывались горы, с облака, деревья, животные..)
Слайд 12
- Давайте посмотрим его картину «Озеро». Каковы художественные принципы его творческой манеры? (учащиеся отвечают).
Слайд 13
- В картине «Озеро» (1910) предметный и беспредметный принципы сосуществуют. В остальном разгадка ложится на зрителя, который синие полосы может принять за обозначение воды, полосы в верхней части - за обозначение неба.
Реальность и фантазия причудливо переплелись в картине. Мы без особого труда различим в ней гладь водной поверхности, лодки с гребцами, силуэт замка на берегу. Эти предметы написаны на фоне, взрывающемся вспышками ярких цветовых пятен. Одни из них озаряют бездну пространства, другие, напротив, усиливают впечатление таинственности. Линии словно зигзаги молний, то вырываются на поверхность полотна; то устремляются внутрь, заманивая зрителей в свои недра причудливых сплетений абстрактных форм создается особая, «сверхчувственная вибрация». «Хор красок» действительно врывается в душу из природы».

- Во многих произведениях 1910 – х. г.г. («Импрессиях», «Импровизациях», «Композициях») узнаваемые детали распределены по всему холсту, возбуждая предметные ассоциации. Смысл переносится на композиционную и колоритную драматургию.
Слайд 14
Давайте посмотрим его картину «Композиция». Каковы художественные принципы его творческой манеры? (учащиеся отвечают).
Слайд 15
- В картине «Композиция VI» (1913) крайнее напряжение.
«Композиция VI» вызывает впечатление открывшейся перед зрителем бесконечности пространства. Отсутствие конкретного жеста вовсе не означало полного отсутствия содержания. Сам художник связывал ее с ветхозаветным Всемирным потопом. Композицию картины составляют несколько центров, измерить или определить расстояние между которыми не представляется возможным. Изящные, тонкие комбинации коротких линий, широкие полосы сочных и ярких оттенков плавно и мягко перетекают друг в друга. Наше внимание привлекают и всевозможные варианты цветовых сочетаний: светлых и темных, бледных и ярких. Внутреннее движение цвета и линии выражает сложную и напряженную жизнь человеческого духа. Зритель вовлекается в стихийный водоворот красоты линий, сам становится участником той всемирной катастрофы, которая преобразует земной и небесный хаос в совершеннейшую гармонию.
- Какое впечатление произвело на вас знакомство с его произведениями? (учащиеся отвечают).
Слайд 16
«Аналитическое искусство» П. Филонова.
Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941) пошел собственным путем. Создает сочинение «Идеология аналитического искусства», где провозглашался «принцип сделанности».
Художник должен отдавать произведению максимум усилий. Ученики рассказывают, что он отделывал свои картины тонкой кисточкой, начиная заполнять холст от одного края и доходя до противоположного.
- Принцип «сделанности» реализован, например, в картине «Коровницы» (1914).
Слайд 17
Судьба Павла Николаевича Филонова поистине драматична. За свою жизнь он не продал ни одной из своих картин, считая, что все, созданное им, должно принадлежать только народу. За десять лет до смерти, нищий и полуголодный, художник продолжал писать без перерыва, иногда по нескольку суток подряд. Непонятый, отторгнутый современниками, забытый некоторыми учениками, не имеющий возможности выставляться, он все же мечтал передать свои картины «государству, чтобы из них был создан музей аналитического искусства». В 1941 г. Филонов умер в осажденном Ленинграде, смертельно простудившись во время очередного дежурства на посту ПВО.
