Конспект урока по МХК на тему Эстетика эксперимента и ранний русский авангард ( 11 класс)


Тема : Эстетика эксперимента и ранний русский авангард
( МХК , 11 класс)
Цели: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Цель. Формировать представление о художественной культуре России XIX - начала XX века.
Задачи: познакомить учащихся с понятием "авангард", жизнью и творчеством художников авангарда;обратить внимание учащихся на мировоззрение художников авангарда и особенности их живописи;помочь учащимся определить своё отношение к авангардной живописи;
воспитывать любовь к национальной и мировой культуре.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и задач урока.
Эпиграф нашего урока:
«Неслыханные перемены, невиданные мятежи…» А. Блок
Новая форма рождает новое содержание. Искусство всегда было вольно от жизни, и на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города. В. Шкловский.
Странная ломка миров живописных
Была предтечею свободы,
Освобожденьем от цепей,
Так ты шагало, искусство. В. Хлебников
3. Изучение нового материала
Происходит от французских слов «avant», что переводится как «передовой», и «qarde» - «отряд». - Условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве: кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм (начало века), сюрреализм (двадцатые-тридцатые годы), акционизм, поп-арт (работа с предметами), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм (шестидесятые-семидесятые годы), театр абсурда, электронная музыка и др..Авангард собирательное понятие экспериментальных творческих направлений в искусстве « серебряного века ».
Лозунг авангарда: «Новаторство во всех областях искусства». Наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени – эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя.
Все авангардистские течения имеют одно общее:
--новизна,
-смелость,
- вера в наступление эры чудо-техники. - отказ от норм классического изображения,
- деформация форм,
- экспрессия.
- Как вы считаете, почему авангардизм близок по значению к модернизму?
(Авангардизм близок по значению к модернизму (собирательное обозначение всех новейших течений) и отличается от модерна (стиль в искусстве конца XIX - начала XX века)Новаторство во всех областях искусства - таков главный лозунг авангарда. Авангард - собирательное понятие самых "левы" экспериментальных творческих направлений в искусстве "серебряного века". В авангардных течениях, несмотря на всю их разноликость, общими были новизна и смелость, которые считались мерилом творческой одарённости и эталоном современности.
Общей была и наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени - эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой). Проблемы преемственности для сторонников авангарда как бы не существовало.
В 10-е гг. XX века художественное экспериментаторство в разных видах искусства достигает своего апогея, причём удивительно синхронно.
Главная причина синхронности кроется в явном взаимном притяжении художников, поэтов, артистов, музыкантов, в общности творческих, а порой и жизненных интересов. Поколение новаторов искало друг в друге единомышленников в непростом деле ниспровержения устоев.
Они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. За отрицанием изобразительных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом.
Авангардистские течения:
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
Абстракционизм
Супрематизм
Примитивизм - в искусстве конце XIX - XX вв. следование «примитиву», под которым понималось первобытное и народное творчество, культурные традиции отсталых народов.
Лубок - народная картинка, вид изобразительного искусства, отличающийся принципиальной простотой образов.
Художественные объединения.
1.Союз московских художников «Бубновый валет».
-В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде. Причём предмет устойчивый, взятый «в упор», лишённый какой-либо недосказанности или философской двусмысленности.
-Основные представители и их работы Союз московских художников «Бубновый валет».
Илья Иванович Машков - Мир его картин подчеркнуто упрощен, «заземлен», образы статичны, декоративны. В манере мастера чувствуется влияние русского лубка и атрибутов примитивистского искусства. Илья Иванович Машков (1881-1944) «Камелия», «Снедь московская: хлебы», «Натюрморт с магнолиями»
Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) «Возвращение с ярмарки», «Сирень», «Сухие краски»
Александр Куприн (1880-1960) «Тополя», «Завод», натюрморты, индустриальные пейзажи.
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) «Старая Руза», «негр», «Бухта в Балаклаве»
Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) «Звон», «У Иверской», «Автопортрет», «Крекинг нефтеперегонного завода», «Овощи».
2.Группа живописцев «Ослиный хвост».
- Обращались к примитивизму, к традициям русской иконописи и лубка; часть группировки была близка к футуризму и кубизму.
Основные представители и их работы:
Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964)- Организовал группу «Ослиный хвост» (Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.Е. Татлин). Ларионов разработал стиль, впитавший элементы вывески, лубочной картинки, детского рисунка. Его герои взяты из провинциальных местечек, солдатских казарм, уличных вывесок, городских парикмахерских и т. п. «Провинциальная франтиха», «Отдыхающий Солдат», «Петух», «Лучизм».
Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) - Для её картин характерны простота и детская наивность, поднимающая житейские образы над обыденностью. «Крестьяне, собирающие яблоки», «Подсолнухи», «Рыбная ловля», «Евреи. Шабаш».
Марк Шагал (1887-1985) «Я и деревня», «Скрипач», «Прогулка», «Над городом», «Святое семейство».
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) «Матрос», «Натурщица», «Контррельеф», «Проект памятника III Интернационалу», «Летатлин».
3.Русский авангард.
- Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых «ритмов времени». Стремление воссоздать динамичность предмета, его «жизнь» в разных ракурсах.
-Основные представители и их работы:
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) - теоретик живописи, абстракционист «…игра красок на полотне есть проявление изначально данного человеку художественного мышления, которое существует вне зависимости от образов действительности, от окружающих нас предметов...» «О духовном в искусстве» «Дома в Мурнау на Обермаркте», «Импровизация Кламм», «Композиция VI», «Композиция VIII», «Доминирующая кривая». Павел Николаевич Филонов (1883-1941)- - Живописец и график, увлеченный идеей «аналитического искусства» композиций, основанных на бесконечном калейдоскопическом развертывании изображаемых образов «Крестьянская семья», «Победитель города», «Иллюстрация к книге Велимира Хлебникова», «Формула империализма», «Формула весны».
Казимир Северинович Малевич (1878-1935) «Цветочница», «Дама на остановке Трамвая», «Корова и скрипка», «Авиатор», «Супрематизм», «Косарь», «Крестьянка», «Чёрный супрематический квадрат».4. Закрепление изученного.
- Какое искусство принято называть авангардом?
- Во что верили мастера русского авангарда?
- Почему отрицание традиций было необходимо мастерам авангарда?
- Сбылись ли их мечты об "искусстве будущего"?
5. Домашнее задание.