Специфика коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе


«Специфика коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
Аннотация: В статье рассмотрены функции универсальных учебных действий. Представлены виды коммуникативных универсальных учебных действий. Проанализированы умения, которые относятся к коммуникативным действиям.
Анотація: У статті розглянуто функції універсальних навчальних дій. Представлено види комунікативних універсальних навчальних дій. Проаналізовано вміння, які відносяться до комунікативних дій.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, умение учиться, коммуникация, сотрудничество, коммуникативная компетентность.
Постановка проблемы. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» и вести коммуникацию. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения ориентирует нас на главный результат образования – становление личностных характеристик выпускника. В частности подчеркивается, что «выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение». (А. Г. Асмолов [2]) В настоящее время многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Это делает крайне актуальной задачу подготовки детей к началу обучения в школе с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества.
Анализ исследований. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, С. В. Молчановым, Н. Г. Салминой.
Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г. В. Бурменской, И. В. Дубровиной, А. Н. Корнева, Г. Ф. Кумариной, Р. В. Овчаровой, И. Н. Садовниковой и др.
Цель статьи: определить значимость коммуникативных универсальных действий на уроках русского языка для повышения эффективности обучения младших школьников.
Изложение основного материала. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться (А. И. Балашова [3]).
В связи с эффективностью повышения знаний выделяют функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области (И. М. Осмоловская [4]).
В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение определенной общности: установление контактов, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (В. Ю. Разуваева [5]).
Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Сотрудничество – это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности: оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; адекватно реагировать на нужды других и т.д. (О. М. Арефьева [1]).
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (И. В. Кухтинская [6]).
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, непосредственно относятся к сфере коммуникативных умений:
Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений: вступать в процесс общения; ориентироваться в партнерах и ситуациях общения; соотносить средства вербального и невербального общения;
Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений: согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению; доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; применять индивидуальные умения при решении совместных задач; оценивать результаты совместного общения.
Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга (О. М. Арефьева [1]).
Выводы. Таким образом, виды коммуникативных действий предполагают формирование умений планировать учебное сотрудничество, разрешать конфликты, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, которые необходимо создавать на каждом уроке: умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию. Наиболее важные группы умений, которые должны осваивать учащиеся на уроках русского языка: группа информационно-коммуникативных умений, группа регуляционно-коммуникативных умений, группа аффективно-коммуникативных умений.
Список литературы:
Арефьева О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О. М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. Первое сентября – 2012. – № 2. – С. 74–78.
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – Москва : Просвещение – 2011 – 162 с.
Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – Вологда :Легия – 2009. – № 5. – С. 69–73.
Осмоловская И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6–13.
Разуваева В. Ю. Умение слушать собеседника – коммуникативное универсальное учебное действие / В. Ю. Разуваева // Начальная школа. Первое сентября – 2012. – № 9. – С. 22–24.
Кухтинская И. В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / И. В. Кухтинская // Начальная школа плюс до и после. Первое сентября – 2012. – № 2. – С. 13–15.