...четвертован
вулкан погибших сокровищ, великий художник, очевидец незримого, смутьян холста
так писал о нем поэт А. Е. Крученых.
Подлинное признание пришло спустя много лет. Теперь картины Филонова гордость и украшение любой выставки и картинной галерей.
В манифесте «Идеология аналитического искусства» (1914 1915) Филонов писал:
«...Старинное, запутанное понятие слова «творчество» я заменяю словом «сделанность». В этом смысле «творчество» есть организованная систематическая работа человека над материалом».
Слайд 18
Филонов считал, что белое поле холста или бумаги это невидимая часть природы, на которой художник должен взрастить, прорисовать линией, цветом и формой видимую и невидимую духовную сущность окружающего нас мира. Зритель, рассматривающий картину, должен видеть, как создается художественный образ, подобно тому, как растет дерево («движение организма против механизма»). «Видящий глаз» человека воспринимает цвет и внешнюю форму тел. «Глаз знающий» постигает скрытое внутреннее движение атомов.
Изображение создается художником от частотного к общему. Он может начинать работу с любой точки холста, отделывая каждый микрон изображения. Своих учеников он призывал работать «только маленькой кистью с острым концом... будто работаешь остром карандашом и боишься его затупить и сломать. Тогда из-под твоей кисти на холсте останется не дурацкий лживый мазок... а кусок того материала, той материи, из чего состоит все в природе. Упорно и точно рисуй каждый атом!» При этом он мог бесконечное множество раз возвращаться к уже написанному, чтобы выразить самую сущность того или иного явления. Вот почему целый ряд его произведений носит название «формул» («Форму империализма», «Формула петроградского пролетариата», «Формула комсомольца»).
Слайд 19
- Давайте посмотрим его картину «Формула весны» (1918 – 1929). Каковы художественные принципы его творческой манеры? (учащиеся отвечают).
Слайд 20
- Это картина наглядный пример живописной гармонии, достигнутой на основе «аналитической» системы и при помощи приемов «Сделанности». Мы не увидим ни зелени деревьев, ни ручейков, но в ней есть все, что создает именно это время года.
Сложнейшие изгибы форм, переплетение линий, сверкающие и переливающиеся на солнце кристаллики цвета рождают в воображении великолепную гармонию музыкальных ритмов, яркую феерию красок, способную пробудить в душе весеннее чувство обновления природы. Картина действительно стала наглядным подтверждением манифеста художника:
«Я знаю, анализирую, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений...»
Слайд 21
- Картина «Пир королей» (1913). Что вы видите на этой картине? (учащиеся отвечают).
Слайд 22
- «Пир королей» стала символом творчества и нелегкой жизни художника. «Пир королей» это метафора эпохи, развернутая в грандиозных масштабах. Угрюмые и властные мертвецы, чинно восседающие на креслах-тронах, величаво и важно едят овощи. Какое-то дьявольское пламя зловеще отсвечивает за их спинами, «озаренными подобным лучу месяца бешенством скорби» (Б. Хлебников). Полускелеты-полутрупы высасывают плоть и кровь у всего живого и чувственного мира. Мрачен и лихорадочен этот пир временщиков власти, предающихся воспоминаниям о былом могуществе.
Композиционный и колористический строй картины призван подчеркнуть жуткую реальность. Темную цветовую гамму разрывают яркие синие, красные и желтые краски. Но есть в ней и просветляющее начало, слабая надежда на торжествующую энергию и красоту жизни.

