Выступление на педагогическом совете на тему: Профессиональный стандарт педагога


Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнелюбажская школа-интернат»
Фатежского района Курской области с. Верхний Любаж
Выступление на педагогическом совете
«О профессиональном стандарте педагога»
Подготовил
учитель математики и физики
Долженкова С.В.
2017 г.
В содержании профессионального стандарта педагога первой частью является обучение, в которой сказано:
Педагог должен:
1.Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе,  должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. 
2.Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 
3.Уметь  планировать,  проводить  уроки,  анализировать  их эффективность (самоанализ урока). 
4.Владеть  формами  и  методами  обучения,  выходящими  за  рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5.Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить  в  образовательный  процесс  всех  учеников:  со  специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский  язык  не  является  родным;  учеников  с  ограниченными возможностями и т.д.
6.  Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7.  Владеть  ИКТ-компетенциями.
В своем выступлении я остановлюсь на применении различных форм и методов проверки знаний обучающихся на уроках математики.
Мотивация человека во многом зависит от того, как оценивают его деятельность. Педагогам на каждом уроке приходится оценивать деятельность своих обучающихся, уровень полученных ими, сформированных знаний и умений. Формирование положительной мотивации обучающихся к урокам, создание гуманной, творческой атмосферы на уроке связаны с тем, насколько грамотно педагог оперирует оценкой труда, уровнем развития обучающихся.Поурочный контроль трудно сделать регулярным для всех обучающихся. У наиболее активных школьников накапливается большое количество отметок, а у других – пусто. Многие обучающиеся начинают готовиться к урокам, просчитывая степень вероятности проверки их знаний учителем.
Выставляя отметку своему ученику, педагог оценивает не только знания, но также мотивацию к учению, старания, усилия, творчество, так как оценка может носить комплексный характер.
Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.
Оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого, оценка должна выполнять стимулирующую функцию, оценка должна быть всесторонней. При проверке знаний, умений и навыков обучающихся большое значение имеет их объективная оценка.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы. Она является для учителя средством установления того, как обучающийся усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. Одновременно проверка и оценка служат сигналом о трудностях в изучении материала, об эффективности применения учителем того или иного учебного пособия, методов и приемов обучения. Проверка знаний важна и для обучающихся, так как служит им сигналом об уровне усвоения и обучает самоконтролю. Основной целью проверки и оценки качества знаний обучающегося учителем является определение качества усвоения им программного материала – уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике.
Задачами учета и контроля знаний по математике можно считать следующие: 
1. Определить меру ответственности каждого обучающегося за результаты учения. 
2. Оценить уровень умений обучающегося добывать знания самостоятельно. 
3. Учитель должен анализировать результаты контроля и делать вывод о необходимости совершенствовать преподавание, а обучающийся – о необходимости продвижения в своем умственном развитии. 
Условно контроль знаний обучающихся можно подразделить на следующие виды: 
• Текущий контроль. 
• Тематический контроль. 
• Периодический контроль.
Текущий контроль – это контроль за усвоением знаний, умений и навыков обучающимися на каждом уроке, на отдельных этапах урока. Обучение математике, как известно, сопровождается записями в тетрадях, поэтому проверка тетрадей обучающихся является необходимым элементом текущего контроля. Результаты проверки тетради обучающегося учитываются при оценке успеваемости. Необходимым элементом текущего контроля является проверка домашних заданий. На каждом уроке я выясняю, что ребятам было непонятно при выполнении домашних заданий и не оставлять их вопросы без ответов. Я всегда заранее продумываю, как и кого буду спрашивать по домашнему заданию, предполагаю, какие могут возникнуть вопросы. Также распространенной формой текущего контроля являются кратковременные контрольные работы, математические диктанты, тесты, контрольный устный счет, уплотненный фронтальный опрос и так далее. Все оценки за эти виды работ выставляю в журнал. 
Решая главную задачу обучения школьников, я провожу работу по накопляемости оценок и, следовательно, объективно выставляю оценки за четверти, полугодия и год.
Повторюсь еще раз: математика – письменный предмет и оценки за письменные работы играют ведущую роль в определении итоговой оценки. Остановлюсь подробнее на некоторых формах текущего контроля: Математические диктанты – хорошо известная форма контроля знаний. Я сама или с помощью звукозаписи задаю вопросы, а дети записывают ответы на них. 
Математические диктанты развивают умение воспринимать задания на слух, а это ведет к умению слушать лекцию и слушать вообще.Это альтернатива устного счета, который охватывает не всех обучающихся.Ответы на вопросы диктанта показывают, усвоено ли основное содержание ранее изложенного материала. 
