Родительское собрание на тему Готовность ребенка к школе (1 класс)

Тема: Готовность ребёнка к школе
Цели:
познакомить родителей с важными показателями готовности ребёнка к обучению;
дать рекомендации по подготовке ребёнка к школе;
изучить мнения родителей о выборе школы для ребёнка;
раскрыть необходимость введения школьной формы.
Участники: родители будущих первоклассников, представители администрации школы, школьный психолог, логопед, учителя начальной школы.
Подготовительная работа:
Подбор статей, книг, журналов по теме собрания. Организация выставки литературы.
Составление анкеты «Выбор пути».
Составление памятки для родителей о подготовке детей к школе.
Оформление, оборудование и инвентарь:
анкеты «Выбор пути» для родителей;
памятки-советы для родителей;
выставка психолого-педагогической литературы «Готовность ребёнка к школе»;
запись на доске темы собрания, русских народных пословиц и поговорок:
Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.
Когда ребёнку три года, вся семья учится говорить.
Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне.
Ход собрания
I. Вступительное слово представителя администрации школы.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе открывает собрание, называет его тему и цели.
II. Сообщение учителя начальной школы по теме «Готовность ребёнка к школе».
В семье волнующее, радостное событие: в этом году ваш сын или дочь поступают в первый класс.
Несомненно, в каждом доме ребёнку купят новенькую форму, бережно уложат в ранец письменные принадлежности, приготовят и запасут впрок множество нужных мелочей.
А готов ли сам ребёнок к такому серьёзному шагу в своей жизни?
Готовность ребёнка к школе определяется прежде всего его физическим и психическим развитием. Любые отклонения в здоровье будут помехой учению.
Главным в укреплении здоровья должно быть чёткое выполнение режима дня. Ребёнок должен вовремя ложиться спать, уметь рано просыпаться, делать зарядку. В любую погоду обязательно бывать на воздухе, причём не просто гулять, а активно двигаться.
Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы вашего ребёнка. К моменту поступления в школу у ребёнка ещё недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения. Он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется.
Не заставляйте ребёнка перенапрягаться. От долгого сидения за столом, особенно при неправильной посадке, от длительных упражнений в письме возможны переутомление мышц, искривления позвоночника и мелких костей пальцев и кистей рук. А сильное утомление ведёт к раздражительности, агрессивности ребёнка. Излишняя возбудимость или заторможенность снижают способность к обучению, а в дальнейшем ведут к нежеланию учиться, ходить в школу, отрицательно сказываются на отношениях с товарищами.
Вторым важным показателем готовности к обучению является объём знаний, которыми овладел ребёнок до школы, наличие у него определённого кругозора, на который опирается учитель в школьном обучении. У ребёнка, как правило, накоплен богатый чувственный опыт: представления о предметах и явлениях окружающего мира, об отношениях людей. Должны быть накоплены и знания о нашей Родине, труде людей, о важнейших технических достижениях (освоении космоса, применении роботов и автоматов в производстве). Он должен иметь представления о пространстве и времени, знания о числе, счёте. Многие дети, идя в 1 класс, знают о букве и звуке, умеют читать.
Наконец, дети должны овладеть и системой различных действий: уметь себя обслуживать, выполнять несложные физкультурные упражнения, владеть ножницами, иглой, карандашом, кистью.
Дети должны уметь слушать рассказ, объяснение, выполнять поручения, наблюдать.
Все эти знания и умения обеспечивает программа детского сада. Если ребёнок воспитывается дома, постарайтесь, чтобы он тоже овладел перечисленными навыками и умениями.
У детей дошкольного возраста должны быть сформированы определённые интеллектуальные умения: ребёнок должен уметь слушать, запоминать, решать несложные задачи. Почаще задавайте детям вопросы: как? почему? Учите их рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы из наблюдений.
Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Учите ребёнка связно говорить, чётко излагать мысли. Почаще просите пересказать прочитанное. Это не только тренирует память, но и обогащает речь.
Образность языка сказок, стиль рассказов для детей, созданных классиками (К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым и др.), учат правильно говорить, логично мыслить. Ведь недаром говорят: «Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры».
Спросите любого учителя, каким он хочет видеть первоклассника, и услышите: собранным, организованным, умеющим слушать, выполнять требования учителя, считаться с окружающими людьми, то есть умеющим жить и работать в коллективе.
Учите этому вашего ребёнка. Если поручили ему какое-то дело, проверьте, как он его выполнил; если он начал рисовать или лепить, пусть доведёт дело до конца; если его желания не совпали с желаниями товарищей, младшего братишки или сестрёнки, пусть прислушается к их мнению, уступит в чём-то. Пусть не шумит, если бабушка легла отдохнуть, не отвлекает старшего брата, если тот делает уроки, то есть пусть ваш ребёнок научится уважать окружающих людей.
Очень важно с раннего возраста привить детям навыки культурного поведения. Дети должны уметь обращаться на «вы» к взрослым и вообще старшим, особенно незнакомым, людям. Излагая просьбу или желание, употреблять «волшебные» слова: «пожалуйста», «будьте добры»; дети должны вежливо извиниться, если допустили оплошность, попросить прощения, если нечаянно кого-то обидели. Приветливый, вежливый ребёнок приятен в общении, выгодно отличается от грубых, невоспитанных сверстников. У него легко складываются отношения с товарищами, старшими.