- Какое впечатление произвело на вас знакомство с его произведениями? (учащиеся отвечают).
Слайд 23
Супрематизм К. Малевича.
-Казимир Северинович Малевич (1878 – 1935). Его путь лежал к главному открытию – супрематизму (лат. Высший). Он писал: «Я говорю всем: бросьте любовь, эстетизм, чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость слепа и ничтожна! Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски! Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу! Спешите!»
- Как вы понимаете эти слова? (учащиеся отвечают).
Слайд 24
- Он неутомимо изучал и проверял традиции старых мастеров, искал и оттачивал

новые возможности живописи. Первые картины Малевича были выполнены в яркой импрессионистической манере («Цветочница», 1903). На смену этим увлечениям пришел «крестьянский примитивизм» («Косарь», 1911; «Лицо крестьянской девушки», 1912; «Уборка ржи», 1912; «Плотник», 1912; «Жница», 1912). Созданные им крестьянские типы кажутся статичными и тяжеловесными, их внешний облик явно тяготеет к каким-то условным объемам и формам. От смелых поисков путь лежал к открытию – супрематизму.
Главными составляющими творчества художника стали цвет и геометрические формы. В своем фундаментальном труде «Супрематизм. Мир как беспредметность» Малевич так определял задачи и цели своего творчества:
«Художник может быть творцом тогда, когда формы его картины не имеют ничего общего с натурой. А искусство это умение создать конструкцию, вытекающую из взаимоотношений и цвета, и не на основании эстетического вкуса красивости позиции построения а на основании веса, скорости и направления движения...
Слайд 25
Самоценное в живописном творчестве есть цвет и фактура - живописная сущность, но эта сущность всегда убивалась сюжетом. Живописцы должны бросить сюжет и вещи, если хотят быть чистыми живописцами...
-Живопись краска, цвет, она заложена внутри нашего организма. Ее вспышки
бывают, велики и требовательны. Моя нервная система окрашена ими. Мой мозг
горит от их цвета».
По мнению художника, в супрематических картинах в качестве основного объекта мог выступать какой-то один элемент (квадрат, крест, прямоугольник, круг), но он
не отрицал возможности создания и более сложных композиций с одновременным
использованием геометрических фигур, парящих в пространстве.
Слайд 26
- Давайте посмотрим его картину «Черный квадрат» (1913). Каковы художественные принципы его творческой манеры? (учащиеся отвечают).
- Завораживающее действие «Черного квадрата» связано с его способностью концертировать в себе бесконечное, всемирное пространство, преображаться в другие универсальные формулы мира, выражать все во вселенной, концентрируя это все в форме геометрической и черной поверхности.
Слайд 27
- Он говорил: «Квадрат не подсознательная форма. Квадрат живой царственный младенец! Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были уродства и копия натуры. Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым.. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строится новая форма».
Слайд 28
Владимир Евграфович Татлин (1885 – 1953) – основоположник живописного конструктивизма.
Он не только попал под влияние Малевича, но он стал его постоянным конкурентом и противником. Татлин проявлял особый интерес к человеческой фигуре, к ее поворотам. Он часто разворачивает голову модели, противопоставляя ее движение движению тела. Эти позы он решительно закрепляет, заставляя контурные линии натягивается, а всю фигуру – пружинить. В его произведениях уже существует реальное пространство, не отделенное хотя бы малой долей условности от пространства окружающего. Поверхность предмета реальна – она не нуждается в эстетическом истолковании, - она есть и должна быть целесообразной. Через несколько лет в его творчестве сомкнутся искусство, техника и наука. У него проявилась изобретательность, практическая сметка, целесообразность, что свойственно инженерной мысли.
- Татлин стал родоначальником конструктивизма. Его опыт подхватили Родченко, Степанова, братья Стенберги и другие, оказавшиеся с Татлиным пионерами современного дизайна.
Слайд 29
- «Матрос» (1911) является автопортретом. Он отправлялся в дальнее плавание. Здесь прослеживается натянутая как струна линия. Она не просто обводит силуэт фигуры, но словно обозначает «ребра» объемов, конструирует развороты фигуры, закрепляет позу, доводит движение до кульминационного момента.
Слайд 30
- Давайте посмотрим его картину «Натурщица» (1913). Каковы художественные принципы его творческой манеры? (учащиеся отвечают).
- Красный цвет нейтрализуется белыми пятнами холста, располагающимися вдоль коричневого контура. В этой картине он соединил примитив с художественной утонченностью.
Слайд 31
Судьба русского авангардиста.
- Жизненный и творческий путь каждого из авангардиста авангардистов 1910-х гг. в большей или меньшей мере был связан с событиями, происходившими в России, с революциями 1917 г., со сменой власти. В 1920-е гг. возникли новые объединения художников, пришли новые поколения, которые успели приобщиться к авангардным принципам, хотя работа в этом направлении не могла быть долгой, так как к 1930-м гг. исчезла сама возможность существования авангардного искусства. Однако еще существовал вариант, свидетельствовавший о сближении авангарда с господствующей тогда идеологией.
Поначалу многие художники оказались руководителями и членами разного рода комиссий и отделов народного комиссариата просвещения, стали во главе музеев современного искусства. Но это не могло продолжаться долго. Так называемые левые художники приходили к пониманию несовместимости авангардного творчества и идеологии тоталитарного режима. Малевич понял это уже через несколько лет после революции, немного позже эту несовместимость осознал Татлин.

Слайд 32

Несмотря на то, что авангард разделял и развивал идеи революционного утопизма, сами принципы тоталитаризма были от него бесконечно далеки. Тоталитарному же началу противостояло и многообразие форм авангардных проявлений, которые были основаны на выражении индивидуальных особенностей каждого участника авангардного движения. Главным же было то, что авангард возникал не из идей социального преобразования, а из потребности художника-творца постигнуть через искусство сущность мира и бытия, своего собственного смысла и предназначения. В этом легко убедиться, знакомясь с теоретическими работами В. В. Кандинского, К. С. Малевича, П. Н. Филонова, О. В. Розановой и многих других. Их теоретические изыскания почти столь же интересны и важны, как и собственное творчество, и вместе они составляют свод глубоких идей.
Ситуация 1920-х гг. отличается тем, что прежде в авангардном движении доминировали творческие личности, а теперь в большей мере группы и школы. Если у Малевича в 1910-е гг. были последователи, то в 1920-е гг. его окружают ученики.
Слайд 33
- Русский авангард – явление уникальное в истории мировой культуры. Россия, начавшая осваивать новые художественные идеи, вышла на передовые позиции европейского искусства и стала одним из его признанных лидеров.
- Произведения русских художников – авангардистов занимают почетное место в экспозициях крупнейших музеев мира.










13PAGE 15


13PAGE 14115