В последнее время широкое распространение получили тесты. Тест, как и любая другая проверяющая работа, должен отвечать своему месту в программе, быть своевременным, а также согласовываться с целями и задачами, которые ставит учитель в данном конкретном случае, то есть быть результативным. При проведении тестов я учитываю психологию ребенка, когда ему нужно выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Грамотно рассуждая, обучающийся может выбрать достоверный ответ, не решая задачи. Но нельзя исключать и случай везения. Поэтому задания для теста необходимо выбирать с учетом следующих требований: • их нужно решить за время, не превышающее рамки урока (40 минут), • результат не должен сильно зависеть от везения, а каждый обучающийся, опираясь на свои знания, умения и навыки, может получить правильный ответ. 
Все тесты можно подразделить на две группы: 
1.Проверяющие логические способности обучающихся. 
2. Проверяющие основные знания и умения обучающегося. 
Тесты имеют главное преимущество перед обычной контрольной работой – оперативность: его можно провести и проверить быстрее, а оценки можно объявить сразу по окончании. Разнообразие тестов, их большое количество позволяет учителю проводить их так часто, как ему это необходимо в зависимости от цели урока, наличия учебного времени, уровня подготовки обучающихся. 
Однако, система тестов не может полностью заменить традиционную форму контроля – самостоятельную работу. Самостоятельную деятельность обучающегося можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Я учитываю, что при составлении заданий для самостоятельной работы степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе. 
В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельной работой, она может быть: 
• обучающей; 
• тренировочной; 
• закрепляющей; 
• повторительной; 
• развивающей; 
• творческой; 
• контрольной.
Такие самостоятельные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Они должны отвечать следующим требованиям: 
• контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему;
•они должны быть направлены на отработку основных навыков;
•они должны обеспечивать достоверную проверку уровня обучения;
•они должны стимулировать обучающихся, позволять им демонстрировать прогресс в своей общей подготовке. 
В качестве других форм контроля знаний обучающихся по математике можно использовать зачёты. Они используются с целью повышения ответственности обучающихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности и уверенности в себе каждого. Зачёт проводится обычно после изучения какой-то важной темы. Удобнее на зачёт отводить два урока, так как необходимо проверить теоретические знания и практические умения и навыки обучающихся. На зачетном уроке могут сочетаться индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Основными компонентами зачетного урока являются: уровневая дифференциация заданий, которая осуществляется составлением заданий, в которых учитывается уровень обязательной подготовки обучающегося и идёт постепенное возрастание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий.
В качестве нестандартных форм контроля знаний обучающихся можно предложить следующие: математическая эстафета и кроссворд.Математическая эстафета - это вид контроля обычно эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. Эстафету можно проводить с помощью карточек или с помощью доски.
При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в размещении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения обучающихся в активную умственную деятельность. Фигуру кроссворда можно спроектировать на доску, можно оформить на отдельных листах. Можно использовать кроссворды, составленные детьми, по различным темам в качестве творческих домашних работ. Учебная деятельность обучающихся включает в себя контрольно-оценочную, подразумевающую контроль учебной работы во всех видах и на всех этапах урока, оценку результатов работы обучающихся, их учет и корректировку. Основными целями контрольно-оценочной деятельности являются следующие: 1. Активизация учебно-познавательной деятельности каждого ребёнка. 
2. Побуждение обучающихся к взаимообучению 
3. Побуждение обучающихся к самостоятельной работе во внеурочное время. 
4. Самооценка уровня усвоения материала. 
Однако, учителю необходимо заботиться о накопляемости оценок, о необходимости оценивать знания, умения и навыки по математике отдельных обучающихся, добиваться активного включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность. Предложенные формы учета и контроля знаний обучающихся помогают решать основные цели урока. Однако, творчеству учителей нет предела. Поэтому это далеко не все формы, активизирующие деятельность обучающихся на уроке математики.
Оценивание знаний обучающихся — это сложнейшая педагогическая проблема.
Оценки и отметки — это та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Потому что школьная отметка — это не только результат работы школьника. В ней соединяются характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к обучающемуся, стиль работы учителя. Без оценивания работы обучающегося не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на обучающихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний обучающихся предъявляются достаточно серьезные требования. Основным требованием к качеству оценивания является его объективность.
Только комплексное использование тестовых и не тестовых форм контроля над учебной деятельностью учеников дает возможность объективного оценивания знаний, умений и навыков обучающихся и направлено на повышение качества обучения.