Презентация на тему ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПИСЬМА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Объектом нашей работы являлись особенности приобретения умения писать на немецком языке и особенности перехода этого умения в навык у учащихся младших классов.Предмет исследования составила методика обучения технике письма на начальном этапе изучения немецкого языка в начальной школе. Техника письма включает в себя два аспекта: каллиграфию и орфографию. В дипломной работе подробно рассматривались особенности формирования каллиграфического письма у младших школьников, изучающих немецкий язык. Обучение технике письма на начальном этапе изучения иностранного языка. Мы ставили перед собой следующую цель: на основе выявленных приёмов развития каллиграфических навыков научить грамотно писать учащихся начальной школы. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:определить роль письма в процессе обучения немецкому языку;описать особенности формирования каллиграфических навыков у младших школьников на уроках русского языка в начальной школе и определить их значение для методики обучения немецкому языку;выявить особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста;проанализировать методику формирования навыков письма на уроке немецкого языка на начальном этапе;обобщить опыт работы по обучению технике письма на начальном этапе обучения немецкому языку в начальной школе и выделить наиболее эффективные методы и приемы этой работы;экспериментально проверить эффективность использования приёма игры как активного средства для развития каллиграфических навыков;проанализировать результаты собственной деятельности по выявлению возможности использования игры как средства для развития каллиграфических навыков. Теоретическую основу работы составили исследования работ таких психологов, как Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, Л.Ф. Ткачевой, Л.В. Журовой и других, педагогов-методистов: Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, А.М. Артемовой, В.А. Илюхиной. Анализ работ исследователей показал, что каллиграфические навыки письма формируются постепенно, следовательно, то, какие требования можно предъявлять учащимся при обучении письму в том или ином возрасте, должно быть определено психофизиологическими особенностями учащихся. С психофизиологическими особенностями возраста ребёнка связан также выбор приёма игры. Большинство заданий по обучению технике письма носят игровой характер, что стимулирует интерес к иностранному языку и повышает эффективность усвоения материала. Это вызвало необходимость более подробно остановиться на рассмотрении приёмов формирования каллиграфического письма на уроке немецкого языка и выделить наиболее активные приёмы. При творческом подходе, основанном на понимании проблем обучения письму, на понимании развития ребёнка, опираясь на опыт учителей начальных классов, учитель немецкого языка может повысить качество учебно-воспитательного процесса, успешно решая проблемы обучения технике письма и формирования навыка письма на начальном этапе обучения языку. На основе теоретического исследования был сделан вывод, что применение игры на уроке немецкого языка повысит эффективность развития каллиграфических навыков у младших школьников. Перечисленные результаты исследования послужили основанием для выдвижения гипотезы о том, что эксперимент по применению игровых приёмов в целях развития каллиграфических навыков сделает обучение технике письма на начальном этапе изучения немецкого языка более успешным. Цель эксперимента: на основе выявленных приёмов развития каллиграфических навыков научить грамотно писать учащихся младших классов. Описание: эксперимент проводился в группе, состоящей из четырёх человек, в Тёсовской средней школе Новодугинского района Смоленской области, в которой имеются оптимальные условия для проведения эксперимента из-за небольшого количества учащихся. Возраст учащихся соответствует требованиям проведения эксперимента (9-10 лет). В основу эксперимента была положена игра «Домино». На уроках иностранного языка можно использовать различные варианты данной игры, например, простое упражнение для подбора картинки к слову. Оно помогает в игровой форме отработать и закрепить новую лексику. В эксперименте мы усложнили задачу: ученики сами должны были написать слово на карточке и сопоставить его с картинкой. Лексический материал был выбран по теме «Tiere». От этапа к этапу время на выполнение заданий сокращалось. Задачи эксперимента:определить средства развития техники письма;определить место игровых приёмов в процессе формирования каллиграфических навыков.Продолжительность эксперимента составляла три академических часа, а также время, затраченное учениками на выполнение домашнего задания.Эксперимент проводился в 4 классе Тёсовской средней школы им. В.В. Докучаева Новодугинского района Смоленской области. В эксперименте принимала участие группа учеников, состоящая из 4 человек. Эксперимент базировался на знаниях, полученных учащимися на уроках немецкого языка. В качестве учебного пособия был взят учебник «Бим И.Л., Рыжова Л.И. Учебник: Немецкий язык для 4 класса. - М.: Просвещение, 2008». Экспериментальное исследование состояло из 3 этапов: Списывание текста с доски с целью выявления недостатков каллиграфии на базе определённого языкового материала и проверки уровня владения учениками каллиграфическими навыками. Анализ результатов первого этапа показал, что ученики имеют следующие недостатки: несоблюдение гигиенических норм, разная величина букв, несоблюдение размеров строки, несоблюдение высоты заглавных и строчных букв, несоблюдение расстояния между буквами. Многоразовое проведение игры с целью исправления каллиграфических ошибок и индивидуальная работа с учениками. На данном этапе использовались такие приёмы как исправление ошибок в игровой форме. Этот этап эксперимента помог обратить внимание учащихся на их ошибки и исправить их. Также проводилась индивидуальная работа с учениками. Осиной Полине в течение выполнения всех заданий делались напоминания о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом контролировалось соблюдение гигиенических правил письма. Власову Павлу постоянно напоминалось о необходимости соблюдения размера букв. Маралину Игорю постоянно напоминалось о необходимости соблюдения строки, высоты заглавных букв, о соблюдении расстояния между буквами. В течение выполнения всех заданий напоминалось о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом контролировалось соблюдение гигиенических правил письма. Hallo, Katze! Wie geht es dir? Hallo, Kuh! Es geht mir schlecht! Warum, Katze? Kinder haben meinen Namen nicht sauber geschrieben! Und jetzt bin ich auch nicht sauber! Ich bin auch nicht sauber, Katze! Kinder, schreibt unsere Namen sauber! Контрольное списывание текста с доски с целью сравнения уровня владения каллиграфическими навыками до и после эксперимента. Анализ результатов показал, что Осина Полина соблюдает гигиенические нормы, у Власова Павла высота букв стала одинаковой, Маралин Игорь научился соблюдать размеры строки, разграничивать высоту заглавных и строчных букв, соблюдать гигиенические нормы и расстояние между буквами. Из эксперимента следует, что при индивидуальной систематической работе с учащимися учитель может не только сформировать каллиграфический навык, но и на ранних этапах предупредить и исправить недостатки в письме, опираясь на эффективные методики обучения письму. Как показал эксперимент, самым эффективным приёмом развития каллиграфических навыков у младших школьников является игра. Но современному учителю для достижения наилучших результатов необходимо владеть как можно большим количеством приёмов обучения каллиграфии, комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей каждого учащегося своего класса. Проведенное исследование даёт основание сделать вывод о том, что совершенствование процесса формирования каллиграфических навыков возможно и оно может быть достаточно эффективным. Обобщение материалов, освещающих данный вопрос в психологии, педагогике, физиологии, методике преподавания родного (русского) и иностранного (немецкого) языков, а также результаты экспериментальной работы позволяют нам предложить учителям немецкого языка некоторые приёмы оптимизации работы над формированием каллиграфических умений и навыков у учащихся начальных классов.