Очень важна личностная готовность ребёнка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе, учителю. Известно, что уже с раннего дошкольного возраста дети любят играть в «школу». Но сначала это интерес к внешним признакам школы: звонок, игра на перемене, указка в руках учителя, портфель у ученика. А в возрасте 5-6 лет дети, играя в «школу», уже объясняют, слушают, задают вопросы и решают задачи, то есть у них уже сформирован интерес к учебной деятельности, они хотят учиться.
Родители должны поддерживать это желание учиться, интерес к школе. Ни в коем случае нельзя пугать детей школой и учителем. Обычно так бывает, если ребёнок непослушен, не хочет заниматься. Прибегая к такой угрозе, родители даже не подозревают, какой вред наносят своему ребёнку, как усложняют его будущую школьную жизнь.
III. Анкетирование родителей школьным психологом.
- Уважаемые родители! С целью определения условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и ваших родительских ожиданий просим вас ответить на вопросы анкеты «Выбор пути»:
Чем обосновывается ваше решение отдать ребёнка в нашу школу:
способностями ребёнка;
его интересами;
будущим профессиональным выбором;
близостью расположения школы к вашему дому;
мнением о школе жителей микрорайона;
другое.
В чём заключается, на ваш взгляд, главный смысл обучения ребёнка в школе:
в проявлении и раскрытии способностей ребёнка;
в развитии его интересов и потребностей;
в познании основ наук;
в подготовке ребёнка к самостоятельной жизни;
в развитии его творческих возможностей;
в подготовке к выбору профессии;
в познании и проявлении индивидуальных особенностей;
другое.
Что вам больше всего нравится в нашей школе?
Что вас не удовлетворяет в работе и жизни школы?
IV. Сообщение заместителя директора по учебно-воспитательной работе о необходимости наличия школьной формы.
Согласно закону «Об образовании» школьная форма не является обязательной. Решение этого вопроса отнесено к компетенции Совета школы и её администрации. В настоящее время форма вернулась во многие школы.
Введению школьной формы дети сопротивляются меньше, чем родители.
Каковы же основные причины этого сопротивления? Опрос родителей выявил, что таковыми являются:
Родительское тщеславие («Я хочу одевать своего ребёнка не так, как другие»).
Родители идут по пути наименьшего сопротивления («Что есть, по пусть и надевает, зачем думать, ломать голову над подбором одежды»).
Родители идут на поводу у своих детей.
В средствах массовой информации за последние 10 лет было много материалов, в которых доказывалось, что ношение формы способствует нивелировке личности.
И всё же школьная форма нужна. Вот аргументы психологов в пользу введения школьной формы:
Ребёнок из малообеспеченной семьи в форме не будет чувствовать себя униженным, глядя на разодетых детей из состоятельных семей.
Наличие формы является традицией для учебных заведений Украины и других стран на протяжении веков.
Форма дисциплинирует, делает ребёнка более организованным, собранным, внимательным, создаёт деловой настрой, повышая производительность труда.
В форме неудобно (физически) затевать свалку на перемене, так же как спортсмену было бы неудобно в деловом строгом костюме работать на спортивных снарядах. Тем самым одежда определяет тип поведения.
Деловой костюм создаёт эстетику рабочего места (расфранченный, просто безвкусный или неряшливый вид одежды часто является проявлением ущербности личности).
Зрение детей очень хрупкое. Зрительное напряжение усиливается из-за многообразия различных ярких цветов, иной раз просто ядовитых оттенков. Мельтешение десятков и сотен детей в такой одежде отрицательно влияет на зрение, повышает утомляемость учеников, а значит, ведёт к снижению сопротивляемости организма различным заболеваниям. По наблюдениям психологов, утомление наступает уже к третьему уроку.
Деловой стиль одежды меньше раздражает нервную систему за счёт сдержанности цветового решения и правильности линий, что способствует лучшей концентрации внимания, меньшей утомляемости, большей работоспособности. Это особенно актуально для младших школьников.
Школьная форма, как и любая корпоративная одежда, подчёркивает принадлежность человека к данной организации. Если школа является для учащихся авторитетным социальным институтом, то и ношение формы как знак принадлежности к ней повышает уровень мотивации к учению.
Если родители доверяют школе, учителям, то можно прийти и к взаимопониманию по вопросу о введении школьной формы.
V. Ознакомление с памятками-советами, рекомендациями родителям о подготовке детей к школе.
О чтении до школы. Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении, - это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки родного языка неправильно, с призвуками: мэ - вместо м, эн - вместо н и т.д.
О развитии речи. Разговаривать с ребёнком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий мир. Каждый день делитесь с ребёнком своими впечатлениями о музыке, о людях, о природе - обо всём, что волнует вас. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом становясь всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же.
Всем родителям необходимо своевременно проконсультировать сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи.
О письме. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, что-то мастерили, успешно овладевают навыками письма.
О математике. Что должны знать и уметь дети до школы:
прямой и обратный счёт до 10, количественный («сколько») и порядковый («который») счёт;
предыдущие и последующие числа в пределах десятка;
составлять числа первого десятка;
разделить предмет на 2-4 равные части;
измерять высоту, длину, ширину при помощи палочки или верёвочки, сравнивать предметы;
изображать треугольник, четырёхугольник, круг.
VI. Ознакомление родителей с тематической выставкой литературы «Готовность детей к школе».
15